Аллергия как фактор проявления иммунодефицита

Аллергия как фактор проявления иммунодефицита thumbnail

Аллергия и иммунитет тесно взаимосвязаны. Вследствие аллергической реакции происходит ослабление иммунной системы. Для того чтобы на иммунитет аллергия не влияла, необходимо лечить соответствующие заболевания своевременно.

Иммунитет и аллергия: какая между ними связь

Аллергическая реакция наблюдается при ослаблении иммунитета, выражающемся в накоплении IgE, выделении гистамина. При этом снижается способность организма сопротивляться инфекционным заболеваниям.

Обратите внимание! При снижении местного иммунитета в области слизистых оболочек респираторных путей облегчается процесс проникновения инфекции в организм. Из-за отсутствия противодействия аллергены поражают системные органы человека. В результате возникают серьезные болезни, которые тяжело поддаются лечению.

Причины развития аллергии

Механизм иммунного ответа, который запускается при взаимодействии с аллергеном, у всех пациентов одинаков. Но причины формирования чувствительности к влиянию провоцирующего фактора разнообразны. Аллергия нередко появляется при контакте с химическими веществами или проживании в неблагоприятной экологической обстановке.

Аллергия и иммунитет

Наиболее значимые триггеры

Под значимыми триггерами понимают факторы, провоцирующие возникновение аллергической реакции. К их числу относятся:

  • наследственная предрасположенность к возникновению аллергии;
  • острые и хронические инфекционные заболевания;
  • контакт с ядовитыми веществами.

При выяснении того, как аллергия влияет на иммунитет , следует отметить, что в большинстве случаев встречается совокупность провоцирующих факторов. Даже отягощенная наследственность обычно никак не проявляет себя без воздействия дополнительных триггеров.

Рецепторы tlr2 при аллергии

Стоит отметить влияние аллергии на состояние реснитчатого эпителия, расположенного в районе дыхательных путей. В отдельных ситуациях наблюдается частичное подавление активности TLR2. Он представляет собой толл-подобный рецептор, ответственный за стимулирование клеточного иммунитета.

Иммунитет при аллергии ослабляется, потому что толл-подобные рецепторы способны соединяться с имеющимися в стенках клеток вредоносных бактерий липосахаридами. Липосахариды при проникновении в кровь, в свою очередь, становятся причиной выраженной интоксикации.

Низкий иммунитет при аллергии сопровождается такими проявлениями:

  • повышенной температурой;
  • учащенным пульсом;
  • резкими колебаниями кровяного давления;
  • развитием септического шока.

Взаимосвязь таких понятий, как аллергия и иммунитет , в таком случае ярко выражена. В норме при связывании мембранных белков с липосахаридами патогенных бактерий запускается иммунный ответ. При уменьшении активности TLR2 белка происходит искажение иммунного ответа при вторжении в организм возбудителя инфекционного заболевания.

Иммунные пептиды при аллергии

При аллергической реакции происходит снижение активности бета-дефензина. Бета-дефензин представляет собой пептид, который принадлежит к дефензинам (иммунным белкам). Подобные иммунные белки принимают непосредственное участие в процессе фагоцитоза.

Пептиды указанной группы, повышающие барьерную функцию организма, помогают бороться с перечисленными ниже патологиями:

  • гриппом;
  • цитомегаловирусом;
  • герпесом;
  • заболеваниями, спровоцированными патогенным микроорганизмом Pseudomonas aeruginosa;
  • аденовирусом.

Важно! При ослаблениииммунитета, сопровождающегося снижением количества дефензинов в организме, может возникать угревая сыпь.

Кателицидин

Кателицидин является антимикробным низкомолекулярным белком. Он присутствует в:

  • нейтрофилах;
  • моноцитах;
  • лимфоцитах;
  • эпителиальных клетках.

Антимикробный белок играет большую роль в слаженном функционировании человеческого организма. Например , кателицидин:

  • активен против отдельных патогенных бактерий;
  • указанный белок принимает участие в регенерации эпителия;
  • кателицидин защищает сперматозоиды от поражения патогенными микроорганизмами при перемещении через женские половые пути (к яйцеклетке).

Аллергия и иммунитет

Стресс и фактор стерильности

Широкое распространение получил «фактор стерильности» («теория гигиены»). При создании практически идеальных бытовых условий, приближенных к параметрам максимальной чистоты, уменьшается потребность организма в иммунной защите. В результате может развиваться аллергия на вещества, которые, в принципе, не представляют особой опасности. К таким аллергенам принадлежат пыль, кошачья шерсть, отдельные продукты питания. В тяжелых случаях развивается сильная аллергическая реакция, сопровождающаяся отеком Квинке .

Аллергия и иммунодефицит

Аллергию не следует рассматривать как пример иммунодефицита. Аллергическая реакция представляет собой патологически обостренную чувствительность организма. Механизмы, которые отвечают за ее реализацию, активизируются, а не подавляются.

Иммунотерапия: ее особенности и преимущества

АСИТ (аллергенспецифическая иммунотерапия) благотворно влияет на организм. Она помогает сформировать иммунологическую толерантность.

Положительное влияние АСИТ на организм заключается в следующем:

  • уменьшение чувствительности к воздействию аллергенов;
  • снижение потребности в медикаментах;
  • предупреждение дальнейшего распространения воспаления.

Аллергия и иммунитет

АСИТ эффективна и в том случае, когда наблюдается астма при аллергии. При применении этой методики в организм больного вводится постепенно увеличивающаяся доза специально измененного аллергена. При этом состояние пациента контролируется при помощи клинических анализов.

Несмотря на то, что АСИТ в целом способна положительно влиять на организм, есть определенные противопоказания к применению методики:

  • детский возраст (до пяти лет);
  • прием лекарственных средств, принадлежащих к группе бета-блокаторов;
  • тяжелая астма;
  • наличие иммунодефицита.

Важно! В отдельных случаях при введении в организм аллергена возникают и такие негативные последствия, как анафилактический шок, бронхоспазм.

Как укрепить организм и методы профилактики

Борьба с аллергической реакцией предполагает:

  • исключение контакта с аллергеном;
  • применение лекарств с антигистаминными свойствами;
  • использование секретолитиков и бронхолитиков для улучшения функций органов, пораженных аллергической реакцией;
  • прием препаратов из группы глюкокортикостероидов для подавления воспаления.

Стоит задуматься о том, как повысить ослабленный иммунитет при аллергии. Комплекс прием витаминов и включение в рацион большого количества рыбы, мяса и свежих овощей позволяет укрепить иммунную систему. Но при составлении ежедневного меню нужно убедиться в отсутствии пищевой аллергии на какой-либо продукт.

Чтобы снизить влияние аллергии на иммунитет , применяют и лекарственные растения с иммуномодулирующим, гепатопротекторным и детоксикационным эффектом. К числу таких лечебных трав принадлежат:

  • эхинацея. Лекарственное растение обладает выраженным иммуномодулирующим эффектом;
  • солодка. Лечебное растение можно применять при нарушении функций дыхательной системы. Средства, сделанные на основе солодки, используют при лечении бронхиальной астмы, спровоцированной аллергической реакцией;
  • крапива двудомная. Лечебное растение способствует укреплению иммунной системы, очищению крови;
  • зверобой, наделенный выраженным противовоспалительным и антисептическим эффектом.

В целях профилактики можно применять и средства, в составе которых присутствует дигидрокверцетин. Указанный флавоноид отличается выраженным антиоксидантным эффектом. Он нейтрализует активность свободных радикалов, оказывает противоаллергическое воздействие.

Аллергия и иммунитет

Народные средства активно применяют и при лечении аллергии. Напитки, сделанные на основе одуванчика лекарственного, способствуют улучшению процессов метаболизма, нормализации пищеварения. Средства с девясилом полезны при пищевой аллергии, заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта. Иван-чай способствует выведению токсинов и тяжелых металлов из организма.

При появлении первых неблагоприятных симптомов сдают анализ крови на иммуноглобины (антитела ). Такое исследование проводят для определения аллергена.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

ИМЕНИ АКСАКОВОЙ ОЛЬГИ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕЛА АКСАКОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Научно-исследовательская работа

«Аллергия – болезнь XXI века»

Подготовили: ученицы 4А  класса  

                                                                                   Мурзина Ю.Ю., Добрусина К.Д.

                                                                              Руководитель: Тарадайко Н.А.

                                                            Белебей, 2019

Оглавление

Введение ……………………………………. …………………………………………3

Основная часть        

1. Теоретическая часть.

1.1. Из истории заболевания……………………………………………………………5

1.2 Виды аллергических заболеваний…………………………………………………6

1.3 Методы диагностики заболевания у детей ………………………………………..7

2. Практическая часть.

2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся…………………………………………………………………………………9

2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови ………………………………………..9

2.3 Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы…………………………………………………………….9

3.Заключение…………………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………………………12

Введение

  Международная статистика свидетельствует, что количество аллергиков в мире постоянно растет и к 2020 году почти у половины землян будет воспалительная реакция на тот или иной раздражитель.

Распространенность аллергии напоминает эпидемию. За последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой форме. Что касается Российской Федерации, то в нашей стране на первом месте по заболеваемости находится бронхиальная астма: ею у нас болеет каждый 12-й житель, затем следуют аллергический ринит и дерматит.

С чего всё начинается? Как правило, врагами становятся домашняя пыль, пыльца растений, плесень, шерсть домашних животных, некоторые виды пищевых продуктов и т.д. Они становятся так называемыми аллергенами и возникает аллергия.

Актуальность исследования: Аллергия по праву считается болезнью XXI века. Наибольшее количество, страдающих этим заболеванием, – это дети. Особое место среди множества аллергенов принадлежит пыли. Так как большее количество времени учащиеся проводят в школе, нас заинтересовал вопрос содержания пыли в кабинетах нашей школы.

 Цель исследования: Дать оценку степени запыленности  школьного пространства  с помощью пылевых ловушек и вывести рекомендации по снижению содержания пыли в воздухе.

Для этого потребовалось решить следующие задачи:

— изучить научную литературу по вопросу истории возникновения заболевания аллергия, познакомиться с видами аллергии и методами её диагностики;

 -систематизировать материал исследования;

 — диагностировать предрасположенность к этому заболеванию у себя;

— исследовать воздух на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы.

При подготовке были использованы следующие методы:

  • Теоретические (нами была изучена и проанализирована литература по данной теме, проведено обобщение и систематизация полученных сведений).
  • Эмпирические (проведено анкетирование среди учащихся 3-4 классов).
  • Математические (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и моделирование ответов).

Объект исследования: учащиеся 3-4 х классов.

Предмет исследования: аллергические заболевания учащихся 3-4 классов.

Выдвигаемая гипотеза исследования – самым распространённым видом аллергии среди детей является аллергия на пыль.

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:

-выбор темы;

-постановку цели и задач;

-сбор материла;

-обобщение полученных данных;

— выявление закономерности, подведение итогов работы.

1. Основная часть

1.1 Из истории заболевания

Изначально, для определения точного значения термина  «аллергия», мы обратились к различным словарям. По толковому словарю Ожегова, аллергия – это изменённая реактивность организма, вызываемая какими-нибудь чуждыми организму веществами и выражающаяся различными болезненными состояниями. В словаре иностранных слов мы нашли следующее определение: аллергия – это необычные, ненормальные реакции организма на раздражения.  Наиболее полное и точное определение термина аллергия можно встретить в медицинской энциклопедии: аллергия – это (allergia; греч. allos другой + ergon действие) повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.).

Первые упоминания о болезни, схожей с аллергией, можно найти у известного древнегреческого врача Гиппократа. У некоторых своих пациентов он обнаружил странное заболевание, сопровождающееся отечностью лица, губ, горла, рук. При этом возникало покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, а также появлялись зудящие волдыри; одновременно наблюдалось расстройство желудка. При выяснении причин такого необычного заболевания Гиппократ установил, что оно возникает в большинстве случаев после приема самых обычных пищевых продуктов. После многолетних наблюдений детей Гиппократ написал в своем медицинском трактате: «Человек рождается здоровым, но все болезни приходят с продуктами».

Другой знаменитый врач, ученый и философ Востока Авиценна в своем «Трактате по гигиене» также описал необычное заболевание, часто наблюдавшееся у детей и подростков из семей баев и ханов, вызываемое потреблением некоторых продуктов питания, таких как мед, арахисовая халва, хлопковое масло и др.

В средневековой Руси подобное заболевание, возникавшее у детей и подростков из дворянских и семей, было названо сенной лихорадкой.

Такое название аллергия на Руси получила потому, что заболевание появлялось после того, как коровы поедали сено, в котором попадались в небольшом количестве ядовитые травы вроде живокости, вследствие чего молоко становилось причиной возникновения сенной лихорадки  или аллергии.

Впервые сам термин «аллергия» употребил австрийский педиатр Пирке в 1906 году.

1.2 Виды аллергических заболеваний

Изучив некоторую медицинскую  литературу по вопросам нашего исследования, мы определили наиболее часто встречающиеся пять видов аллергических заболеваний. Ниже рассмотрим данные виды аллергии и дадим краткую характеристику.

Респираторная аллергия. Вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов, другие аллергены). Эти аллергены вызывают чихание, постоянный насморк, бронхит и удушье, при этом текут слёзы и зудят веки. Поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма – основные  проявления респираторной аллергии.

Кожная аллергия. Может быть вызвана металлами, латексом, лекарственными, косметическими средствами, средствами бытовой химии, пищевыми продуктами. При этом наблюдаются заболевания кожи, известные как аллергодерматозы. В этом случае кожа зудит и чешется, покрывается сыпью по типу крапивницы (волдыри, отёки, жжение) или экземы (шелушение, сухость, изменение рисунка кожи).

Пищевая аллергия. Возникает не только при употреблении некоторых видов пищевых продуктов, но даже в процессе приготовления из них пищи. Проявляется по-разному. Это могут быть экзема, тошнота и боли в животе, отёк Квинке и крапивница, мигрень, иногда даже анафилактический шок. Наиболее известные и частые виды пищевой аллергии – аллергия на коровье молоко, яичный белок, курицу, морепродукты и рыбу.

Инсектная аллергия. Возникает при контакте с насекомыми (осы, пчёлы, тараканы, моль, комары и т.д.), при вдыхании частиц их тел или продуктов жизнедеятельности, при укусах. Аллергия на укусы ос, пчёл, может проявляться в виде отёка и большого количества общих реакций, таких как слабость, головокружение, снижение давления, удушье и крапивница. Может развиться анафилактический шок — состояние резко ухудшается, появляются слабость, рвота, боли в животе, отёк гортани. Если не принять меры, человек может умереть.

Аллергия на лекарства. Чаще всего развивается на антибиотики, витамины обезболивающие. Проявления лекарственной аллергии могут быть самыми разнообразными – от лёгкого зуда и приступов удушья до тяжёлых поражений кожи, внутренних органов (почек, сердца, печени) и анафилактического шока.

1.3 Методы диагностики заболевания у детей

Диагностические методы пpи определении аллергии достаточно обширны. В различных источниках информации можно встретить множество их классификаций. Многие из них пока не понятны нам,  ввиду нашего возраста. Наиболее близкой нам для восприятия оказалась классификация, которую нам дали работники клиники «Медиалаб». Она включает в себя следующие самые распространённые у нас в городе методы:

  • Подробный расспрос;
  • Лабораторные исследования;
  • Аллергологические кожные пробы.

Кратко рассмотрим каждый из них.

Подробный расспрос. Является одним из первых этапов диагностики. На данном этапе врач собирает полную информацию о проявлении заболевания: наличие аллергии и других членов семьи, зависимость проявления симптомов от времени года, что могло повлиять на проявления аллергии.

Лабораторные исследования. После расспроса, доктор проводит осмотр и назначает лабораторные исследования: анализы мочи, крови, рентгенологическое исследование органов грудной клетки и пазух носа.

Аллергологические кожные пробы. Их производят на коже руки или спины, обработанной спиртовым раствором. Во время выполнения аллергопроб делаются уколы или царапины кожи, но кровеносные сосуды не повреждаются, эти методы бескровные. На место царапин наносятся аллергены. Спустя некоторое время после начала теста возможно развитие покраснения кожи и образование волдыря, что предполагает аллергическую реакцию. Однако, такие пробы подходят не всем детям.

2. Практическая часть.

2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся

Нами  были составлены вопросы анкеты. Всего было опрошено 78      учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 имени Аксаковой О.Г. с. Аксаково. Текст анкеты прилагается (см. приложение 1).

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем констатировать:

1) 61  учащийся  информированы об аллергии;

2) среди  опрошенных аллергия имеется у 40 человек, у родственников — 23 человека

3) среди представленных видов аллергии, у опрошенных ребят присутствует:

аллергия на пищу – 10 человек;

аллергия на пыль — 24 человека;

аллергия на пыльцу —   6 человек;

4) все учащиеся, у кого есть аллергия обращались к врачу. Наиболее распространённое лечение – приём лекарственных средств (супрастин, тавегил, виброцил).

5) в качестве мер профилактики аллергии были перечислены следующие:

влажная уборка; исключение из пищи продуктов, которые вызывают аллергию; обращение к врачу.

    Выводы:

— аллергия – заболевание прогрессирующее;

—  наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия.

2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови

В ходе выполнения нашего исследования отметим, что у нас внешних проявлений аллергии не наблюдается. Однако, среди близких родственников, есть примеры данного заболевания. На основании данных фактов и результатов опроса, мы посчитали необходимым провести лабораторную диагностику крови на наличие аллергенов пыли у нас. Для этого мы с родителями отправились в клинику «Медиалаб» для забора крови из вены. Кровь сдавалась  нами натощак.

Выводы: В ходе проведенной лабораторной диагностики, было установлено, что уровень общего IgE в крови повышен. Это означает, что аллергия на пыль присутствует, но пока не проявила себя. Расшифровка данных результатов анализов требует дополнительной консультации с врачом аллергологом.

2.3  Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие  пылевых клещей в кабинетах школы

Оборудование:  «ловушки для пыли», микроскоп.

Методика проведения эксперимента.

Сконструировать «ловушки для пыли»: для этого вырезать из плотной бумаги прямоугольник размером 10*10см, в его центре – прямоугольник размером 6*6см, заклеить «окошко» липкой лентой.

Прикрепить «ловушки для пыли» в  нескольких точках школы: в столовой, кабинете  английского языка, спортзале, в актовом зале. В каждой точке оставить по одной  ловушке. В конце учебного дня   собрать образцы и оценить качество воздуха вначале визуально, а затем при помощи микроскопа, по числу твёрдых частиц на каждом образце выявить места наибольшего скопления пыли. Все данные были  занесены в таблицу (см. приложение 3)

Выводы.

Согласно полученным в ходе исследования результатам, можно сделать следующие выводы:

1) воздух всех кабинетов школы  насыщен пылью;

2) максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы;

 3) минимальное количество – в столовой.

Заключение

Таким образом, нами было изучено заболевание аллергия, которое так актуально в наши дни. Нами было выяснено, откуда берёт своё историческое начало это заболевание. Мы рассмотрели наиболее распространённые виды аллергических заболеваний, определили основные методы определения проявления аллергии.  

     В практической части исследовалась распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 им. Аксаковой О.Г. с. Аксаково, все данные были нами обработаны, проиллюстрированы графиком.  В целом, процент заболеваемости аллергией среди учащихся 3-4  классов составляет 76 %. На наш взгляд, это очень высокий показатель.

    Сформулируем основные выводы по работе:

  • аллергия – заболевание прогрессирующее;
  • наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия, что подтвердило нашу гипотезу;
  • в ходе лабораторной диагностики было доказано, что у нас тоже присутствует аллергия на пыль, однако её проявления пока не было замечено;
  • воздух кабинетов школы  насыщен пылью;
  • максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы.

По итогам проделанной работы, нами был составлен список рекомендаций  по предупреждению пылевой аллергии, а также по снижению проявления ее признаков в школе:

  • учащимся тщательно следить за чистотой своей второй и спортивной обуви, так как малейшие частички пыли и грязи могут спровоцировать аллергию;
  • контролировать уровень влажности в классе и еженедельно делать генеральную уборку;
  • осуществлять систематическое проветривание помещений;
  • максимально озеленить запылённые помещения школы разрешёнными растениями (хлорофитум, аспарагус, мирт).

Список литературы.

  1. https://na4alodnja.ru
  2. https://www.gardenia.ru/pages/zdor002.htm
  3. https://www.zlatina.ru/materialyi
  4. Балаболкин И.И. Пищевая аллергия у детей и подростков Рос. аллергологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 44-52.
  5. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов, М., 2006.
  6. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, М., 2015.
  7. Паттерсон Р., Аллергические болезни. Диагностика и лечение. — М.:ГЭОТАР, 2000.
  8. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И. Покровский. — 5-е изд. — М.: «Издательский Дом Оникс», Альянс, 1998.
  9. Проблемы аллергии // Медицинская помощь, № 1-6, 2003.

Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы

1. Знаком ли Вам термин «аллергия»?

2. Страдаете ли Вы или Ваши родственники от аллергии?

3. На что проявляется Ваша аллергия? (обведи нужный вариант)

А) на пыльцу растений;

Б) на пыль;

В) на животных;

Г) другое (напишите)

4. Обращались ли Вы к врачу? Какое лечение принимаете?

5. Какие, на Ваш взгляд, меры профилактики аллергии можно использовать?

Приложение 2

Источник