Аллергия на крем для бритья
С мелкой сыпью на коже после удаления нежелательных волос хоть раз в жизни сталкивался каждый. В большинстве случаев это не аллергия после бритья, а обычное раздражение кожи, обусловленное неправильным использованием бритвы или недостатком увлажнения.
Аллергическая реакция на бритвенные станки встречается достаточно редко и является аутоиммунным нарушением. Отличить раздражение от непереносимости бритвенных станков несложно, зная особенности такой реакции.
Высыпания
Мелкая пузырьковая сыпь после удаления волос бритвенным лезвием развивается в ответ на механическое раздражение эпидермиса. Это состояние требует не лечения, скорее правильного ухода и соблюдения гигиенических норм.
Среди причин высыпаний:
- использование затупившегося лезвия;
- неправильное хранение бритвы;
- нарушение техники бритья;
- недостаточная подготовка к процедуре.
В большинстве случаев появление небольших пузырьков связывают с многократным использованием одноразового бритвенного лезвия. Такие инструменты не предназначены для длительного применения. Однажды опробованный станок нельзя хранить, а затем использовать повторно – лезвия тупятся, ржавеют, не обрабатываются должным образом. Все это приводит к микроповреждениям кожи, инфицированию этих царапин и появлению сыпи.
Мелкие прыщики, появляющиеся после бритья – это не аллергия. Они проходят без лечения за несколько дней. Ускорить процесс помогает антисептическая обработка и достаточное увлажнение.
Тем не менее многоразовые бритвы также могут привести к раздражению. В этом случае возникшая сыпь обусловлена неправильным хранением бритвы и отсутствием антисептической обработки. Распространенная ошибка многих мужчин и женщин – это содержание таких бритв без крышки в ванной комнате. Влажная среда является благоприятным условием для размножения микробов, которые оседают на лезвиях и инфицируют кожу при ее повреждении.
Также раздражение появляется в результате бритья волос против их роста и недостатка увлажнения и смягчения кожного покрова во время процедуры.
Аллергия на одноразовые станки
Истинная непереносимость одноразовых бритвенных станков – это настолько редкое явление, что даже нет статистических данных о частоте встречаемости этой аллергии.
Иммунная реакция развивается в ответ на контакт с металлом, из которого выполнено лезвие бритвы. В отличие от других типов аллергической реакции, непереносимость одноразового станка развивается постепенно и характеризуется медленным нарастанием симптомов. Первичный контакт с аллергенным материалом зачастую проходит бессимптомно. С каждым последующим его использованием отмечается покраснение кожи, отек губ, зуд, чувство стянутости и шелушение. Если человек продолжает использовать такой станок, со временем в местах его контакта с кожей развивается сухая экзема.
Характерные симптомы:
- образование красных шелушащихся пятен;
- сильный зуд в области сыпи;
- крапивница;
- отек кожи;
- повышение температуры тела;
- общее ухудшение самочувствия.
Первое, что должен сделать человек, заподозрив аллергию – это прекратить контакт с раздражителем. Мужчинам необходимо заменить одноразовый станок электрической бритвой, женщинам – выбрать альтернативные методы удаления нежелательных волос (воск, шугаринг, крем для депиляции и пр.).
Аллергия на коже после бритья одноразовым станком, вызванная непереносимостью металла, требует комплексного лечения. В терапии применяют:
- Антигистаминные таблетки.
- Мази с антигистаминным компонентом в составе.
- Глюкокортикостероиды для наружного применения.
Антигистаминные препараты в таблетированной форме принимаются курсом. Лекарственное средство подбирает врач, в зависимости от тяжести аллергической реакции. Обязательно назначают специальные мази, например, препарат Цинокорт. При выраженном воспалительном процессе и экземе врач может назначить гормональные препараты для наружного применения с глюкокортикостероидами в составе – Бетаметазон, Преднизолон. Лечение в среднем занимает одну неделю.
Аллергия после бритья фото
Реакция на средства для бритья
Аллергия на лосьон после бритья встречается и у женщин, и у мужчин. Симптомами такой реакции организма выступает крапивница в области нанесения средства, отек кожи и зуд. В отличие от непереносимости бритвенного лезвия, аллергия на косметические средства проявляется сразу же после контакта с лосьоном или кремом. Отличить ее от других видов аллергической сыпи достаточно просто, так как симптомы появляются спустя короткий промежуток времени после использования косметического средства (от 15 минут до нескольких часов). При этом специфические симптомы у каждого пациента разные. Помимо кожной сыпи, аллергия на лосьон и другое средство до или после бритья может проявиться слезоточивостью, заложенностью носа, покраснением глаз.
Так как симптомы возникают очень быстро, купировать их проявление можно в домашних условиях. В первую очередь необходимо прервать контакт с аллергеном. Если речь идет о средстве после бритья, человеку необходимо очистить кожу любым деликатным мылом с гипоаллергенным составом. Затем необходимо принять таблетку антигистаминного действия, например, препараты Лоратадин или Цетрин.
При умеренной выраженности патологического иммунного процесса этих мер достаточно, чтобы реакция пошла на спад. Улучшение самочувствия наступает спустя несколько часов. Тяжелую аллергию необходимо лечить комплексно, с применением препаратов группы стабилизаторов мембран тучных клеток и гормональных мазей, в случае появления негативной реакции на коже.
Людям, которые столкнулись с аллергией на косметические средства, следует тщательно подходить к выбору косметики для ухода за кожей после бритья, выбирая продукцию с гипоаллергенным составом. Самостоятельно выявить, какой компонент средства спровоцировал реакцию, проблематично, поэтому рекомендуется проконсультироваться с врачом и сдать необходимые анализы.
Источник
Главная » Симптомы аллергии » Аллергия на бритвенный станок у женщин и мужчин: фото, причины, лечение
Истинная аллергия на бритвенный станок встречается редко. Это негативная реакция организма на металл, из которого изготавливают инструмент.
Некоторые люди после использования бритвы замечают у себя появление высыпаний на коже разной интенсивности, похожих на мелкие прыщики. Причиной этого может быть:
- аллергическая реакция на металл или косметическое средство для бритья;
- несоблюдение норм гигиены;
- использование одноразовой бритвы длительное время;
- бритье чужим инструментом;
- недостаточное увлажнение кожи;
Даже слишком частое и неправильное бритье (против роста волос) может быть в числе провоцирующих факторов.
Фото аллергии на бритву
Аллергия на бритвенный станок у мужчин
Аллергическая реакция на металл бритвенного станка не сразу проявляется. Сначала симптомы носят характер небольшого раздражения на коже, затем ситуация ухудшается (таблица ниже).
Симптомы аллергии | Лечение |
· появление кожной сыпи в месте соприкосновения с инструментом; · шелушение; · может начаться экзема; · появляются волдыри; · кожа зудит и чешется; · может повыситься температура; · появление покраснений на коже, напоминающих ожоги. При первых признаках аллергии необходимо обратиться к врачу и начать лечение. Контакт с металлом-раздражителем следует прекратить. | Аллергия на бритвенный станок лечится антигистаминными препаратами наружного и внутреннего применения: · антигистаминные таблетки («Цетрин», «Лоратадин», «Телфаст» и др.); · стабилизаторы тучных клеток («Кетотифен», гормональные препараты); · антигистаминные мази («Преднизолон», «Цинокорт»). После подтверждения наличия болезни, необходимо заменить инструмент электробритвой из подходящего материала. |
Во время лечения аллергии полезно будет начать принимать препараты для поддержания иммунитета («Деринат», «Виферон», «Ликопид»), а также соблюдать диету, рекомендованную доктором.
Если появление высыпаний на коже после бритья не связано с аллергией, то избежать этого можно следующим образом:
- пользоваться острой бритвой с успокаивающими элементами (полоски алоэ);
- проводить процедуру на распаренной и хорошо отчищенной коже;
- обязательно мыть руки перед бритьем;
- использовать специальные пенки и лосьоны для бритья, которые не вызывают аллергической реакции у больного;
- не использовать мыло для создания пены;
- брить волосы нужно только по направлению их роста;
- проводить процедуру лучше в вечернее время перед сном;
- не трогать лицо руками в первый час после бритья.
По возможности не брить сухую кожу., предварительно распарив в теплой воде.
Аллергия на бритвенный станок у женщин
У женщин, как и у мужчин, может появиться аллергия на бритвенный станок. Это связано с непереносимостью некоторых металлов, из которых изготовлен инструмент. В этом случае следует отказаться от бритвы и удалять волосы с тела с помощью:
- воска или сахарной массы;
- крема-депилятора;
- электроэпилятора;
- в салоне делать фотоэпиляцию.
Вылечить раздражение после бритья можно следующим образом:
- смазывать пораженные участки гидрокортизоновой мазью, но нечасто, потому что препарат вызывает привыкание;
- использовать стрептоцидовую или цинковую мазь (наносить средство следует «точечным» методом);
- после бритья нанести на кожу детскую присыпку;
- после процедур на пораженный участок наложить компресс из отвара ромашки и мяты или березовых листьев;
- протереть кожу перекисью водорода (сильно сушит).
Атопия на бритву встречается редко. Лечится она, как и любая другая форма аллергии, комплексным применением антигистаминных и иммуномодулирующих препаратов. При соблюдении всех рекомендаций доктора рецидива не случается и человек может вести обычный образ жизни.
Просмотры: 2109
Источник
Çäðàâñòâóéòå óâàæàåìûå ÷èòàòåëè! Ìåíÿ çîâóò Þðèé Àëåêñàíäðîâè÷, ìíå 72 ãîäà, ÿ âðà÷-äåðìàòîëîã.  ýòîì ãîäó óõîæó íà ïåíñèþ. Ðàçìåùàþ çäåñü ñâîþ ñòàòüþ î ïðîáëåìå âðîñøåãî âîëîñà. Ìíîãèå ëþäè ñòàëêèâàþòñÿ ñ äàííîé ïðîáëåìîé ïðè áðèòüå. Èç ñòàòüè ïîíÿòíî, ïî÷åìó íåêîòîðûì ëþäÿì ïðîñòî íåîáõîäèìî íîñèòü áîðîäó.
Âðîñøèå âîëîñû, ÷àùå âñåãî ó ìóæ÷èí íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè, â ïîäáîðîäî÷íîé è ïîä÷åëþñòíûõ îáëàñòÿõ ìíîãèå àâòîðû îáúÿñíÿþò êàê ïàòîëîãèþ ðîñòà âîëîñ, îáóñëîâëåííóþ èõ òðàâìèðîâàíèåì ïðè áðèòüå, òðåíèè âîðîòíèêîì. Ïðè ýòîì îáíàðóæèâàþòñÿ àðêîîáðàçíî èçîãíóòûå âîëîñû, ñâîáîäíûì êîíöîì âðàñòàþùèå â êîæó, ìåëêèå ïàïóëû è ïóñòóëû [13] .
Äðóãèå àâòîðû òàêóþ ïàòîëîãèþ íàçûâàþò ïñåâäîôîëëèêóëèòîì. Ïðè÷èíó ýòîãî çàáîëåâàíèÿ îáúÿñíÿþò òåì, ÷òî ïîñëå ñáðèâàíèÿ âüþùèõñÿ âîëîñ, êîí÷èêè ïðîðàñòàþò ñòåíêè ôîëëèêóëà èëè âíåäðÿþòñÿ â êîæó ðÿäîì ñ ôîëëèêóëîì [11].
Àâòîðû ïî-ðàçíîìó îáúÿñíÿþò ïðè÷èíû è ìåõàíèçì âðàñòàíèÿ âîëîñà â êîæó.
Êàê ïðàâèëî, äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïðîâîäèòñÿ ñ îáûêíîâåííûì ñèêîçîì, ïðè êîòîðîì íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ëèöà, íà øåå ó ìóæ÷èí ðàçâèâàþòñÿ îñòèîôîëëèêóëèò, ôîëëèêóëèò. Îáûêíîâåííûé ñèêîç ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîâåðõíîñòíûå ôîëëèêóëèòû, ïðîòåêàþùèå õðîíè÷åñêè [13]. Ïîðàæåíèå êîæè, õàðàêòåðíîå äëÿ ñèêîçà, ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íà áðîâÿõ, ðåñíèöàõ, â ïðåääâåðèè íîñà, íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, â îáëàñòè ïîäìûøåê, ëîáêà, áåäåð è ãîëåíåé [6, 7, 14].
Àêöåíò äåëàåòñÿ íà òî, ÷òî âîêðóã êîðíÿ óäàëåííûõ èç ïóñòóë âîëîñ îáíàðóæèâàþòñÿ ñòåêëîâèäíûå ìóôòû [9]. Îáúÿñíåíèé, ÷òî ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ ýòè ìóôòû, êàê ïðàâèëî, íå ïðèâîäèòñÿ. À.È. Êàðòàìûøåâ, À.Ã.Ëèõà÷åâ îïèñàëè ýòîò ôåíîìåí êàê ôóòëÿð, ïðåäñòàâëÿþùèé ïðîïèòàííîå ãíîåì ýïèòåëèàëüíîå âëàãàëèùå âîëîñà [5, 6]. Ñîâðåìåííûå àâòîðû ýòè äâà ïîíÿòèÿ îáúåäèíèëè: «Â êîðíåâîé ÷àñòè âûäåðíóòûõ âîëîñ âèäíû íàáóõøèå êîðíåâûå âëàãàëèùà, ñîçäàþùèå âïå÷àòëåíèå ñòåêëîâèäíîé ìóôòû» [4].
Ñèêîç îïðåäåëÿþò êàê ãíîéíîå âîñïàëåíèå âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ, âûçûâàåìîå ñòàôèëîêîêêàìè. Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ èçìåíåíèÿ ôóíêöèè ïèëî-ñåáàöåéíîãî êîìïëåêñà â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ýíäîêðèííîé ñèñòåì, èììóííî-àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé, íàëè÷èå î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè è çàãðÿçíåíèÿ êîæè ïûëåâûìè ÷àñòèöàìè [5, 8, 13].
Ïðè ýòîì ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî ïîðàæåíèå êîæè íàáëþäàåòñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ó âçðîñëûõ ìóæ÷èí [8]. Ïî ïîâîäó ïñåâäîôîëëèêóëèòà óêàçàíî, ÷òî ýòî çàáîëåâàíèå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ìóæ÷èí-íåãðîèäîâ, íî íàáëþäàåòñÿ è ó ïðåäñòàâèòåëåé äðóãèõ ðàñ, è ó æåíùèí, ñòðàäàþùèõ ãèðñóòèçìîì [11].
Ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâèå ñóáúåêòèâíûõ îùóùåíèé ïðè ðàçâèòèè ýëåìåíòîâ ñèêîçà ñáëèæàåò ýòó ïàòîëîãèþ ñ ïàïóëåçíûìè àêíå, ïðè êîòîðûõ áîëåçíåííîñòü ðàçâèâàåòñÿ òîëüêî ïðè ïðèñîåäèíåíèè âòîðè÷íîé èíôåêöèè, ïðè ïðåâðàùåíèè ýëåìåíòîâ â ïóñòóëû.
Òå÷åíèå ñèêîçà õðîíè÷åñêîå è ðåöèäèâèðóþùåå, çàáîëåâàíèå òðóäíî ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ. Ìû íàáëþäàëè ïî ïîâîäó ñèêîçà 9 ìóæ÷èí. Ó âñåõ áîëüíûõ — æåñòêèé âîëíèñòûé èëè êóð÷àâûé âîëîñ íà ãîëîâå, «âðîñøèé âîëîñ» â çîíå ðîñòà âîëîñ íà ëèöå, ïðåèìóùåñòâåííî íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè è â ïîä÷åëþñòíûõ îáëàñòÿõ. Ïðè ýïèëÿöèè âîëîñ èç ìíîãèõ ïàïóë è ïóñòóë íà êîðíåâîé ÷àñòè îáíàðóæèâàëèñü «ñòåêëîâèäíûå» ìóôòû, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì êðèòåðèåì äëÿ äèàãíîçà «Ñèêîç». Áðèòü ëèöî âñå íà÷àëè ñ 14-15 ëåò, ïîñòîÿííî íàáëþäàëîñü «ðàçäðàæåíèå» êîæè ïîñëå áðèòüÿ, èíîãäà ðàçâèâàëèñü ïóñòóëû.
Èçó÷åíèå ëèòåðàòóðû è íàáëþäåíèÿ çà ïàöèåíòàìè ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ïðèâåëè ê ìíåíèþ, ÷òî ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ äàííîé ïàòîëîãèè îñâåùåí íåäîñòàòî÷íî è òðåáóåò óòî÷íåíèÿ.
Îòâåòà íà âîïðîñ, ïî÷åìó âîëîñû ðàñòóò ïðÿìûå, âîëíèñòûå èëè êóð÷àâûå â äîñòóïíîé ëèòåðàòóðå íå íàéäåíî.
 âîëîñÿíîì ôîëëèêóëå, èìåþùåì öèëèíäðè÷åñêóþ ôîðìó [8] ôîðìèðóåòñÿ è öèëèíäðè÷åñêèé âîëîñ, èìåþùèé ïðè ïåðïåíäèêóëÿðíîì ñå÷åíèè íà ñðåçå êðóãëóþ ôîðìó. Äàííûå î òîì, ÷òî êóð÷àâûå è âîëíèñòûå âîëîñû èìåþò íà ñðåçå ôîðìó ýëëèïñà, ñëåäóåò îòíåñòè çà ñ÷åò òåõíè÷åñêèõ òðóäíîñòåé âûïîëíèòü ïîïåðå÷íîå ñå÷åíèå êóð÷àâîãî (âîëíèñòîãî) âîëîñà ñòðîãî ïåðïåíäèêóëÿðíî ê êàñàòåëüíîé, ïðîâåäåííîé ê îêðóæíîñòè âîëîñà.
Ðàçâèòèå è ñòðîåíèå âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà, âîëîñà, ñàëüíûõ è ïîòîâûõ æåëåç ïîäðîáíî îïèñàíû â ó÷åáíèêàõ è ðóêîâîäñòâàõ [1,8, 15], â íåêîòîðûõ ïîä îáùèì íàçâàíèåì — ïðèäàòêè êîæè.
Âîëîñÿíîé ôîëëèêóë èìååò öèëèíäðè÷åñêóþ ôîðìó è îòêðûâàåòñÿ íà ïîâåðõíîñòü êîæè ñâîåîáðàçíûì ðàñøèðåíèåì, íîñÿùèì íàçâàíèå âîðîíêè ôîëëèêóëà âîëîñà, â êîòîðîé ñâîáîäíî ïðîõîäèò ñòåðæåíü âîëîñà [8]. Ïî ïîâîäó ýòîãî ñóæäåíèÿ âîçíèêàþò äâà âîïðîñà. Âñåãäà ëè ôîëëèêóë îòêðûâàåòñÿ íà ïîâåðõíîñòè êîæè ðàñøèðåíèåì, èëè ó íåêîòîðûõ ëþäåé (íà íåêîòîðûõ ó÷àñòêàõ êîæè) ê âûõîäó íà ïîâåðõíîñòü ôîëëèêóë ñóæèâàåòñÿ? Âñåãäà ëè ñòåðæåíü âîëîñà ïðè ñâîåì ðîñòå (ïðîäâèæåíèè) ñâîáîäíî ïðîõîäèò â ôîëëèêóëå?
Ïèëî-ñåáàöåéíûé êîìïëåêñ óñòðîåí ñëîæíî.
Ê âîëîñÿíîìó ôîëëèêóëó ïîä îñòðûì óãëîì ïîäõîäèò è ïðèêðåïëÿåòñÿ ìûøöà, ïîäíèìàþùàÿ âîëîñ. Â ýòîì ìåñòå âîçìîæíî ïåðâîå ñóæåíèå êàíàëà âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà.
Íà ãðàíèöå âåðõíåé è ñðåäíåé òðåòè ôîëëèêóëà â íåãî îòêðûâàþòñÿ âûâîäíûå ïðîòîêè ñàëüíûõ æåëåç [8], ãäå è âåðîÿòíî âòîðîå ñóæåíèå âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà; â ýòîì æå ìåñòå íà÷èíàåò ïîñòóïàòü â êàíàë ôîëëèêóëà êîæíîå ñàëî, ïîðîé çíà÷èòåëüíî ãóñòîå è ïîñòóïàþùåå ïîä äàâëåíèåì êàê ñàëüíîé ìàññû, âûðàáàòûâàåìîé æåëåçîé, òàê è ïðè ñîêðàùåíèè ìûøöû ïîäíèìàþùåé âîëîñ [5].
Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðàñøèðåíèå êàíàëà ôîëëèêóëà, ñóæåíèå â ñèëó îñîáåííîñòåé ñòðîåíèÿ, à òàêæå èçáûòî÷íîãî îðîãîâåíèÿ, ãèïåðêåðàòîçà.
Ïðåäñòàâèì ðàçíîîáðàçèå ôîðì âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ:
à) ñ îïòèìàëüíûì äèàìåòðîì (ïî îòíîøåíèþ ê äèàìåòðó âîëîñà), á) øèðîêèå, â) óçêèå, ã) ñ øèðîêîé âîðîíêîé, ä) ñ óçêèì âûõîäîì.
Ôîðìà âîëîñà îïðåäåëÿåòñÿ ðàçìåðîì è ôîðìîé âîëîñÿíîãî ñîñî÷êà, ôîðìîé êàíàëà ôîëëèêóëà, åãî êîíôèãóðàöèåé è äèàìåòðîì, êîòîðûé íå ÿâëÿåòñÿ îäèíàêîâûì íà ñâîåì ïðîòÿæåíèè. Âîëîñ ÿâëÿåòñÿ ñëåïêîì êàíàëà ôîëëèêóëà, íî ñëåïêîì íå ñòàòè÷åñêèì, à äèíàìè÷åñêèì.
Êîðåíü âîëîñà ðàññìîòðèì êàê î÷åíü ãóñòóþ, ïëàñòè÷íóþ, äâèãàþùóþñÿ â îäíîì íàïðàâëåíèè (êíàðóæè) ìàññó, ñîñòîÿùóþ èç îòäåëüíûõ ÷àñòèö (ñêëååííûõ ìåæäó ñîáîé êëåòîê), îáëàäàþùèõ ñïîñîáíîñòüþ ïåðåìåùàòüñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã äðóãà. Ýòó ìàññó ìîæíî ñðàâíèòü ñ ãóñòîé ñûðîé ãëèíîé, ãóäðîíîì. Âîëîñ, âûðàñòàþùèé (âûõîäÿùèé) èç êàíàëà ôîëëèêóëà ñ óçêèì âûõîäîì, èçãèáàåòñÿ, âåäåò ñåáÿ êàê ãóñòàÿ ìàññà, âûõîäÿùàÿ èç òðóáêè, äèàìåòð êîòîðîé óìåíüøàåòñÿ íà âûõîäå. ×àñòü âîëîñà, ïîÿâèâøóþñÿ íàä óðîâíåì êîæè, ïîñëå âûñûõàíèÿ êëåéêèõ âåùåñòâ è ïîëíîãî îðîãîâåíèÿ êëåòîê, ìîæíî ñðàâíèòü ñ îáîææåííîé ãëèíîé, íî îáëàäàþùåé óïðóãîñòüþ.
Ðàñòóùèé âîëîñ âñòðå÷àåò óâåëè÷åíèå ñîïðîòèâëåíèÿ â ìåñòàõ ñóæåíèÿ êàíàëà ôîëëèêóëà, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîâîðîòó âîëîñà âîêðóã ñâîåé îñè è èçãèáàì. Òàêîâ áèîìåõàíèçì ôîðìèðîâàíèÿ âîëíèñòîãî è êóð÷àâîãî âîëîñà è îáðàçîâàíèÿ óòîí÷åíèé íà òàêèõ âîëîñàõ.
ÍÀØÈ ÏÐÅÄÑÒÀÂËÅÍÈß Î ÏÀÒÎÃÅÍÅÇÅ ÐÀÇÂÈÒÈß ÂÐÎÑØÅÃÎ ÂÎËÎÑÀ È ÑÈÊÎÇÀ
Ñ÷èòàåì, ÷òî «âðîñøèé âîëîñ» ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ôîðìèðîâàíèÿ àðêîîáðàçíîãî âîëîñà, ðàñòóùåãî èç ôîëëèêóëà ñ ñóæåííûì âûõîäíûì îòäåëîì êàíàëà. Èç òàêîãî ôîëëèêóëà ðàñòåò èçîãíóòûé âîëîñ, êîòîðûé ó ìóæ÷èí íà øåå, â ïîä÷åëþñòíûõ, â ïîäáîðîäî÷íîé îáëàñòÿõ ñâîáîäíûì êîíöîì âðàñòàåò (ïðîêàëûâàåò, êàê óïðóãàÿ ïðîâîëîêà) â êîæó, èëè èçãèá ïðîèñõîäèò äî âûõîäà âîëîñà íà ïîâåðõíîñòü, ïîä ðîãîâûì ñëîåì. Âîëîñ òðàâìèðóåò êîæó, ñîçäàåòñÿ ïðåäïîñûëêà äëÿ èíôåêöèè, âîñïàëåíèÿ. Ýòè ÿâëåíèÿ íàáëþäàþòñÿ ñ 14-15 ëåò ó ïîäðîñòêîâ, êîãäà îíè íà÷èíàþò áðèòüñÿ, à âîëîñ ïðèîáðåòàåò æåñòêîñòü. Àðêîîáðàçíûå âîëîñû áåçîïàñíûì ëåçâèåì ñðåçàþòñÿ, ðàçâèâàþòñÿ ïàïóëû è ïóñòóëû. Ýëåêòðîáðèòâà èçîãíóòûå âîëîñû íå ñáðèâàåò.
Åñëè âîëîñ íå óäàëåí, ðàçâèâàåòñÿ ïóñòóëà, ïîñëå ðàçìÿã÷åíèÿ êîòîðîé îáðàçóåòñÿ êîðêà. Ðàçðåøåíèå ýëåìåíòà ïðîèñõîäèò òîëüêî ïîñëå ýïèëÿöèè èç ïóñòóëû âðàñòàþùåãî âîëîñà âìåñòå ñ ìóôòîé-÷åõëîì. Ìíîãîëåòíèé õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ è ìèêðîòðàâìèðîâàíèå ïðè ýïèëÿöèè ïðèâîäèò ê àóòîèìóííîé âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè íà âîëîñ, íàõîäÿùèéñÿ â ôàçå àíîãåíà è åãî ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.
Ýòîò æå ìåõàíèçì — ñóæåíûé âûõîäíîé îòäåë êàíàëà ôîëëèêóëà íà êîæå âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû — îáóñëàâëèâàåò ðîñò íà ãîëîâå âîëíèñòîãî èëè êóð÷àâîãî âîëîñà. Êîæà âîëîñèñ¬òîé ÷àñòè ãîëîâû ñ âîçðàñòîì óïëîòíÿåòñÿ, âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû çàïîëíÿþòñÿ ñïðåññîâàííûì êîæíûì ñàëîì, îáðàçóþòñÿ ïàïóëû, ïóñòóëû-ñèêîëû (Sycon. ãð. — âèííàÿ ÿãîäà, èíæèð). Ýëåìåíò ðàçâèâàåòñÿ ìåäëåííî, áåçáîëåçíåííî; ïîñëå ðàçìÿã÷åíèÿ è âñêðûòèÿ îáðàçóåòñÿ êîðêà, ïðè óäàëåíèè êîòîðîé îáíàðóæèâàåòñÿ îêðóãëàÿ ðîçîâàÿ ýðîçèÿ äî 3-4 ìì â äèàìåòðå, íà äíå âèäíû áåëûå òî÷êè (âåðõóøêè) ðàçáóõøèõ ýïèòåëèàëüíûõ âëàãàëèù âîëîñà, ñîçäàþùèå âèä èíæèðà íà ðàçðåçå. Âûäàâèòü ýòè ñòîëáèêè íåâîçìîæíî, îíè óäàëÿþòñÿ òîëüêî âìåñòå ñ ýïèëèðîâàííûì âîëîñîì.
Ïî ìåðå âîçðàñòíîãî óïëîòíåíèÿ êîæè è äàëüíåéøåãî ñóæåíèÿ êàíàëîâ âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ìîãóò ôîðìèðîâàòüñÿ ñâîåîáðàçíûå ñèêîçíûå î÷àãè íà êîæå ëèöà è âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû; îáðàçóåòñÿ ñëåãêà óïëîòíåííûé îêðóãëûé ó÷àñòîê êîæè äèàìåòðîì äî 1-1,5 ñì, íà êîòîðîì âñå ýïèëèðîâàííûå âîëîñû îêàçûâàþòñÿ ñ ìóôòàìè íà êîðíåâîé ÷àñòè, ïðåäñòàâëÿþùèìè ñîáîé ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.  öåíòðå òàêîãî ó÷àñòêà èìååòñÿ ïàïóëà äî 1-2 ìì äèàìåòðå.
«Î÷àã ïîðàæåíèÿ ìåäëåííî óâåëè÷èâàåòñÿ âñëåäñòâèå ïîðà¬æåíèÿ íîâûõ è íîâûõ ôîëëèêóëîâ ïî ïåðèôåðèè» (Ñ. Ò. Ïàâëîâ). Ýïèëÿöèÿ âñåõ âîëîñ ñ ìóôòàìè, èç òàêèõ î÷àãîâ ïðåäîòâðàùàåò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ýëåìåíòîâ, ïàïóëû è ïóñòóëû íå îáðàçóþòñÿ, íî âîëîñ ïðîäîëæàåò ðàñòè, ôàçà âîñïàëåíèÿ íà ðàñòóùèé âîëîñ ïîâòîðÿåòñÿ.
ÂÛÂÎÄÛ È ÐÅÊÎÌÅÍÄÀÖÈÈ
«Âðîñøèé âîëîñ» ó ìóæ÷èí íà êîæå ëèöà è øåè, êàê è ðîñò âîëíèñòîãî èëè êóð÷àâîãî âîëîñà íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû, ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ðîñòà èçãèáàþùåãîñÿ âîëîñà èç âîëîñÿíîãî ôîëëèêóëà ñ óçêèì âûõîäîì.
«Ñèêîç» — çàáîëåâàíèå, îáóñëîâëåííîå ðàçâèòèåì ñèêîëîâ — âîñïàëèòåëüíûõ ïàïóë; âîñïàëåíèå îáóñëîâëåíî àóòîèììóííûì ìåõàíèçìîì, ïðîèñõîäèò íà ðàñòóùèé âîëîñ è åãî ýïèòåëèàëüíóþ îáîëî÷êó.
Ó þíîøåé è ìóæ÷èí ñ «âðîñøèì âîëîñîì», âîëíèñòûì èëè êóð÷àâûì âîëîñîì íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû ìîæåò ðàçâèòüñÿ ñèêîç.
Èçìåíèòü ìåõàíèçì ôîðìèðîâàíèÿ àðêîîáðàçíî èçîãíóòîãî âîëîñà â îáëàñòè ëèöà, ñâîáîäíûì êîíöîâ âðàñòàþùåãî â êîæó, íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì.
Åæåäíåâíîå áðèòü¸ áåçîïàñíûì ëåçâèåì ïðèâîäèò ê ñðåçàíèþ ïàïóë, ðàçâèòèþ ãíîéíè÷êîâûõ âûñûïàíèé; ïðè áðèòüå ýëåêòðè÷åñêîé áðèòâîé âðîñøèé âîëîñ íå ñáðèâàåòñÿ, ïàïóëû ñîõðàíÿþòñÿ, âîñïàëÿþòñÿ.
Ïðè îáðàùåíèè ê äåðìàòîëîãó ïàöèåíòà ñ âðîñøèì, òî÷íåå, âðàñòàþùèì â êîæó âîëîñîì ýôôåêòèâíûé ñîâåò, êîòîðûé ìîæåò äàòü ñïåöèàëèñò — ïðåêðàòèòü áðèòüå. Êîí÷èêè âðàñòàþùèõ â êîæó âîëîñ íåîáõîäèìî ïðèïîäíèìàòü èãëîé íå ýïèëèðóÿ âîëîñ. Ïî ìåðå óäëèíåíèÿ âîëîñà îí òåðÿåò æåñòêóþ óïðóãîñòü è â êîæó íå âðàñòàåò.
Ïðîôèëàêòèêîé âðàñòàíèÿ âîëîñà â êîæó è ðàçâèòèÿ ãíîéíè÷êîâûõ îñëîæíåíèé ÿâëÿåòñÿ ðàñïðîñòðàíåíèå çíàíèé, ÷òî ïðè âðàñòàíèè âîëîñà â êîæó ëèöà — íåëüçÿ áðèòüñÿ.
Çàïðåò íà áðèòüå â þíîøåñêîì âîçðàñòå ïðè âðàñòàþùåì âîëîñå ïðåäîòâðàòèò ðàçâèòèå ñèêîçà.
ÏÐÈ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÈ ÑÈÊÎËÎÂ — ÝÏÈËÈÐÎÂÀÒÜ ÂÎËÎÑÛ Ñ ÌÓÔÒÀÌÈ!
Ñèêîç ó ìóæ÷èí ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå âðàñòàþùåãî âîëîñà, íî íå ó âñåõ ìóæ÷èí ñ âðàñòàþùèì âîëîñîì ðàçâèâàåòñÿ ñèêîç.
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
1. Àïàòåíêî À.Ê. Ýïèòåëèàëüíûå îïóõîëè è ïîðîêè ðàçâèòèÿ êîæè. — Ì., 1973. — Ñ. 9-15, 17.
2. Àðóòþíîâ Â.ß. Áîëåçíè âîëîñ. — Ì.,1979. — ñ. 23-24.
3. Âëàäèìèðîâ Â.Â., Çóäèí Â.È. Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè.
Àòëàñ. — Ì., — Ñ. 9.
4. Êàëàìêàðÿí À.À., Àðõàíãåëüñêàÿ Å.È., Ãëóõåíüêèé Á.Ò. / Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè: Ðóêîäñòâî äëÿ âðà÷åé/ Ïîä ðåä. Þ.Ê.Ñêðèïêèíà. — Ì., 1995.-Ò. 1-Ñ. 271-272.
5. Êàðòàìûøåâ À.È. Ó÷åáíèê ïî êîæíûì è âåíåðè÷åñêèì áîëåçíÿì. — Êèåâ, 1959. Ñ. 60.
6. Ëèõà÷åâ À.Ã. Ñïðàâî÷íèê ïî îòîðèíîëàðèíãîëîãèè. — Ì., 1981.-Ñ. 118-119.
7. Ìàøêèëëåéñîí Ë.Í. Èíôåêöèîííûå è ïàðàçèòàðíûå áîëåçíè êîæè. — Ì., 1960. — Ñ. 15-18.
8. Ïàâëîâ Ñ.Ò., Øàïîøíèêîâ Î.Ê., Ñàìöîâ Â.È., Èëüèí È.È. Êîæíûå è âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè. Ì.; Ë., 1985. — Ñ. 6, 14-16, 61-62.
9. Ðîäèîíîâ À.Í. Ñïðàâî÷íèê ïî êîæíûì è âåíåðè÷åñêèì áîëåçíÿì. — Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, 1996.-Ñ. 13-14.
10. Ðóê À., Äàóáåð Ð. Áîëåçíè âîëîñ è âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû: Ïåð.ñ àíãë. — Ì., 1999. — Ñ.
11. Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà êîæíûõ áîëåçíåé: (Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé). Ïîä ðåä. À.À.Ñòóäíèöûíà. — Ì., 1983. -Ñ.267, 543.
12. Õîðîíæàê Ò., Ðàñåâè÷ Â., Ñë¸ïåê Ñ. Ãíîéíè÷êîâûå çàáîëåâàíèÿ êîæè: Ïåð.ñ ïîëüñêîãî. — Âàðøàâà, 1970. — Ñ. 125-130.
13. ×åðíóõ À.Ì., Ôðîëîâ Å.Ï. Êîæà: ñòðîåíèå, ôóíêöèÿ, îáùàÿ ïàòîëîãèÿ è òåðàïèÿ. — Ì., 1982. — Ñ. 39-42, 47-48, 51.
Источник