Аллергия у ребенка на животных последствия
В последнее время все больше наблюдается тенденция к развитию аллергии на животных у детей. Симптомы такого заболевания имеют сходство с признаками других патологий. Опасно состояние возникновением тяжелых осложнений. Поэтому родители должны знать, как проявляется аллергия на животных у детей.
Многих родителей беспокоит также вопрос: что же делать в этой ситуации? Заводить питомца, которого так хочет ребёнок, или лишить его такой радости? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данной статье.
Причины аллергии на животных у детей
Аллергическая реакция возникает в результате того, что в человеческий организм проникает определенный аллерген. Вследствие этого начинает вырабатываться гистамин, который вызывающий патологическую реакцию.
Кроме того, потенциальными аллергиками становятся люди, которые попадают в группу риска развития заболевания.
Почему стоит заводить питомца
Безусловно, домашние животные часто вызывают аллергию у детей. Однако это еще не повод для того, чтобы лишить ребёнка радости от общений с питомцем.
Многие ученые утверждают, что в семье, где содержат не одну собаку или кошку, аллергия у детей проявляется редко.
Специалисты объясняют такое явление тем, что в доме содержится большая концентрация эндотоксинов, которые стимулируют защитные функции организма. В результате этого дети меньше страдают аллергией и респираторными болезнями.
Причины патологической реакции
Аллергию обычно провоцируют такие домашние животные как коты, собаки, лошадь, морская свинка или попугай. Особенно часто вызывают заболевание кошки.
Особенно сильным аллергеном считается шерсть животного. Однако возбудителями являются также и другой биологический материал питомца.
Группы риска
К факторам, которые воздействуют на развитие заболевания, относятся:
- Наследственная предрасположенность;
- Повышенная чувствительность к шерсти животным;
- Ослабленная иммунная система;
- Наличие хронических патологий;
- Неправильный образ жизни.
При наличии этих факторов значительно увеличивается риск возникновения аллергии.
Является ли шерсть единственным аллергеном?
Некоторые родители очень заблуждаются, считая, что шесть является единственным аллергеном. На самом деле это не совсем так.
Аллергенами также являются:
- Перья,
- Слюни,
- Фекалии,
- Моча,
- Перхоть,
- Эпителий.
Эти вещества часто провоцируют аллергические проявления у детей.
Важно отметить, что некоторые животные после прогулок приносят в помещение в шерсти сильные аллергены, например, пыль, растительная пыльца, пух и плесень.
Осложнения
При аллергии могут развиваться различные осложнения. К опасным последствиям относятся:
- Отёк Квинке;
- Анафилактический шок;
- Бронхиальная астма.
Эти осложнения являются опасными и даже могут закончиться смертельным исходом.
Тяжелыми последствиями патологии является сывороточная болезнь, синдром Лайела, экзема, гемолитическая анемия, синдром Стивенса-Джонса.
Как проявляется недуг у ребенка
Если аллергия на животных у детей, симптомы она может иметь сходные с другими заболеваниями. Поэтому родителям необходимо обращать внимание на состояние ребёнка.
Признаки патологии могут быть внешними и внутренними. Аллергия проявляется довольно часто на коже. Симптомы возникают также в виде аллергического конъюнктивита или респираторной патологии.
Такие признаки могут проявляться как у подростка, так и у грудничка.
Внешние симптомы
Если аллергия у ребёнка на животных, симптомы внешние следующие:
- Чихание,
- Заложенный нос,
- Отёчность век и их краснота,
- Слезотечение,
- Насморк,
- Осиплый голос.
Гиперемия и зуд кожи, высыпания на ней и отёчность – также признаки аллергии на животных у детей.
Признаки внутренних нарушений
Чаще всего наблюдается аллергия на шерсть животных. Симптомы у детей могут быть такими:
- Одышка,
- Бронхоспазмы,
- Свисты и хрипы в органах дыхания.
Из-за ухудшения состояния здоровья у ребенка может появиться общая слабость, сонливость, апатия или раздражительность.
Аллергия на шерсть животных
Проявление осложнений
Отек Квинке как осложнение аллергии проявляется нарушением дыхания, а также появлением синего оттенка кожи. Если своевременно не оказать неотложную помощь, то такое состояние может закончиться смертельным исходом. Чаще всего такая реакция возникает у взрослых пациентов.
У аллергиков иногда развивается анафилактический шок, симптомами которого является удушье и одышка, учащение сердечных сокращений и отёчность гортани.
Еще одним, наиболее частым осложнением является развитие бронхиальной астмы, при которой возникает бронхоспазм, затруднение дыхания, сухой кашель, хрипы и свисты в бронхах.
Диагностика аллергии
Когда у ребёнка наблюдается аллергическая реакция, необходима консультация специалиста – аллерголога. Врач осмотрит пациента, соберет анамнез и назначит необходимые методы исследования.
К диагностике аллергии относятся:
- Исследование крови на антитела;
- Провокационные тесты;
- Кожные пробы;
- Элиминация.
Эти методы позволят определить аллерген, спровоцировавший патологическое состояние.
Элиминация
Элиминацией называется диагностика, при которой исключают контакты с веществом, вызывающим аллергию.
Чаще всего такое исследование касается пищевых продуктов. На протяжении одной – двух недель пациент не употребляет пищу, которая за предположением могла спровоцировать аллергические проявления. Когда состояние пациента после этого улучшается, то это свидетельствует о том, что на данный пищевой продукт аллергия.
Кожные пробы
Анализ обычно делают на кожном покрове руки. Участок кожи перед исследованием тщательно обрабатывается антисептическим раствором. После этого на нем делают небольшие проколы или царапины и наносят на них раствор с аллергеном.
За одно исследование можно делать не больше пятнадцати проб. Если у ребёнка есть аллергия на какой-то аллерген, то на месте нанесения проявляется покраснение или отёчность.
Анализ крови на антитела
Чтобы провести этот анализ, необходимо сдать венозную кровь. Полученный биологический материал исследуют на наличие определенных антител.
Тесты-провокаторы
Обычно данный метод диагностики проводят только в случае неопределенного результата при анализе крови и кожной пробе.
Методика проведения этого исследования заключается в следующем действии: немного аллергена помещают пациенту под язык, в носовые проходы или в бронхи. После этого оценивают реакцию.
Провокационный тест является опасным, поскольку может спровоцировать серьезную реакцию. Из-за этого проводят диагностику под наблюдением специалиста.
Как лечить ребёнка
Если у ребёнка диагностируют аллергию на животных, то чаще всего применяется медикаментозная терапия. Немаловажным нюансом лечения считается устранения контактов с потенциальным аллергеном.
Могут использоваться при лечении лекарства альтернативной медицины.
При лечении необходимо соблюдать правила гигиены и профилактики аллергии.
Препараты
При аллергии на животных специалисты обычно назначают следующие группы медикаментозных средств:
- Антигистаминные;
- Противоотечные;
- Лекарства, способствующие устранению симптомов аллергии.
Антигистамины способствуют купированию симптомов болезни. К условно безопасным препаратам при аллергии в детском возрасте относятся:
- Диазолин,
- Кларитин,
- Лоратадин,
- Цетрин,
- Супрастин,
- Аллертек,
- Фексадин.
Назначать эти лекарства может только квалифицированный специалист.
Народные средства
Существует множество альтернативных средств, которые используются при болезни у детей.
При наличии высыпаний или покраснения на коже можно применять такие народные лекарства:
- Примочки из настоя целебных растений (подорожник, ромашка, календула, крапива);
- Аппликация из талька, глины белой, крахмала и глицерина;
- Смазывание пораженных участков яблочным уксусом;
- Компресс из масла шиповника.
При аллергии, проявляющейся насморком, рекомендуется промывать носовые проходы раствором морской соли.
Хорошо помогает против аллергических проявлений внутреннее употребление раствора мумие.
Что делать при осложнениях?
Если у ребенка проявляются осложнения заболевания, то необходимо вызывать неотложную помощь.
Важно помнить, что некоторые осложнения могут закончиться смертельным исходом. Поэтому при возникновении таких реакций, как удушье, помутнение сознания, обморочное состояние следует немедленно вызывать врача.
Советы по профилактике
Чтобы снизить риск возникновения аллергии, следует придерживаться таких мер профилактики:
- Постоянное проветривание помещения;
- Ежедневная влажная уборка;
- Нахождение принадлежностей для питомца в комнате, где ребёнок бывает нечасто.
Чтобы предотвратить интенсивность аллергических проявлений, рекомендуется убрать ковровые покрытия из помещения.
Уход за животным
В целях профилактики развития аллергических проявлений у ребёнка необходимо правильно ухаживать за домашним животным.
Для этого необходимо регулярно (не меньше 1 раза в семь дней) вычесывать шерсть питомца. Лучше делать это на улице.
Кошку необходимо мыть гипоаллергенными средствами хотя бы один раз в месяц. Собак рекомендуется мыть еще чаще.
Также важно кормить животное полезной пищей. Если питомец кушает корм, то он должен быть качественным.
Специалисты рекомендуют до 8 месяцев кастрировать питомцев.
Личная гигиена
Еще одним правилом профилактики аллергии считается соблюдение личной гигиены.
Родители должны приучить ребенка мыть руки после туалета и после каждого контакта с животным.
Таким образом, аллергия на животных может сопровождаться внешними симптомами и внутренними нарушения. Такое заболевание требует незамедлительного лечения, поскольку может спровоцировать развитие нежелательных осложнений.
Источник
Ðåáåíîê òàê äîëãî âûïðàøèâàë ùåíêà èëè êîòåíêà, ÷òî äîìà íàêîíåö-òî ïîÿâëÿåòñÿ ÷åòâåðîíîãèé ìîõíàòûé êîìîê. Äðóãîé âàðèàíò â äîìå æèâóò êîøêè, ñîáàêè, êðîëèêè, êðûñû, ìîðñêèå ñâèíêè (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü èëè çàâåñòè íåäîñòàþùåå), è â îäèí ïðåêðàñíûé ìîìåíò òàì îáíàðóæèâàåòñÿ åùå è ÷åëîâå÷åñêèé äåò¸íûø íîâîðîæäåííûé. Çàìå÷àòåëüíîå ñîáûòèå, ïðàâäà? Âîò òîëüêî î÷åíü ÷àñòî îíî áûâàåò îìðà÷åíî ñòðàøíûì ñëîâîì ÀËËÅÐÃÈß. Ýòîò äèàãíîç çâó÷èò êàê ïðèãîâîð íå òîëüêî äëÿ ðåáåíêà, íî è äëÿ ïèòîìöà, êîòîðîãî â ëó÷øåì ñëó÷àå áóäåò æäàòü ïðèþò, à ïðî õóäøèé äàæå äóìàòü íå õî÷åòñÿ.
×òî äåëàòü â ýòîé íåïðîñòîé ñèòóàöèè? Íå ïðèíèìàòü ïîñïåøíûõ ðåøåíèé, êîíå÷íî æå. Õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî âñ¸ íå òàê, êàê êàæåòñÿ íà ïåðâûé è äàæå íà âòîðîé âçãëÿä. È ìíîãèõ òðàãåäèé â æèçíè ìîæíî èçáåæàòü, åñëè äîñêîíàëüíî èçó÷èòü ïðîáëåìó.
Ïîõîä ê àëëåðãîëîãó
Êàê òîëüêî âû ïîïàäåòå ê âðà÷ó-àëëåðãîëîãó, òóò æå â 100% ñëó÷àåâ óñëûøèòå îäíîçíà÷íîå è êàòåãîðè÷íîå: «Èçáàâëÿéòåñü îò æèâîòíîãî!» Âñ¸. Áåç âàðèàíòîâ. Íè îäèí âðà÷-àëëåðãîëîã, áóäó÷è â çäðàâîì óìå è ÿñíîé ïàìÿòè, íèêîãäà íå âîçüìåò íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü ïðåäëîæèòü ÷òî-ëèáî èíîå, îñîáåííî åñëè ðå÷ü èäåò îá àëëåðãèè ó äåòåé. Ëþáîé âàø çíàêîìûé-àëëåðãèê ñ äîìàøíèì æèâîòíûì ýòî ïîäòâåðäèò.
 99% ñëó÷àåâ íå ïðåäëîæèò è ñïåöèôè÷åñêóþ ãèïîñåíñèáèëèçàöèþ, íà ñåãîäíÿøíèé ìîìåíò áîëåå-ìåíåå óñòîé÷èâî ðàáîòàþùóþ ëèøü â ñëó÷àå àëëåðãèè íà ðàñòåíèÿ (÷àùå — ïûëüöó), à âîâñå íå íà æèâîòíûõ. Íî ïðè âñåì ïðè ýòîì, åñëè àëëåðãèÿ íà æèâîòíîå âîçíèêëà ó âàñ âïåðâûå èëè èçìåíèëèñü åå ïðîÿâëåíèÿ, âû äîëæíû ïîéòè ê âðà÷ó. Âîçìîæíî, àëëåðãèÿ îêàæåòñÿ íå àëëåðãèåé, à ÷åì-òî äðóãèì. Çàáîëåâàíèé ñ ñèìïòîìàìè, ïîõîæèìè íà àëëåðãèþ, î÷åíü ìíîãî. Áîëåå òîãî, âîçìîæíî, àëëåðãèÿ ïîäòâåðäèòñÿ, íî ïðè÷èíîé åå îêàæåòñÿ íå æèâîòíîå, à âàø íîâûé ñòèðàëüíûé ïîðîøîê. À ýòî áóäåò îòëè÷íîé íîâîñòüþ, âåðíî?
Òàê ÷òî àíàëèçû ñäàåì, æåëàòåëüíî õîòÿ áû â ïàðå ðàçíûõ ëàáîðàòîðèé, àëëåðãîëîãà òîæå ìîæíî ïîñåòèòü íå îäíîãî. È îðèåíòèðîâàòüñÿ íà òå ðåçóëüòàòû, êîòîðûå ñîâïàäàþò ó ðàçíûõ ñïåöîâ è ïî ðåçóëüòàòàì ðàçíûõ àíàëèçîâ.
Îòäàâàòü?
Íåò, èçâèíèòå, íåò.  äàííîì âîïðîñå ÿ ïðåäñòàâëÿþ ñîáîé òðè çàèíòåðåñîâàííûå ñòîðîíû: âðà÷à àëëåðãîëîãà-èììóíîëîãà (ê.ì.í. ïî àëëåðãîëîãèè è èììóíîëîãèè, åñëè êîìó èíòåðåñíû ïîãðåìóøêè), àëëåðãèêà (äà, ñèëüíîãî, äà, ñ àëëåðãèåé íà æèâîòíûõ) è ëþáèòåëÿ æèâîòíûõ ñ íå ñàìûì êðîøå÷íûì îïûòîì èõ ñîäåðæàíèÿ. È âîò ÷òî ïî ýòîìó ïîâîäó ÿ âàì ñêàæó.
Æèâîòíîå ìîæåò âàñ «âûëå÷èòü» îò àëëåðãèè íà ñåáÿ, ñàìî.
1. ×òî òàêîå ñïåöèôè÷åñêàÿ ãèïîñåíñèáèëèçàöèÿ íà æèâîòíîãî? À âåäü ýòî äàëåêî íå ýêçîòèêà, õîòÿ êîíå÷íî è íå ñðàáàòûâàåò â 100% ñëó÷àåâ. Ñóòü åå âîò â ÷åì: êîãäà æèâîòíîå âïåðâûå ïîïàëî â âàø äîì, ïåðâûå äíè ðåàêöèÿ ÷ðåçâû÷àéíî ñèëüíàÿ. Êîíüþêòèâèò , ñûïü, àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, ó íåêîòîðûõ äàæå îáîñòðåíèå àñòìû èëè åå äåáþò. Íî ÷åðåç 3-4 äíÿ ñèìïòîìû àëëåðãèè ÷åòêî ñòèõàþò, à ÷åðåç 2-3 íåäåëè èñ÷åçàþò ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ. Ïðè÷åì ÷òî ñ àíòèãèñòàìèííûìè (ýòî ïðåïàðàòû îò àëëåðãèè), ÷òî è áåç íèõ! Ðàáîòàþò òóò äâà ïðîñòûõ ìåõàíèçìà.
ÌÅÕÀÍÈÇÌ ÏÅÐÂÛÉ — ÊÓÑÀÅÌ, ËÈÆÅÌ È ÖÀÐÀÏÀÅÌ!
Îñîáåííî ýôôåêòèâåí â ñëó÷àå ñ êðûñàìè è êîøêàìè. Êðûñû ñëåãêà è ïî÷òè íåçàìåòíî, à êîøêè è îñîáåííî êîòÿòà ïðè èãðàõ èíîãäà î÷åíü äàæå çàìåòíî, íàíîñÿò íà êîæó ðàíêè ñâîèìè êîãòÿìè. Òàêèì îáðàçîì ïîä êîæó ïîïàäàåò àëëåðãåí, òå ñàìûå ÷àñòè÷êè, êîòîðûå âûçûâàþò âàøó àëëåðãèþ íà æèâîòíîãî, à ïîäêîæíîå ââåäåíèå íàòóðàëüíîãî ñïåöèôè÷åñêîãî àëëåðãåíà è ÿâëÿåòñÿ ñóòüþ ìåòîäà ñïåöèôè÷åñêîé ãèïîñåíñèáèëèçàöèè! Ïðè÷åì â îòëè÷èå îò ðàñòèòåëüíûõ, æèâîòíûå àëëåðãåíû ãîðàçäî áîëåå «èíäèâèäóàëüíû» è ìåíåå óñòîé÷èâû ê ðàçíûì òèïàì êîíñåðâàöèè, âîò ïî÷åìó òî æå ñàìîå ëå÷åíèå ó âðà÷à â âèäå ïîäêîæíûõ óêîëîâ è ÷èñòîãî àëëåðãåíà äàåò ãîðàçäî áîëåå íèçêèé ïðîöåíò óñïåõà. À òóò — íàòóðàëüíûå àëëåðãåíû, ñâåæèå, áåç âñÿêîé êîíñåðâàöèè, èìåííî âàøåãî æèâîòíîãî.
ÌÅÕÀÍÈÇÌ ÂÒÎÐÎÉ (ÊÀÐË ÌÀÐÊÑ Â ×ÅÌ-ÒÎ Î×ÅÍÜ ÏÐÀÂ) — ÊÎËÈ×ÅÑÒÂÎ-ÊÀ×ÅÑÒÂÎ.
Íà ýòîì ìåõàíèçìå îñíîâàí åùå îäèí âîçìîæíûé ñïîñîá, ïðàâäà, ïîêà ÷òî ýêçîòè÷åñêèé, ëå÷åíèÿ àëëåðãèè. Äåëî â òîì, ÷òî àëëåðãèÿ ðàçâèâàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïî ïðèíöèïó «÷óòü-÷óòü áåçîáèäíîãî âåùåñòâà, è íå ñ ïèùåé, à íà êîæó è ñëèçèñòûå». ß ñèëüíî óïðîùàþ, íî ñóòü â òîì, ÷òî ïðè çàâåäåíèè ïèòîìöà åãî àëëåðãåíîâ ñòàíîâèòñÿ î÷åíü äàæå íå ÷óòü-÷óòü, à âïîëíå ñåáå ìíîãî, è îíè ïîïàäàþò íå òîëüêî íà êîæó, äàæå åñëè âû íå èìååòå ïðèâû÷êó âûëèçûâàòü ñâîþ êîøêó èëè ñîáàêó.  îïðåäåëåííûé ìîìåíò ïðîèñõîäèò «ùåë÷îê» è èììóííàÿ ñèñòåìà ïîíèìàåò, ÷òî, êàæåòñÿ, ýòèõ ÷àñòè÷åê ÷òî-òî óæ î÷åíü ìíîãî è èäóò îíè â îðãàíèçì âñåìè ñïîñîáàìè, ñëèøêîì ìíîãî, ÷òîá îíè òÿíóëè íà ïðèçíàêè àëëåðãåíà. È àëëåðãè÷åñêèé îòâåò óãàñàåò.
ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÎÂÅÒÛ
Òàê âîò, åñëè âû äåéñòâèòåëüíî çàâåëè æèâîòíîå è õîòèòå ñ íèì æèòü, íî ó âàñ èëè ó âàøèõ ðîäñòâåííèêîâ íà÷àëàñü íà íåãî àëëåðãèÿ, íå ñïåøèòå ñ íèì ðàññòàâàòüñÿ. ß íå ãîâîðþ î òåõ, êòî ñíà÷àëà çàâåë «èãðóøêó» ñåáå èëè ðåáåíêó, ïîòîì îòêðûë äëÿ ñåáÿ ÷òî ùåíîê ïèñàåò íà êîâåð è ãðûçåò îáóâü, à êîòåíîê äåðåò ìåáåëü, è ðåøèë èçáàâèòüñÿ îò èñòî÷íèêà ïðîáëåì ïîä áëàãîâèäíûì ïðåäëîãîì. ß ãîâîðþ î òåõ, êòî ðåàëüíî õî÷åò áûòü âìåñòå ñî ñâîèì æèâîòíûì. Íå ñïåøèòå.
Ñõîäèòå ê àëëåðãîëîãó, åñëè ýòî ïåðâûé ðàç, ïîêèâàéòå, çàòåì çàêóïèòåñü àíòèãèñòàìèííûìè è ïðîñòî ïîäîæäèòå 2-3 íåäåëè, íåìíîãî, íî íå ïîëíîñòüþ, îãðàíè÷èâàÿ êîíòàêò ñ æèâîòíûì. Åñëè êîíå÷íî ñèìïòîìû íå îïàñíû, òî åñòü íåò íèêàêèõ ïðèñòóïîâ óäóøüÿ (àñòìà ëèáî àëëåðãè÷åñêèé îòåê). Àëëåðãèÿ ìîæåò ðåàëüíî ñèëüíî óìåíüøèòüñÿ èëè äàæå èñ÷åçíóòü ñàìà. Ïðè÷åì ïîñëå îòïóñêà èëè êîìàíäèðîâêè — óâû, âåðíóâøèñü äîìîé âàì, âîçìîæíî, ïðèäåòñÿ íåìíîãî ïîñòðàäàòü çàíîâî, íî âòîðè÷íàÿ ðåàêöèÿ áóäåò ñïîêîéíåé è òèøå.
Ó âàñ ìîæåò ïðîïàñòü ïîëíîñòüþ àëëåðãèÿ íà âàøåãî ïèòîìöà, íî îñòàòüñÿ ðåàêöèÿ íà ÷óæèõ ñîáàê. Èíîãäà, âïðî÷åì, îíà ñíèçèòñÿ è íà ÷óæèõ, áûâàåò ïî-ðàçíîìó. Çàâåäåííûé âòîðîé ï¸ñ, êñòàòè, äàñò óæå ðåàêöèþ ãîðàçäî ñëàáåé, à òðåòèé — âû ñàìè óäèâèòåñü, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîÿâèòñÿ â âàøåì äîìå óæå òàê, êàê áóäòî ó âàñ è íå áûëî àëëåðãèè íà æèâîòíûõ íèêîãäà. Íó, åñëè êîíå÷íî âû õîòèòå òðåõ êîòîâ/ñîáàê, ó ìåíÿ ðåêîðä áûë âðîäå áû âîñåìü.
Òàê ÷òî íå ñòàâüòå ñðàçó êðåñò, ïîòåðïèòå è ïîñìîòðèòå.
È ÏÐÅÄÎÑÒÅÐÅÆÅÍÈß
Åäèíñòâåííîå, ÷òî îìðà÷àåò îïèñàííóþ ìíîé èäèëëèþ — äàæå åñëè ó âàñ äîìà ïûëü è øåðñòü æèâîòíîãî ëåæèò ïî âñåì ïîâåðõíîñòÿì êëîêàìè, à âàøà àëëåðãèÿ è íå äóìàåò î ñåáå íàïîìèíàòü, âñå ðàâíî, âîçìîæíî, ïðèäåòñÿ æèòü ñ íåêîòîðûìè îãðàíè÷åíèÿìè. Ãëàâíîå — êðîâàòü. Âòîðîå — ëèöî.
Åñëè àëëåðãèÿ áûëà, è îíà áûëà ñèëüíàÿ, ëó÷øå íèêîãäà íå ïóñêàéòå æèâîòíîå íà ïîñòåëüíîå áåëüå, íà ñâîþ îäåæäó (ÿ èìåþ â âèäó òó, ÷òî êîíòàêòèðóåò ñ òåëîì íàïðÿìóþ, òî åñòü èçíàíî÷íóþ, à íå ëèöåâóþ ñòîðîíó âåùåé è â îñíîâíîì èíòèìíûé ãàðäåðîá), à òàêæå íå çàðûâàéòåñü ëèöîì â åãî òåïëûé ïóøèñòûé áîê è íå òðîãàéòå ñåáÿ çà ëèöî ñðàçó ïîñëå êîíòàêòà ñ æèâîòíûì. Âïðî÷åì, áåãàòü è ïî 100 ðàç íà äíþ ìûòü ðóêè ïîñëå êàæäîãî êîíòàêòà íå íàäî. Âî-ïåðâûõ, çàìó÷àåòåñü, à âî âòîðûõ â ýòîì ñìûñëà íåò, íà ðóêàõ àëëåðãåíîâ ó âàñ ðîâíî ñòîëüêî æå, ñêîëüêî íà âñåõ ïðåäìåòàõ â êâàðòèðå ñ æèâîòíûì, ñòîèò òîëüêî ïîñëå ìûòüÿ ðóê ïðèêîñíóòüñÿ ëàäîíüþ êóäà-òî, íàïðèìåð, ê ðó÷êå äâåðè.
À ÒÅÏÅÐÜ — ÍÅÌÍÎÃÎ Î ÑÂÅÆÅÉ ÍÀÓÊÅ
È âîò åùå êàêîå ìîãó ïðèâåñòè ñîîáðàæåíèå â çàùèòó æèâîòíûõ â äîìå. Ïàðàäîêñàëüíî çâó÷èò, íî ýòî ôàêò: ÷åì áîëüøå æèâîòíûõ â äîìå, òåì ìåíüøå ó äåòåé àëëåðãèÿ è òåì ñïîêîéíåé îíà òå÷åò. Ýòî íàáëþäåíèå îïèñûâàåòñÿ â ðàìêàõ ãèãèåíè÷åñêîé òåîðèè. Òåîðèÿ îòíîñèòåëüíî ñâåæàÿ, ãäå-òî ñåðåäèíû 90-õ ãîäîâ. À ýòî çíà÷èò, ÷òî 99% àëëåðãîëîãîâ â Ðîññèè î íåé ëèáî íè÷åãî íå çíàþò, ëèáî ïî÷òè íè÷åãî íå çíàþò. ß íàäåþñü ÷òî íå ðàçîáüþ íè÷üå ñåðäöå, åñëè ñêðîìíî íàïîìíþ, ÷òî íàñ ó÷àò ïî ðóññêèì ó÷åáíèêàì, óñòàðåâøèì â ñðåäíåì ëåò íà 5-10, èëè ïî ïåðåâîäíûì ó÷åáíèêàì (ðåæå), óñòàðåâøèì íà òå æå ìèíèìóì 3-5 ëåò â ðåçóëüòàòå ïåðåâîäà è ðåäàêòèðîâàíèÿ? Ïðè ëó÷øåì ðàñêëàäå. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó âîçðàñò âðà÷à, òî åñòü ñêîëüêî âðåìåíè íàçàä îí ñëóøàë ëåêöèè. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó ïî÷òè ïîãîëîâíîå íåçíàíèå àíãëèéñêîãî, êîòîðîå íóæíî äëÿ ÷òåíèÿ ñòàòåé ïî ñâîåé òåìå â îðèãèíàëå. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó îòñóòñòâèå îñòðîé íåîáõîäèìîñòè ó âðà÷à ïîñòîÿííî ÷èòàòü ñòðîãî íàó÷íûå ñòàòüè, ñëàáî ñâÿçàííûå ñ åãî íåïîñðåäñòâåííîé ïðàêòèêîé. Íåò, äàæå î÷åíü-î÷åíü-î÷åíü õîðîøèé àëëåðãîëîã-êëèíèöèñò ñêîðåé âñåãî è ñëûõîì íå ñëûõèâàë íè ïðî êàêóþ-òàêóþ ãèãèåíè÷åñêóþ òåîðèþ, óâû. Òàê ÷òî ÿ ïðåäóïðåäèëà.
ÊÎÌÓ ÍÀ ÐÓÑÈ ÆÈÒÜ ÕÎÐÎØÎ? ÑÒÀÒÈÑÒÈÊÀ
Îäíàêî ôàêòû âåùü óïðÿìàÿ. Âî âñåì ìèðå ðàñòåò çàáîëåâàåìîñòü àëëåðãèåé è àóòîèììóííûìè çàáîëåâàíèÿìè (ýòî òîæå ðåçóëüòàò îøèáêè èììóííîé ñèñòåìû, íî äðóãîé). Íî ðàñòåò îíà ïî÷åìó-òî èñêëþ÷èòåëüíî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ. È åùå ïî÷åìó-òî ãîðàçäî ñèëüíåé â ãîðîäàõ, ÷åì â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè êàê â óñëîâèÿõ îäíîé è òîé æå ñòðàíû, òàê è â ìèðå. Ýòèì ôàêòîì äàâíî óæå çàèíòåðåñîâàëèñü è äàâíî óæå ïûòàþòñÿ ðàñêîïàòü çàêîíîìåðíîñòè è ïðè÷èíû ðîñòà. Èäåé áûëî ìíîãî, íàïðèìåð âñÿêàÿ õèìèÿ â âîçäóõå è îñîáåííî â ïèùå. Ýòî òîæå èìååò çíà÷åíèå, êòî æ ñïîðèò, íî íå âÿæåòñÿ ñ òåì, ÷òî ñàìûå áåäíûå êðåñòüÿíå, âîçÿùèåñÿ íà ïîëÿõ ñ æóòêî âðåäíûìè óäîáðåíèÿìè åæåäíåâíî è ãîðîäñêèå áåäíÿêè, ïîòðåáëÿþùèå ïîëíûé êîìïëåêò õèìè÷åñêèõ ãàäîñòåé â ïèùó, îäíàêî ïî÷åìó-òî áîëåþò àëëåðãèÿìè çíà÷èòåëüíî ðåæå, à ñàìûå áîãàòûå «ãîðîæàíå», äàæå ïóñòü ðàñòÿùèå äåòåé â çàãîðîäíûõ êîòòåäæàõ íà ñâåæàéøåì âîçäóõå è íà ÷èñòåéøèõ ñàìûõ äîðîãèõ ïðîäóêòàõ, òî åñòü â ïðåêðàñíûõ óñëîâèÿõ, ïîëó÷àþò ýòó àëëåðãèþ ó äåòåé ñïëîøü è ðÿäîì. Íó êàê òàê?
ÝÂÎËÞÖÈß È ÒÅÕÍÈ×ÅÑÊÈÉ ÏÐÎÃÐÅÑÑ
Ïðè÷èíó íàøëè îäíîâðåìåííî ñðàçó â íåñêîëüêèõ ñòðàíàõ, ïîòîì ïðîâåðÿëè è ïåðåïðîâåðÿëè, ïðîâîäèëè ðåòðîñïåêòèâíûå (òî åñòü êîïàÿñü â èñòîðèè) è ïðîñïåêòèâíûå (òî åñòü íàáëþäàÿ íåñêîëüêî ëåò) èññëåäîâàíèÿ, íà ìàëåíüêèõ ãðóïïàõ è íà îãðîìíûõ ïîïóëÿöèÿõ. Äåëî â òîì, ÷òî òåõíè÷åñêàÿ ðåâîëþöèÿ îáîãíàëà åñòåñòâåííóþ î÷åíü ñèëüíî è ðåçêî. Ìû äàâíî óæå èìååì âîçìîæíîñòü íå íàïðÿãàÿñü äåðæàòü ðåáåíêà â ïî÷òè ñòåðèëüíûõ óñëîâèÿõ, à èììóííàÿ ñèñòåìà âñå åùå óâåðåíà, ÷òî ïîñëå ðîæäåíèÿ åãî çàâåðíóò â ãðÿçíóþ áëîõàñòóþ øêóðó è ïîëîæàò íà êèøàùóþ ÷åðâÿìè è ÿéöàìè ãëèñò çåìëþ, êîòîðóþ ðåáåíîê, êàê òîëüêî íàó÷èòñÿ ïîëçàòü, îáÿçàòåëüíî ïîòÿíåò â ðîò, íàåâøèñü è çåìëè, è ãëèñòîâ, è áëîõ, è îñòàòêîâ êàêàøåê íåâîîáðàçèìîãî êîëè÷åñòâà ðàçíîîáðàçíûõ ñóùåñòâ. Íó â îáùåì êàðòèíó ÿ äóìàþ íàðèñîâàëà äîñòàòî÷íî ïîíÿòíóþ? Ïîñëå ðîæäåíèÿ èììóííàÿ ñèñòåìà íîâîðîæäåííîãî — äà, ñëàáà, äà, íåçðåëà, íî îíà ãîòîâà âñòðåòèòü âðàãîâ. Ìíîãî-ìíîãî îïàñíûõ âðàãîâ, êîòîðûå äîëæíû îòîâñþäó ïðîíèêíóòü, à îñîáåííî ÷åðåç êîæó è ñëèçèñòûå. À âðàãîâ êàê-òî íåòó, ïîòîìó ÷òî ìàìà îáû÷íî õîðîøàÿ, ãëàäèò ïåëåíêè ñ äâóõ ñòîðîí óòþãîì è äåçèíôèöèðóåò âñå, ÷åãî êàñàåòñÿ ìàëûø. È âîò íà ýòîì ìåñòå è âîçíèêàåò «ñáîé», íàì æå íàäî íàéòè âðàãà, îí òî÷íî åñòü, åãî íå ìîæåò íå áûòü! È èììóííàÿ ñèñòåìà ïðèíèìàåò çà âðàãîâ áåçîáèäíûå è ïî óìîë÷àíèþ îáû÷íî áåçâðåäíûå âåùåñòâà: îïðåäåëåííûå êîìïîíåíòû ïèùè, à òàêæå òî, îò ÷åãî èçáàâèòüñÿ íåâîçìîæíî äàæå â ñîâðåìåííîé êâàðòèðå: ïûëü, êëåùåé äîìàøíåé ïûëè è èõ îñòàòêè, ìèêðîñêîïè÷åñêèå ðàçíîîáðàçíûå ãðèáêè, ïûëüöó ðàñòåíèé, âñÿêèå ìåëü÷àéøèå îñòàòêè áûòîâîé õèìèè, ïûëèíêè ïóõà è ïåðüåâ èç ïîäóøåê è òàê äàëåå. Òîëüêî âîò ó÷èòûâàÿ ÷òî ýòè ÷àñòèöû íà ñàìîì äåëå íèêîìó íå âðåäÿò è ïëîäèòüñÿ â îðãàíèçìå êàê-òî íå äóìàþò, çàïóñêàåòñÿ âèäîèçìåíåííûé îòâåò, íå êàê íà èíôåêöèþ, à àëëåðãè÷åñêèé. Îïÿòü æå, ÿ ãðóáî óïðîñòèëà îïèñàíèå è íå íàäî åãî èñïîëüçîâàòü âìåñòî íàó÷íîé ñòàòüè ïî ãèãèåíè÷åñêîé òåîðèè, õîðîøî? À òî ìåíÿ ïðèñòðåëèò êòî-íèáóäü èç ó÷åíûõ.
ÃÈÃÈÅÍÀ — ÝÒÎ ÍÅ ÒÎËÜÊÎ ÄÎÁÐÎ, ÓÂÛ
 îáùåì, êàðòèíà ïîëó÷àåòñÿ òàêàÿ: ÷åì âûøå óðîâåíü ãèãèåíû â ïîïóëÿöèè, òåì âûøå òàì æå çàáîëåâàåìîñòü àëëåðãèåé è àóòîèììóíùèíîé, òåì òÿæåëåå òåêóò àëëåðãèè. Íî íå ìîæåì æå ìû êëàñòü äåòåé â ãðÿçü è êîðìèòü èõ çåìëèöåé äëÿ ïóùåãî çäîðîâüÿ, âåðíî? È âîò òóò ñïàñåíèåì âíåçàïíî îêàçàëèñü äîìàøíèå æèâîòíûå.  ñåìüÿõ, ãäå â ïåðâûå ïÿòü ëåò æèçíè áûëè äîìàøíèå æèâîòíûå, êîëè÷åñòâî äåòåé-àëëåðãèêîâ îêàçàëîñü ðåçêî ñíèæåíî. È ÷åì áîëüøå áûëî æèâîòíûõ (èëè ÷åì áîëüøå îíè áûëè ïî ðàçìåðó), òåì ìåíüøå áûëî àëëåðãèè! Ïðè÷åì çâåðü â äîìå â ïåðâûé ãîä æèçíè ðåáåíêà îêàçàëñÿ ñàìûì ýôôåêòèâíûì «ëåêàðñòâîì» îò àëëåðãèè ó ýòèõ äåòåé â áóäóùåì, ñî âòîðîãî ïî ïÿòûé ãîä æèçíè — ìåíåå ýôôåêòèâíûì, à ïîñëå ïÿòîãî ãîäà æèçíè óæå ïðàêòè÷åñêè íå èìåëî çíà÷åíèå, áûëî â ñåìüå æèâîòíîå èëè íåò. Ñîâïàäåíèå ñòàòèñòèêè ñî ñðîêàìè «îáó÷åíèÿ» èììóííîé ñèñòåìû è íàòîëêíóëî ó÷åíûõ èçó÷àòü ýòîò ìåõàíèçì äàëüøå.
 îáùåì, ãîâîðÿ óïðîùåííî, íàëè÷èå æèâîòíîãî â äîìå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî â âîçäóõå è íà âñåõ ïðåäìåòàõ ñêàïëèâàåòñÿ åãî øåðñòü, ÷àñòè÷êè êîæè, ñëþíû è äàæå îñòàòêîâ èñïðàæíåíèé, óæ èçâèíèòå. Âñÿ ýòà áëàãîäàòü ïîïàäàåò ê ìàëûøó, è åãî èììóííîé ñèñòåìå åñòü ÷åì çàíÿòüñÿ! Îíà òðåíèðóåòñÿ ïðàâèëüíûì ìåõàíèçìàì îòâåòà íà èíôåêöèþ è íà áåçîáèäíûå âåùåñòâà, îòòà÷èâàåò íóæíûå ðåàêöèè íà ïîñòóïèâøåì ìàòåðèàëå, à íå èùåò âðàãîâ òàì, ãäå èõ íåò.
ÍÓ È ÅÙÅ ÎÄÈÍ ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÂÛÂÎÄ
 îáùåì, åñëè ãîâîðèòü ñåðüåçíî, òî — õîòèòå ðåáåíêà áåç àëëåðãèè? Òîãäà äåðæèòå äîìà êîøêó, ïÿòü êîøåê, áîëüøóþ ñëþíÿâóþ ìîõíàòóþ ñîáàêó, è ïóñòü îíè ëèæóò ìàëûøó ðóêè, è ïóñòü ñûïÿò øåðñòü íà åãî êðîâàòêó è îäåæäó, îñîáåííî â ïåðâûé ãîä æèçíè. Ïðàâäà, ïðåäóïðåæäàþ, ÷òî åùå ëåò 10-15 ïåäèàòðû è àëëåðãîëîãè áóäóò ãîâîðèòü âàì íà ýòî, ÷òî âû îòâðàòèòåëüíûå ðîäèòåëè, ÷òî âû äîëæíû ñðî÷íî óáðàòü æèâîòíîå èç äîìà è òàê äàëåå. Íó à åñëè íå âûäåðæèòå íàïîðà âðà÷åé, æåëàþùèõ åñòåñòâåííî äîáðà, òî ïåðåñåëèòåñü ñ ðåáåíêîì çà ãîðîä õîòÿ á íà ïåðâûå òðè ãîäà. Òàì îí è çåìëè â ëþáîì ñëó÷àå íàòðåñêàåòñÿ, è òðàâêè, ïî êîòîðîé êòî òîëüêî íå ïîëçàë, è ìóõè ïî íåìó òîæå ïîáåãàþò, è âåòðîì â îêîøêî çàíåñåò âñå íóæíûå åãî èììóííîé ñèñòåìå ãàäîñòè, î êîòîðûõ ÷èñòîïëîòíîìó ÷åëîâåêó è äóìàòü íå õî÷åòñÿ.
Ôèíàëüíûå ïîÿñíåíèÿ
1. Ýòîò ìåòîä íå ðàáîòàåò â 100% ñëó÷àåâ è ó âñåõ. Ýòî íå ãàðàíòèÿ. Åñòü ëèøü âåðîÿòíîñòü, õîòü è íåìàëåíüêàÿ. Êàêîâà îíà èìåííî ó âàñ — çàâèñèò îò êó÷è ôàêòîðîâ.
2. Åùå ðàç, åñëè ó âàñ åñòü àñòìà (è ëþáîå çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ) è/èëè àëëåðãè÷åñêèé îòåê, âàì ýòîò ìåòîä ïðîáîâàòü íåëüçÿ. Âî-ïåðâûõ, ýòî îïàñíî. Âî-âòîðûõ, ýòî ñêîðåé âñåãî áåñïîëåçíî, óâû.
3. Ôàêòîðû ðèñêà. Àëëåðãèÿ íà äîìàøíåå æèâîòíîå ìîæåò ðàçâèòüñÿ ó êàæäîãî â ëþáîì âîçðàñòå. Áîëüøèíñòâî ëþäåé, ñòðàäàþùèõ îò àëëåðãèè íà äîìàøíåå æèâîòíîå, ÷àñòî ïîäâåðæåíû è äðóãèì âèäàì àëëåðãèé, íàïðèìåð, íà ïûëüöó èëè ïëåñåíü. Ýòî îáóñëîâëåíî íàñëåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè, ò.å. åñëè âàøè ðîäèòåëè ñòðàäàþò îò àëëåðãèè, òî, âåðîÿòíî, ó âàñ îíà òàêæå ïðîÿâèòñÿ. Ñîãëàñíî èññëåäîâàíèÿì, àëëåðãèè íà ñîáàê èëè êîøåê ïîäâåðæåíû ïðèáëèçèòåëüíî 15% íàñåëåíèÿ.
Íà êàêóþ ÷àñòü æèâîòíîãî ó ëþäåé âîçíèêàåò àëëåðãèÿ? Ëþäè, èìåþùèå àëëåðãèþ íà æèâîòíûõ, ÷àñòî ñòðàäàþò îò àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé íà ÷àñòè÷êè êîæè (ïåðõîòü), ñëþíó è ìî÷ó.
Ñóùåñòâóþò ëè ãèïîàëëåðãåííûå ïîðîäû ñîáàê?
Ê ñîæàëåíèþ, òàêèõ ïîðîä íå ñóùåñòâóåò, òàê æå êàê è íå ñóùåñòâóåò íåëèíÿþùèõ ñîáàê. Àáñîëþòíî âñå ñîáàêè ïîäâåðæåíû ëèíüêå, â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè. Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî àëëåðãèþ âûçûâàåò íå øåðñòü, à ìàëåíüêèå ÷àñòè÷êè êîæè, êîòîðûå îñûïàþòñÿ âìåñòå ñ âûëèíÿâøåé øåðñòüþ (ïåðõîòü).
Íàñ÷åò èçáàâëåíèÿ îò æèâîòíîãî — ìíå íèêîãäà íå áûëà ïîíÿòíà ïîçèöèÿ ëþäåé, êîòîðûå ïðèíîñÿò/ïðèâîäÿò â êëèíèêó æèâîòíîå óñûïëÿòü ïðè âûÿâëåíèè àëëåðãèè íà íåãî ó ñåáÿ èëè êîãî-òî èç ÷ëåíîâ ñåìüè. Âñå çíàþò î ñîáà÷üèõ è êîøà÷üèõ ãîñòèíèöàõ, à êàê âîçíèêàåò àëëåðãèÿ, î÷åíü áûñòðî î íèõ çàáûâàþò. Ñîáàêà èëè êîøêà íå âèíîâàòà â ñëàáîì îðãàíèçìå èõ âëàäåëüöåâ — çàâåëè, íå ìîæåòå äåðæàòü äîìà — èëè èùèòå íîâûõ ÕÎÐÎØÈÕ âëàäåëüöåâ, èëè ïîìåùàéòå æèâîòíîå â ãîñòèíèöó è âñå ðàâíî èùèòå õîçÿåâ. Êîìó íå ïî êàðìàíó — âñåãäà åñòü áàáóøêè, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â äåíüãàõ è ãîòîâûå äåðæàòü æèâîòíîå çà âîçíàãðàæäåíèå. Áûëî áû æåëàíèå ó õîçÿåâ.
Òàòüÿíà Òèõîìèðîâà
Источник