Бывает ли аллергия на школу

Бывает ли аллергия на школу thumbnail

Дети с раннего возраста учатся манипулировать взрослыми, особенно это касается их родителей. Со временем ребенок начинает понимать, как можно воздействовать на жалость, как быстро разозлить, как заставить заступаться за себя в ситуации, в которой он не прав, как вывести из себя и т.д. Школьники часто прибегают к различным хитростям, только чтобы не выполнять домашние задания или пропустить тяжелую контрольную. Если ребенок может правдоподобно преподнести информацию или ситуацию, то родители обязательно в нее поверят.

Конкретный пример

Можно взять для наглядности стандартную ситуацию, когда учащийся младших классов не хочет идти в школу, потому что не подготовился к опросу по литературе. Он не прочитал заданное произведение и на занятии точно получит «двойку», а потом и дома от родителей. Что ему делать? Единственный вариант – пропустить этот злополучный урок. Для этого ученик решает наврать утром, что у него сильно болит горло и голова, начать кашлять и закатывать глаза от ложного недомогания.

Особо восприимчивые родители поверят в выдуманную болезнь их чада и оставят его дома. Если такая схема пройдет хотя бы несколько раз, то можно не сомневаться, что она войдет в традицию. Чтобы родители не заподозрили подвоха, детали выдумки будут меняться, но суть останется прежней.

Вторая сторона медали

С враньем и ухищрениями школьников на первый взгляд все понятно. Но что делать, если у ребенка действительно развивается недуг? Кто может с полной уверенностью сказать, болит ли действительно голова у него или нет? Если не обращать внимания на жалобы и постоянно водить ребенка в школу, то вскоре недуг может аукнуться более серьезным и даже хроническим заболеванием.

Ни один родитель не должен допустить, чтобы его чадо страдало физически от какой-то болезни. Выявить большинство патологий и заболеваний может медицинское обследование. Оно покажет, страдает ли школьник от реальной болезни, либо у него просто разыгралось воображение или хитрость.

Однако не все анализы и исследования могут выявить причину постоянной головной боли. Иногда нужно посмотреть на проблему с точки зрения психологии. Существует довольно распространенный синдром «аллергии на школу». Он неожиданно и незаметно появляется, очень быстро развивается и тяжело протекает. Лечение при этом должно быть комплексным.

Симптомы «аллергии на школу»

Подобный диагноз в медицине действительно существует. Чаще всего он проявляется следующими симптомами:

  • постоянные головные боли;
  • нарушение сна (бессонница);
  • сильное головокружение;
  • быстрая утомляемость организма после умственных и физических упражнений;
  • пассивное поведение, отсутствие интересов;
  • плохое настроение, перерастающее в депрессию и плач.

Причины развития синдрома

Многие доктора медицинских наук утверждают, что «аллергия на школу» развивается в связи с ухудшением симптомов гиперактивности. У таких детей отмечаются сложности в дисциплине, им сложно концентрироваться на материале, долго заниматься одним и тем же делом. Если добавить к этому тяжелый характер и погрешности воспитания, то получится своеобразная «аллергия» на школу.

Психологи предпочитают относить данный синдром к одной из форм эмоционального расстройства личности. Однако некоторые специалисты уверены, что аллергия вполне может быть реальной, к примеру, пищевой. И в этом нет ничего странного и невероятного. Что такое аллергия? Это воспалительная реакция организма на какой-то раздражитель. Чаще всего это какое-то вещество, к которому организм особо чувствителен. Причем пораженным реакцией может быть любой орган, даже подкорковые центры мозга. Так что аллерген действительно способен вызвать головную боль.

Кроме чрезмерной чувствительности к продуктам питания, на процесс обучения теоретически могут повлиять многие другие факторы. Например: пыль, моющие средства, запахи и прочее. Все эти раздражители могут вызвать отек слизистой придаточных пазух и носоглотки. В итоге у школьника заметно затрудняется дыхание, появляется головная боль, снижается готовность к учебе.

Профилактика «аллергии на школу»

Первым делом рекомендуется обратиться к аллергологу. Тщательное обследование и анализы помогут выявить перечень главных раздражителей, к которым организм ребенка обладает повышенной чувствительностью. Затем нужно сопоставить его с реальной картиной. Есть ли в школе раздражители, которые могут привести к аллергической реакции?

Если они имеются, то нужны медикаментозные методы лечения. Иногда можно обойтись и без них, временно перестав водить чадо в школу. К примеру, в классе идет ремонт, а у ученика аллергия на краску. В этом случае оптимальным выходом будет перерыв в посещении школы на период ремонта. Это чревато последующем падением успеваемости по ряду предметов, зато здоровье ребенка будет в норме.

Прочие причины головной боли

Аллергическая реакция на раздражители в пределах школы – не единственная причина, по которой у ребенка может постоянно болеть голова. Иногда мигрень передается по наследству. В этом случае нужно смотреть на анамнез близких членов семьи. Возможно, один из родителей страдает гипертонией, либо у самого школьника есть склонность к внутричерепному давлению.

Если чадо начинает часто отказываться идти в школу, связывая это с головной болью, то рекомендуется ввести так называемый журнал жалоб. В нем нужно записывать даты и время жалоб, оценку боли по произвольной шкале. Со временем записи помогут прояснить картину происходящего. Но при анализе причин нужно учитывать все мелочи и обстоятельства, чтобы ничего не упустить.

Источник

Нельзя дать однозначного ответа на этот вопрос. Быть может, боль вполне настоящая, выяснить это поможет серьезное медицинское обследование ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно страдал физически. В этом случае ему необходимо помочь как можно скорее.

Быть может, Ваша дочь страдает «аллергией на школу». Хотя, конечно, мысль о том, что школа может стать для ребенка источником аллергии, сложно укладывается в голове. Вполне возможно, что первоначальная головная боль, появляющаяся в школе, была. Рассмотрим сценарии развития симптома.

В литературе описываются достоверные случаи проявления аллергии в виде головных болей, головокружений, нарушений сна, утомляемости, понижения настроения вплоть до депрессий. Есть серьезные предположения, что некоторые случаи гиперактивности, сложностей поведения, трудностей с обучением связаны не с особенностями характера или погрешностями воспитания, а с проявлениями аллергии (причем, что самое интересное, чаще пищевой).

На самом деле ничего невероятного в этом нет. При контакте с аллергеном в организме человека с повышенной чувствительностью к данному веществу возникает специфическая неинфекционная воспалительная реакция, и пораженным может оказаться практически любой орган, в том числе кора головного мозга и подкорковые центры. В зависимости от места и протяженности поражения варьируют и симптомы. (И.Д. Бородина)

Кроме чувствительности к продуктам, на процесс обучения могут влиять и другие факторы внешней среды. Пыль, запахи мастики для пола, пластика, моющих средств, лака и т. д. способны, например, вызывать местный отек слизистой носоглотки и придаточных пазух (как при поллинозе). В результате у ребенка затрудняется дыхание, развивается головная боль, что снижает его готовность к обучению.

Поэтому важно обследовать ребенка у аллерголога, чтобы в случае необходимости начать лечение, либо убедиться, что причина происходящего совершенно точно в другом. Также важно посмотреть есть ли склонность к головным болям в семье: страдают ли старшие члены семьи гипертонией, мигренями. Имеется ли у ребенка склонность к внутричерепному давлению.

Необходимо максимально точно вспомнить время (лучше дату), когда голова заболела в школе впервые. Затем выяснить, что происходило в школе в этот день: возможно, это были какие-либо неплановые эпизодические ремонтные работы или экскурсия класса в СЮН, например.

Возникшая на самом деле головная боль, возможно, оказалась закреплена на уровне поведения родительской реакцией. Ребенок, испытывая головную боль, видит серьезное беспокойство мамы, получает освобождение от пребывания на уроках. Эта цепочка выстраивается и закрепляется несколькими повторениями. Затем ребенок в качестве эксперимента пробует потянуть за эту цепочку с другого конца — начать не с неприятной головной боли, а с нежелания быть в школе. Симуляция боли приводит также к желанному результату.

Теперь, поскольку проверить, болит ли голова на самом деле, почти невозможно, то необходимо сделать родительское внимание во время болезни дозированным: необходимым и достаточным, не избыточным. Болеть должно быть неприятно. Если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером. Просмотр телепрограмм также противопоказан — нужен покой. Посещения друзей исключены до прояснения причин боли. Единственное, что допустимо — это чтение, в том случае, если не усиливает «головную боль».

Если боль проходит к моменту окончания школьных занятий и болеющий ребенок намекает, что уже все в порядке, необходимо до конца дня соблюдать в полном покое постельный режим в целях профилактики рецидивов.

Эти простые рекомендации помогут сделать пребывание дома с «головной болью» менее привлекательным, чем обучение в школе и общение со сверстниками. Однако если ребенок продолжает симулировать, несмотря на принятые меры, необходимо проконсультироваться со школьным психологом по поводу психологического климата класса и уровня комфорта Вашего ребенка в школе.

Источник

Случалось ли вам на всех парах мчаться с работы, чтобы забрать из школы ребенка, у которого то ухо разболелось, то живот прихватило, то температура подскочила? И уже дома недоумевать: почему все вдруг как рукой сняло? Он мастерски притворяется или действительно от чего–то страдает? Проблема, между прочим, распространенная. Если кто–то называет ее «аллергией на школу», то Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психиатрического диспансера, склоняется к такому диагнозу: «соматоформная вегетативная дисфункция». И настоятельно рекомендует не только не делать попыток наказать ребенка, но и не ранить его недоверием.

Бывает ли аллергия на школуФото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10–летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по–настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги… Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.

Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова… Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.

Хотя притворство, конечно, тоже не исключено. Возможен такой вариант: однажды ребенок, страдающий от недостатка внимания со стороны родителей, учителей или сверстников, обнаруживает, что его проблему словно по щелчку решает лишь его недомогание. Проверил раз — сработало! И понеслось… Поэтому, чтобы не спровоцировать его на такую хитрость, лучше бурно не реагировать на жалобы, особенно когда отсутствуют симптомы, явно указывающие на болезнь. Педагог может предложить ученику просто немного отдохнуть, посидеть в сторонке, сходить в медпункт и так далее. Родителям тоже не стоит ахать да охать: пожалейте ребенка, погладьте, скажите ласковые слова — вдруг именно этого ему сейчас не хватает? Вообще, в детском сознании должно закрепиться, что болеть — неприятно, быть здоровым — хорошо. Скажем, если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером.

А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.

Советует доктор Навицкая

Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит. 

Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.

Кстати

Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников–то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим…

Бывает ли аллергия на школуФото  svetnsk.ru

Полезно знать:

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.

Был случай

Как–то Елена Навицкая работала с 15–летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец–то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить…» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто–то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по–другому.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017

Источник

Говоря о безопасности ребенка в школе, взрослые обычно имеют в виду безопасную дорогу в учебное заведение и домой, отсутствие одноклассников-буллеров, надежные потолки и теплые классы. Но мало кто догадывается, что источник угрозы, подстерегающей ребенка во время занятий, может быть невидимым или едва заметным. Или никак не ассоциироваться с возможным ухудшением состояния здоровья с аллергией. Однако аллергены подстерегают учеников в классе.

Стресс и аллергия в школе

– В школу и, как правило, в детский сад идут осенью, после того, как за лето организм оздоровился. Но школа – это стресс. Это изменение обстановки, изменение социума.

Адаптация – сложный процесс для первоклассников. Непросто адаптироваться и тем, кто идет в старшую школу, где вместо одного учителя по всем предметам – отдельный учитель по каждому. Адаптация сложна и для учащихся выпускных классов. И этот стресс может выступить кофактором развития аллергических реакций.

Соответственно, у детей могут обостриться любые хронические заболевания, ведь нервная система и иммунная связаны между собой. Поэтому, если у ребенка есть аллергия на пищевые или воздушные аллергены, стресс может усилить эту реакцию или стать ее пусковым фактором, – рассказывает доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии Львовского государственного медицинского университета им. Данила Галицкого, кандидат медицинских наук, аллерголог, иммунолог Светлана Зубченко.

Аллергенный микроклимат

Также нужно учесть, что и школа, и детский сад являются закрытыми и малопроветриваемыми помещениями, где возникает собственный микроклимат, поэтому сенсибилизация имеет свои особенности. Среди сенсибилизаторов учебных помещений – прежде всего клещи домашней пыли. Особенно много их может быть в библиотеках и старых комнатах. Способствуют накоплению пыли и кондиционеры.

Подстерегают школьников и воспитанников детских садов и аллергены животных, даже когда животных непосредственно в учреждении нет. Ведь аллергенные молекулы может принести на своей одежде или обуви сосед по парте, который держит питомца дома или просто живет в одном подъезде с владельцем кота или собаки.

– Осень плюс закрытые помещения – это рай для плесени, активно продуцирующей споры, такой как альтернария или кладоспориум. Особенно много спор в школьных раздевалках и закрытых спортивных залах.

И сенсибилизированные дети будут реагировать на эти споры обострением астмы, бронхита или бронхообструктивным синдромом, особенно после физической нагрузки, – продолжает врач.

В детских садах, отмечает она, нужно обращать особое внимание на ковры и подушки.

– Родители моих пациентов часто рассказывают, что в детсадах пользуются перьевыми подушками и старыми шерстяными одеялами. Это настоящие хранилища, где скапливаются и размножаются клещи домашней пыли, – говорит врач.

Школьный класс с опасностью пищевой аллергии

Но опасными учебные заведения являются для детей не только с респираторной, но и с пищевой аллергией.

– По данным американского фонда «Астма и аллергия», в классных комнатах можно ожидать контакта с пищевым аллергеном в 46,6 % случаев, в кафетериях – в 19,9, в игровых комнатах – в 9,7 %. Где же эти пищевые аллергены могут содержаться в школе?

Без сомнения, в различных продуктах, в частности в конфетах, содержащих арахис или фундук. Еще в продуктах, содержащих молоко, а следовательно, и молочный белок казеин. А молекула казеина является термостойкой и сохраняет свои свойства и в хлебобулочных изделиях, куда добавляют молоко, в кашах, в шоколаде или кондитерских кремах, – отмечает Светлана Зубченко.

Аллергические реакции на казеин могут быть очень тяжелыми, в том числе иметь вид ангионевротического отека и анафилаксии. В более легких случаях ребенок с аллергией на этот молочный белок может иметь крапивницу.

Но белок молока казеин содержат не только продукты питания, но и в предметы, которые используют в школе и детском саду, – мел, клей или краска.

Этот белок используют, чтобы добавить прочности и улучшить вязкость материала, в производств красок, клеев, мелованной бумаги и собственно мела. В частности того, что не крошится при письме.

Поэтому дети с аллергией к белкам молока должны быть осторожны при контакте с этими веществами. Таких учеников врачи рекомендуют учителям отсаживать на задние парты, подальше от доски.

– У меня был случай, когда у мальчика появлялась крапивница каждый раз, когда он писал мелом, и мы не могли понять причину. Как оказалось, причина заключалась в казеине, на который у ребенка была аллергия. Зная об аллергии, мальчик не употреблял молоко, но у него появилась реакция и на мел, – делится опытом Светлана Зубченко.

Опасные LTP-белки

Родителям детей с аллергией нужно обратить внимание и на возможные контакты их детей с белками группы LTP, которые вызывают тяжелые аллергические реакции. Есть такие белки в яблоках, персиках и винограде. Даже если родители знают, что их ребенок сенсибилизирован к этим белкам и не дают ему продукты, их содержащие, не исключено, что школьника может угостить ими кто-то из одноклассников.

– Мама может не давать ребенку продукты, содержащие аллергены, и предупреждать, что их нельзя есть, но вот у кого-то в классе день рождения – и он угостит конфетой или пирожным. Поэтому нужно помнить о таких случаях и учить ребенка, чтобы не брал продукты, которыми его угощают друзья в школе. И чтобы за этим следили учителя, особенно когда речь идет о младших школьниках, – отмечает Светлана Зубченко.

Реакция на аллергены может быть очень тяжелой, особенно во время и после уроков физкультуры, когда физическая нагрузка индуцирует аллергическую реакцию. Ребенок вместо того, чтобы выпить воды, съест яблоко или персик – и может получить ангионевротический отек или анафилаксию. Такую же реакцию может вызвать и употребление изделий из пшеницы до занятий по физкультуре.

Как предупредить аллергию

– Поэтому подчеркиваем: если родители знают, что у ребенка есть склонность к аллергии, лучше сделать аллергологический паспорт, где будет указано, к каким молекулам ребенок сенсибилизирован. И обратиться к врачу за разъяснениями, какие продукты можно есть, а какие – нет, – говорит Светлана Зубченко.

Также о том, какие продукты нельзя есть ребенку, должны быть предупреждены все учителя и воспитатели, которые с ним работают.

А руководству детских садов врач советует закупать гипоаллергенные подушки и матрасы. И по возможности отказаться от шерстяных ковров и старой мебели, которые так любят пылевые клещи. А еще – от комнатных растений, ведь земля в вазонах может быть рассадником плесени.

По этой же причине желательно периодически проводить ремонты в помещениях детсадов и школ, особенно старых.

По словам Светланы Зубченко, аллергия на альтернарию плохо лечится. Случаев заболевания ею и аллергией на пылевых клещей особенно много среди учащихся и воспитанников сельских школ и садов, где старые помещения и не хватает денег на ремонт. В городских учебных заведениях плесени и клещей значительно меньше, отмечает врач.

Сверхмелкие частицы провоцируют астму у школьников

Пыль, который поднимается на школьных переменах, и частицы мела, разлетающиеся от доски, – источники сверхмелких частиц размером менее 100 нанометров.

Такие частицы, по данным опубликованного в сентябре 2019 европейского исследования,проникая глубоко в нижние дыхательные пути, могут провоцировать приступы астмы у школьников.

По мнению ученых, это объясняется не только размером частиц и их способностью проникать вглубь легких, но и тем, что в воспаленных легких детей-астматиков такие частицы оседают легче.

А вот авторы другого исследования добавляют, что симптомы астмы может вызвать не только обычный мел, но и некрошащийся. Он опасен для детей с аллергией еще и тем, что для его производства используют молочный белок казеин.

Выводы

Итак, аллергическая реакция может возникать в школе или садике, усиливаясь стрессом из-за изменения условий жизни с началом учебного года.

Основными источниками аллергенов в детских садах являются подушки и одеяла, горшки с цветами, где может размножаться грибок. В сельских учреждениях – еще и старые помещения, и мебель.

Источники пищевой аллергии прячутся и в школьном классе, даже в неожиданных местах или предметах, таких как мел.

Сама же мел, как и школьная пыль, является источником сверхмелких частиц, способных спровоцировать возникновение у школьников симптомов астмы.

Источник