Цели и задачи темы аллергия
Что такое аллергия и как с ней бороться?
Секция: Человек и его здоровье.
-1-
Содержание
1.Введение
-общая характеристика проблемы
-цели и задачи исследовательской работы
2.Основная часть исследовательской работы
-понятия «аллергия» и «аллергическая реакция»
-причины возникновения аллергии
-анкетирование
-результаты анкетирования
-характеристика основных аллергенов
-лечение аллергии
3.Выводы
4.Литература
-2-
I Введение
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Последние десятилетия характеризуются неуклонным ростом распространенности аллергических заболеваний, которые поражают до 35% населения в различных странах мира. Они существенно снижают качество жизни больных и в ряде случаев являются даже причиной их смерти. Эти болезни наносят значительные экономические потери, обусловленные утратой трудоспособности и высокой стоимостью лечения.
ЦЕЛЬ:Умение осознанно относиться к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
1.Понять что такое аллергия.
2.Установить причины заболевания.
3.Найти способы борьбы с аллергией.
II Основная часть
Часто в своей жизни я слышала от своих одноклассников, друзей, подруг и даже от взрослых, о том, что у них есть аллергия. До недавнего времени я не задумывалась над этим вопросом: «Что такое аллергия и откуда она берётся?», но когда я услышала от мамы, что тебе нельзя есть продукты в которых есть яичный белок. У тебя на него аллергия. Я заинтересовалась этим вопросом. В моей голове появились такие вопросы:
— что же это за болезнь такая «аллергия»?
-откуда она берётся?
-и можно ли от неё избавиться?
Начала я с первого вопроса и выяснила:
Что такое аллергия?
Термин «аллергия» впервые предложил известный австрийский врач ClementPirquet(1874-1929)Клеменс Фон Пирк в 1906 г.
Он заметил, что у некоторых из его пациентов наблюдаемые симптомы могли быть вызваны определёнными веществами (аллергенами) из окружающей среды, такими, как пыль, пыльца растений или некоторые виды пищи.
-3-
В настоящее время под аллергией понимают состояние повышенной чувствительности организма к определенным веществам, возникающее в ответ на повторный контакт с ними и различными изменениями иммунной системы.
Причины возникновения аллергии
Как уже отмечалось выше, развитие аллергических болезней связано с действием аллергенов, поступающих в организм извне. Их принято делить на две большие группы.
Неинфекционные: бытовые, аллергены животных, пыльцы растений, насекомых, пищи, лекарственных препаратов,промышленные аллергены.
Инфекционные: аллергены бактерий, вирусов, грибов. В зависимости от путей поступления в организм различают аллергены, проникающие через органы дыхания (полость носа, бронхи), пищеварительную систему, кожу и непосредственно в кровь, например при принятии лекарственных препаратов и укусах насекомых.
В медицинской литературе и в интернете я нашла такие данные:
СТРАНА
1-место
2-место
3-место
США
Куриное яйцо
Коровье молоко
Орехи
Германия
Куриное яйцо
Коровье молоко
Пшеница
Испания
Куриное яйцо
Коровье молоко
Рыба
Швейцария
Куриное яйцо
Коровье молоко
Орехи
Израиль
Куриное яйцо
Коровье молоко
Морепродукты
Япония
Куриное яйцо
Коровье молоко
Пшеница
Но в России не было проведено такого исследования и я решила провести его среди своих одноклассников и их родителей.
Вместе с бабушкой мы разработали свою анкету и провели её в нашем классе и среди знакомых и друзей.
АНКЕТА
1.Есть ли у вас аллергия?
2.Чем она вызвана?
3.Как выражается? (симптомы)
4.Способы лечения.
Результаты представлены в таблицах.
-4-
Таблица1Наличие аллергии
Таблица 2
Таблица 3Продукты питания, вызывающие аллергическую реакцию
1-место
2-место
3-место
Родители
Цитрусовые
Орехи, мёд
Шоколад
Обучающие
3 класса
Шоколад
Клубника, земляника
Мясные изделия
-5-
Характеристика основных аллергенов, вызывающих развитие аллергических болезней.
1.Аллергия — часто встречающаяся болезнь. Многочисленные данные свидетельствуют о существовании наследственной предрасположенности к аллергии. Так, родители, страдающие аллергией, подвержены большему риску иметь ребёнка с той же патологией, чем здоровые пары. Однако строгой зависимости не наблюдается.
2.Растущее потребление продуктов химической промышленности. Многие химические продукты могут выступать как в роли аллергенов, так и создавать предпосылки для развития аллергических реакции
Однако, несмотря на многочисленные попытки объяснить резкий рост заболевания аллергией влиянием техногенной среды, до сих пор не было дано объяснения, почему одни и те же факторы на одних людей оказывают такое воздействие, а на других — нет. Никакой взаимосвязи заболевания аллергией с общим состоянием здоровья также не было выявлено.
3.Пищевая аллергия — это неблагоприятный иммунный ответ на пищевые продукты. В качестве аллергена чаще всего выступают белки. На данный момент нет точных сведений о распространенности и географии пищевой аллергии у взрослых и детей. Хотя ряд серьезных эпидемиологических исследований по распространенности аллергии у детей проведены, истинное число больных пищевой аллергией не известно. Предположительно от 11 до 26 млн человек в Европе страдают пищевой аллергией. В мире насчитывается 6. 659. 040. 000 человек, соответственно число больных пищевой аллергией составляет примерно 220–520 млн человек . Это представляет собой серьезную глобальную проблему.
Симптомы
Нос:отёк слизистой носа (аллергический ринит)
Глаза: покраснение и боли (аллергический конъюнктивит)
Верхние дыхательные пути: свистящее дыхание, и одышка,
Уши:боль и снижение слуха
Кожа: различные высыпания.
Голова:головная боль, которая встречается при некоторых типах аллергии.
-6-
На основе проведённого анкетирования и бесед с одноклассниками и их родителями мы выявили продукты, с разной степенью влияющие на возникновение аллергии.
Высокая степень
Средняя степень
Низкая степень
Коровье молоко, яйца
Говядина
Кисломолочные продукты
Пшеница, рожь
Гречиха, овёс, рис, горох, бобы, соя
Конина, мясо кролика, индейка, постная свинина, баранина
Морковь, помидоры, болгарский перец, сельдерей
Картофель, свёкла
Цветная, белокочанная капуста, брокколи, кабачки, патиссоны, огурцы,
Клубника, земляника, малина
Персики , абрикосы
Зелёные сорта яблок и груш
Цитрусовые, ананасы, гранат, киви, манго, хурма, дыня.
Клюква, брусника, вишня, черника, черная смородина, шиповник
Белая, красная смородина, белая и жёлтая черешня, жёлтые сорта слив
Кофе какао. Шоколад.
Бананы
Огородная зелень
Грибы, орехи, мёд
Лечение аллергии
Наиболее важным моментом является устранение контакта человека с аллергенами из окружающей среды. Основным самым надежным и эффективным способом лечения аллергии, не имеющим противопоказаний и возрастных ограничений, является уменьшение дозы аллергенов, полученной больным в аллергический период. Лечение аллергии на домашнюю пыль и др. производится путем очистки воздуха в доме больного человека от аллергенов с помощью бесшумных фильтрующих очистителей воздуха с недорогими HEPA и угольными фильтрами (с периодической, раз в месяц их заменой). Медикаментозное лечение аллергии довольно ограничено.
ВЫВОД: на протяжении уже довольно длительного периода времени поиски эффективного метода лечения аллергии так и не принесли очевидного результата, следует признать, что современная медицина пока не проникла в суть аллергии, процесса её возникновения и развития.
-7-
Литература
1. «Аллергические болезни. Диагностика и лечение» А.Г.Чучалина – М.:ГЭОТАР медицина 2000г.
2. «Аллергические болезни у детей» М.Я.Студеникина, Т.С.Соколова – М.: медицина 1986г.
3. «Новые направления в диагностике аллергических заболеваний» Маркова Т.П. 2005г.
4.«Пищевая аллергия у детей» Соколова Т.С., Рошаль Н.И., Лусс Л.В.– М.: медицина 1977г
5. «Справочник фельдшера» Б.Н.Джерелей Изд. «Сталкер» 2005г.
6. «Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия».
7. ru.m.wikipedia.
8. vsegda Zdorov.ru
-8-
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41
ИМЕНИ АКСАКОВОЙ ОЛЬГИ ГРИГОРЬЕВНЫ СЕЛА АКСАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Научно-исследовательская работа
«Аллергия – болезнь XXI века»
Подготовили: ученицы 4А класса
Мурзина Ю.Ю., Добрусина К.Д.
Руководитель: Тарадайко Н.А.
Белебей, 2019
Оглавление
Введение ……………………………………. …………………………………………3
Основная часть
1. Теоретическая часть.
1.1. Из истории заболевания……………………………………………………………5
1.2 Виды аллергических заболеваний…………………………………………………6
1.3 Методы диагностики заболевания у детей ………………………………………..7
2. Практическая часть.
2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся…………………………………………………………………………………9
2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови ………………………………………..9
2.3 Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие пылевых клещей в кабинетах школы…………………………………………………………….9
3.Заключение…………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………12
Введение
Международная статистика свидетельствует, что количество аллергиков в мире постоянно растет и к 2020 году почти у половины землян будет воспалительная реакция на тот или иной раздражитель.
Распространенность аллергии напоминает эпидемию. За последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой форме. Что касается Российской Федерации, то в нашей стране на первом месте по заболеваемости находится бронхиальная астма: ею у нас болеет каждый 12-й житель, затем следуют аллергический ринит и дерматит.
С чего всё начинается? Как правило, врагами становятся домашняя пыль, пыльца растений, плесень, шерсть домашних животных, некоторые виды пищевых продуктов и т.д. Они становятся так называемыми аллергенами и возникает аллергия.
Актуальность исследования: Аллергия по праву считается болезнью XXI века. Наибольшее количество, страдающих этим заболеванием, – это дети. Особое место среди множества аллергенов принадлежит пыли. Так как большее количество времени учащиеся проводят в школе, нас заинтересовал вопрос содержания пыли в кабинетах нашей школы.
Цель исследования: Дать оценку степени запыленности школьного пространства с помощью пылевых ловушек и вывести рекомендации по снижению содержания пыли в воздухе.
Для этого потребовалось решить следующие задачи:
— изучить научную литературу по вопросу истории возникновения заболевания аллергия, познакомиться с видами аллергии и методами её диагностики;
-систематизировать материал исследования;
— диагностировать предрасположенность к этому заболеванию у себя;
— исследовать воздух на содержание твёрдых примесей и наличие пылевых клещей в кабинетах школы.
При подготовке были использованы следующие методы:
- Теоретические (нами была изучена и проанализирована литература по данной теме, проведено обобщение и систематизация полученных сведений).
- Эмпирические (проведено анкетирование среди учащихся 3-4 классов).
- Математические (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и моделирование ответов).
Объект исследования: учащиеся 3-4 х классов.
Предмет исследования: аллергические заболевания учащихся 3-4 классов.
Выдвигаемая гипотеза исследования – самым распространённым видом аллергии среди детей является аллергия на пыль.
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:
-выбор темы;
-постановку цели и задач;
-сбор материла;
-обобщение полученных данных;
— выявление закономерности, подведение итогов работы.
1. Основная часть
1.1 Из истории заболевания
Изначально, для определения точного значения термина «аллергия», мы обратились к различным словарям. По толковому словарю Ожегова, аллергия – это изменённая реактивность организма, вызываемая какими-нибудь чуждыми организму веществами и выражающаяся различными болезненными состояниями. В словаре иностранных слов мы нашли следующее определение: аллергия – это необычные, ненормальные реакции организма на раздражения. Наиболее полное и точное определение термина аллергия можно встретить в медицинской энциклопедии: аллергия – это (allergia; греч. allos другой + ergon действие) повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.).
Первые упоминания о болезни, схожей с аллергией, можно найти у известного древнегреческого врача Гиппократа. У некоторых своих пациентов он обнаружил странное заболевание, сопровождающееся отечностью лица, губ, горла, рук. При этом возникало покраснение кожных покровов и слизистых оболочек, а также появлялись зудящие волдыри; одновременно наблюдалось расстройство желудка. При выяснении причин такого необычного заболевания Гиппократ установил, что оно возникает в большинстве случаев после приема самых обычных пищевых продуктов. После многолетних наблюдений детей Гиппократ написал в своем медицинском трактате: «Человек рождается здоровым, но все болезни приходят с продуктами».
Другой знаменитый врач, ученый и философ Востока Авиценна в своем «Трактате по гигиене» также описал необычное заболевание, часто наблюдавшееся у детей и подростков из семей баев и ханов, вызываемое потреблением некоторых продуктов питания, таких как мед, арахисовая халва, хлопковое масло и др.
В средневековой Руси подобное заболевание, возникавшее у детей и подростков из дворянских и семей, было названо сенной лихорадкой.
Такое название аллергия на Руси получила потому, что заболевание появлялось после того, как коровы поедали сено, в котором попадались в небольшом количестве ядовитые травы вроде живокости, вследствие чего молоко становилось причиной возникновения сенной лихорадки или аллергии.
Впервые сам термин «аллергия» употребил австрийский педиатр Пирке в 1906 году.
1.2 Виды аллергических заболеваний
Изучив некоторую медицинскую литературу по вопросам нашего исследования, мы определили наиболее часто встречающиеся пять видов аллергических заболеваний. Ниже рассмотрим данные виды аллергии и дадим краткую характеристику.
Респираторная аллергия. Вызвана очень мелкими аллергенами, присутствующими в воздухе (пыльца растений, частицы шерсти и перхоти животных, споры плесневых грибов, фрагменты клещей домашней пыли и тараканов, другие аллергены). Эти аллергены вызывают чихание, постоянный насморк, бронхит и удушье, при этом текут слёзы и зудят веки. Поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма – основные проявления респираторной аллергии.
Кожная аллергия. Может быть вызвана металлами, латексом, лекарственными, косметическими средствами, средствами бытовой химии, пищевыми продуктами. При этом наблюдаются заболевания кожи, известные как аллергодерматозы. В этом случае кожа зудит и чешется, покрывается сыпью по типу крапивницы (волдыри, отёки, жжение) или экземы (шелушение, сухость, изменение рисунка кожи).
Пищевая аллергия. Возникает не только при употреблении некоторых видов пищевых продуктов, но даже в процессе приготовления из них пищи. Проявляется по-разному. Это могут быть экзема, тошнота и боли в животе, отёк Квинке и крапивница, мигрень, иногда даже анафилактический шок. Наиболее известные и частые виды пищевой аллергии – аллергия на коровье молоко, яичный белок, курицу, морепродукты и рыбу.
Инсектная аллергия. Возникает при контакте с насекомыми (осы, пчёлы, тараканы, моль, комары и т.д.), при вдыхании частиц их тел или продуктов жизнедеятельности, при укусах. Аллергия на укусы ос, пчёл, может проявляться в виде отёка и большого количества общих реакций, таких как слабость, головокружение, снижение давления, удушье и крапивница. Может развиться анафилактический шок — состояние резко ухудшается, появляются слабость, рвота, боли в животе, отёк гортани. Если не принять меры, человек может умереть.
Аллергия на лекарства. Чаще всего развивается на антибиотики, витамины обезболивающие. Проявления лекарственной аллергии могут быть самыми разнообразными – от лёгкого зуда и приступов удушья до тяжёлых поражений кожи, внутренних органов (почек, сердца, печени) и анафилактического шока.
1.3 Методы диагностики заболевания у детей
Диагностические методы пpи определении аллергии достаточно обширны. В различных источниках информации можно встретить множество их классификаций. Многие из них пока не понятны нам, ввиду нашего возраста. Наиболее близкой нам для восприятия оказалась классификация, которую нам дали работники клиники «Медиалаб». Она включает в себя следующие самые распространённые у нас в городе методы:
- Подробный расспрос;
- Лабораторные исследования;
- Аллергологические кожные пробы.
Кратко рассмотрим каждый из них.
Подробный расспрос. Является одним из первых этапов диагностики. На данном этапе врач собирает полную информацию о проявлении заболевания: наличие аллергии и других членов семьи, зависимость проявления симптомов от времени года, что могло повлиять на проявления аллергии.
Лабораторные исследования. После расспроса, доктор проводит осмотр и назначает лабораторные исследования: анализы мочи, крови, рентгенологическое исследование органов грудной клетки и пазух носа.
Аллергологические кожные пробы. Их производят на коже руки или спины, обработанной спиртовым раствором. Во время выполнения аллергопроб делаются уколы или царапины кожи, но кровеносные сосуды не повреждаются, эти методы бескровные. На место царапин наносятся аллергены. Спустя некоторое время после начала теста возможно развитие покраснения кожи и образование волдыря, что предполагает аллергическую реакцию. Однако, такие пробы подходят не всем детям.
2. Практическая часть.
2.1 Анкетирование по выявлению осведомлённости и уровня заболевания среди учащихся
Нами были составлены вопросы анкеты. Всего было опрошено 78 учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 имени Аксаковой О.Г. с. Аксаково. Текст анкеты прилагается (см. приложение 1).
Проанализировав результаты анкетирования, мы можем констатировать:
1) 61 учащийся информированы об аллергии;
2) среди опрошенных аллергия имеется у 40 человек, у родственников — 23 человека
3) среди представленных видов аллергии, у опрошенных ребят присутствует:
аллергия на пищу – 10 человек;
аллергия на пыль — 24 человека;
аллергия на пыльцу — 6 человек;
4) все учащиеся, у кого есть аллергия обращались к врачу. Наиболее распространённое лечение – приём лекарственных средств (супрастин, тавегил, виброцил).
5) в качестве мер профилактики аллергии были перечислены следующие:
влажная уборка; исключение из пищи продуктов, которые вызывают аллергию; обращение к врачу.
Выводы:
— аллергия – заболевание прогрессирующее;
— наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия.
2.2 Диагностика наличия аллергенов в крови
В ходе выполнения нашего исследования отметим, что у нас внешних проявлений аллергии не наблюдается. Однако, среди близких родственников, есть примеры данного заболевания. На основании данных фактов и результатов опроса, мы посчитали необходимым провести лабораторную диагностику крови на наличие аллергенов пыли у нас. Для этого мы с родителями отправились в клинику «Медиалаб» для забора крови из вены. Кровь сдавалась нами натощак.
Выводы: В ходе проведенной лабораторной диагностики, было установлено, что уровень общего IgE в крови повышен. Это означает, что аллергия на пыль присутствует, но пока не проявила себя. Расшифровка данных результатов анализов требует дополнительной консультации с врачом аллергологом.
2.3 Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей и наличие пылевых клещей в кабинетах школы
Оборудование: «ловушки для пыли», микроскоп.
Методика проведения эксперимента.
Сконструировать «ловушки для пыли»: для этого вырезать из плотной бумаги прямоугольник размером 10*10см, в его центре – прямоугольник размером 6*6см, заклеить «окошко» липкой лентой.
Прикрепить «ловушки для пыли» в нескольких точках школы: в столовой, кабинете английского языка, спортзале, в актовом зале. В каждой точке оставить по одной ловушке. В конце учебного дня собрать образцы и оценить качество воздуха вначале визуально, а затем при помощи микроскопа, по числу твёрдых частиц на каждом образце выявить места наибольшего скопления пыли. Все данные были занесены в таблицу (см. приложение 3)
Выводы.
Согласно полученным в ходе исследования результатам, можно сделать следующие выводы:
1) воздух всех кабинетов школы насыщен пылью;
2) максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы;
3) минимальное количество – в столовой.
Заключение
Таким образом, нами было изучено заболевание аллергия, которое так актуально в наши дни. Нами было выяснено, откуда берёт своё историческое начало это заболевание. Мы рассмотрели наиболее распространённые виды аллергических заболеваний, определили основные методы определения проявления аллергии.
В практической части исследовалась распространённость аллергических заболеваний среди учащихся 3-4 классов МАОУ СОШ № 41 им. Аксаковой О.Г. с. Аксаково, все данные были нами обработаны, проиллюстрированы графиком. В целом, процент заболеваемости аллергией среди учащихся 3-4 классов составляет 76 %. На наш взгляд, это очень высокий показатель.
Сформулируем основные выводы по работе:
- аллергия – заболевание прогрессирующее;
- наиболее часто встречающиеся виды аллергии, которые присутствуют у опрошенных детей – это аллергия на пыль и пищевая аллергия, что подтвердило нашу гипотезу;
- в ходе лабораторной диагностики было доказано, что у нас тоже присутствует аллергия на пыль, однако её проявления пока не было замечено;
- воздух кабинетов школы насыщен пылью;
- максимальное количество твердых пылевых частиц было обнаружено в актовом зале и спортивном зале школы.
По итогам проделанной работы, нами был составлен список рекомендаций по предупреждению пылевой аллергии, а также по снижению проявления ее признаков в школе:
- учащимся тщательно следить за чистотой своей второй и спортивной обуви, так как малейшие частички пыли и грязи могут спровоцировать аллергию;
- контролировать уровень влажности в классе и еженедельно делать генеральную уборку;
- осуществлять систематическое проветривание помещений;
- максимально озеленить запылённые помещения школы разрешёнными растениями (хлорофитум, аспарагус, мирт).
Список литературы.
- https://na4alodnja.ru
- https://www.gardenia.ru/pages/zdor002.htm
- https://www.zlatina.ru/materialyi
- Балаболкин И.И. Пищевая аллергия у детей и подростков Рос. аллергологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 44-52.
- Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов, М., 2006.
- Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, М., 2015.
- Паттерсон Р., Аллергические болезни. Диагностика и лечение. — М.:ГЭОТАР, 2000.
- Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В.И. Покровский. — 5-е изд. — М.: «Издательский Дом Оникс», Альянс, 1998.
- Проблемы аллергии // Медицинская помощь, № 1-6, 2003.
Приложение 1
Анкета для учащихся начальной школы
1. Знаком ли Вам термин «аллергия»?
2. Страдаете ли Вы или Ваши родственники от аллергии?
3. На что проявляется Ваша аллергия? (обведи нужный вариант)
А) на пыльцу растений;
Б) на пыль;
В) на животных;
Г) другое (напишите)
4. Обращались ли Вы к врачу? Какое лечение принимаете?
5. Какие, на Ваш взгляд, меры профилактики аллергии можно использовать?
Приложение 2
Источник