Девочка 5 лет страдает пищевой аллергией
Ребенок 7 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таб-летки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблет ки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
.задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Эпилепсия. Судорожный синдром.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) уложить на спину, голову повернуть на бок, выполнить прием Сафара;
в) освободить и выпрямить дыхательные пути;
г) обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород;
д) по назначению врача ввести 0,5% раствор седуксена в возрастной дозе.
3. Техника проведения искусственной вентиляции легких «рот в рот» согласно алгоритму
выполнения манипуляции.
I
ответа к задаче по неатложным состояниямк билету-№» 4
Мать 9-месячного ребенка рассказала патронажной медсестре, что у него со вчерашнего дня наблюдаются насморк, повышение температуры тела до 37.2° С. Ночью ребенок проснулся, был
беспокоен, плакал.
При осмотре температура тела 38,5° С, голос осипший, появился громкий «лающий» кашель,
ребенок начал задыхаться, затруднен вдох, в легких прослушиваются сухие хрипы.
Задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) обеспечить доступ свежего, влажного воздуха или кислорода;
в) усадить, запрокинуть голову;
«г) закапать в нос или на корень языка 0,,5% раствор нафтизина;
д) провести ручные, ножные горячие ванны;
е) дать теплое щелочное питье.
3. Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста согласно алгоритму выполнения
манипуляции.
эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 6
Девочка 5 лет страдает пищевой аллергией, под Новый год без спроса съела целую плитку шоколада. Через 30 минут поднялась температура до 39,0° С, на коже появилась обильная папулезная сыпь, беспокоит сильный зуд.
Задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Острая аллергическая реакция: крапивница.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) устранить аллерген (шоколад); .
в) промыть желудок, дать обильное питье, ввести активированный уголь;
г) сделать очистительную клизму;
д) по назначению врача ввести антигистаминный препарат тавегил в возрастной дозе.
3. Техника обработки кожных покровов ребенка раннего возраста согласно алгоритму
выполнения манипуляции. —
.,: ~Ktfi*i>*ii^,^*tt»^
эталон ответа билет №7
У девочки 12-ти лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) уложить ребенка, опустив его голову;
б) обеспечить свободное дыхание (расстегните одежду, обеспечьте доступ свежего воздуха);
в) согреть ребенка;
-д) обтереть ребенка холодной водой;
г) дать вдохнуть пары нашатырного спирта;
е) по назначению врача, ввести подкожно раствор кордиамина 1.0 мл или 10 % кофеина 0,1
мл/г;
ж) по назначению врача ввести преднйзолон 70 мг внутримышечно.
3. Техника измерения АД и пульса согласно алгоритму выполнения манипуляции.
эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 8
В детскую поликлинику обратилась мать 1,5-годовалого ребенка. Примерно час назад, во время плача у него появился затрудненный вдох, далее прекратилось дыхание, ребенок «посинел», наступила потеря сознания. Через несколько секунд появился шумный вздох, напоминающий «петушиный крик», дыхание восстановилось. При осмотре аналогичный приступ повторился.
Из анамнеза Вы выяснили, что ребенок родился недоношенным, с месяца — на искусственном вскармливании, получал в основном коровье молоко. Начал сидеть с 8-ми месяцев, ходить с 1 года 4 мес, зубы прорезались в 12 месяцев. У малыша выражены теменные и лобные бугры, отмечается 0-образное искривление нижних конечностей.
Задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Спазмофилия. Ларингоспазм.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) медсестра обеспечит ребенку доступ свежего воздуха, расстегнет стесняющую одежду;
в) медсестра попытается снять ларингоспазм ребенку рефлекторно:
— лицо и тело ребенка обрызгает холодной водой;
— при отсутствии эффекта нажмет шпателем на корень языка, до появления рвотного рефлекса, попробует ватной турундой раздражать носовые ходы до появления чихания;
г) при восстановлении дыхания даст ребенку увлажненный кислород с целью купирования
гипоксии;
д) при отсутствии эффекта в течение 15-30 сек. приступит к ИВЛ;
е) по назначению врача введет седуксен или’реланиум в дозе 0,1 мл/кг массы для купирова
ния ларингоспазма, затем глюконат кальция 10% 1,0 мл под контролем пульса для ликвида
ции дефицита кальция в организме.
3. Техника введения воздуховода на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
эталон ответаа к задаче по неотложным, состояниям к билету № 9
Медсестру школы попросили оказать медицинскую помощь мальчику 10 лет.
Со слов учительницы, ребенок неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль. Болен сахарным диабетом. Сегодня утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.
Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног Ребенок возбужден, но постепенно возбуждение меняется на вялость, апатию,
АД 100/55 мм рт. ст.. пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.
Задания:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. В результате недостаточного питания после инъекции инсулина у ребенка развилось гипогликемическое состояние.
2. Алгоритм действий медсестры:
а) напоить ребенка сладким чаем с булкой с целью уменьшения гипогликемии;
б) если состояние не улучшится, по назначению врача в/в ввести 20 мл 20% раствора глюко
зы, с целью ликвидации гипогликемии;
в) обеспечить доступ свежего воздуха с целью обогащения воздуха кислородом;
г) вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка с целью необходимости коррекции
дозы инсулина и пересмотра питания;
д) до приезда скорой наблюдать за состоянием ребенка с целью контроля состояния.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым
алгоритмом.
эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к бнлету:№» 10
В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребенка 4-х лет.
Жалоб ребенок не предъявляет, не контактен, зовет маму, плачет, изменения в состоянии ребенка воспитатель заметила полчаса назад, температура 39,5* С.
Объективно: сознание ребенка ясное. Кожные покровы бледные, свободные от сыпи, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налетом. В зеве легкая гиперемия миндалин, ЧДД 30 в минуту. Дыхание спокойное, через нос, свободное, пульс — 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.
Задание:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. Гипертермический синдром.
2. Алгоритм действий медсестры:
а) вызвать скорую помощь для экстренной госпитализации ребенка в детское отделение ЛПУ;
б) сообщить родителям ребенка о его состоянии и необходимости госпитализации (вызов
скорой и родителей возможен с помощью воспитателя или другого лица);
в) уложить ребенка в кровать с целью предупреждения возможных осложнений;
г) растереть кожные покровы, особенно конечности, полуспиртовым раствором и обеспечить
к ногам грелку для снятия спазма;
д) по назначению врача ввести ребенку 2% р-р папаверина гидрохлорида’ в возрастной дозе —
0,8 мл в/м для снятия спазма периферических сосудов и усиления теплоотдачи;
е) по назначению врача ввести в возрастной дозе 0.4 мл 50% р-р анальгина с жаропонижаю
щей целью;
ж) обеспечить обильное теплое питье для восполнения теряемой при лихорадке жидкости;
з) периодически определять пульс у ребенка, измерять температуру, наблюдать за ним до
прибытия врача с целью контроля за состоянием.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже или статисте, а соответствии с принятым
алгоритмом.
эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету. № 11
Медсестру школы пригласили для оказания помощи 11-летнему ребенку, которому стало плохо на уроке рисования.
Со слов учительницы, на уроке мальчик долго стоя позировал ученикам (находился в одной позе). Неожиданно мальчику стало плохо, он упал, потерял сознание.
Объективно: лицо бледное, конечности холодные. В момент осмотра ребенок начал приходить в сознание. Дыхание редкое, поверхностное. ЧДД 14 в минуту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 80 в минуту, слабого наполнения. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. На занятиях ребенок чувствовал себя хорошо, был активный. Последние дни не болел. Хроническими заболеваниями не страдает. На диспансерном учете не состоит.
Задание:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа:
1. В результате длительного стояния в одной позе у ребенка возник обморок.
2. Алгоритм действий медсестры:
а) уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ногами; с целью облегчения притока кро
ви к головному мозгу;
б) освободить от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ослабить пояс, с целью облег
чения дыхания;
в) обеспечить доступ свежего воздуха, с целью обогащения воздуха кислородом;
г) дать понюхать смоченную нашатырным спиртом ватку, с целью возбуждения дыхательно
го центра;
д) лицо и грудь побрызгать холодной водой, с целью рефлекторного возбуждения дыхатель
ного центра;
е) по назначению врача при отсутствии эффекта ввести кордиамин или кофеин в дозе с целью
восстановления тонуса сосудов и повышения АД;
ж) оценить повторно дыхание, пульс, АД с целью контроля состояния;
з) обеспечить ребенку консультацию врача, с целью исключения заболеваний сопровождаю
щихся обмороком. Пригласить школьного врача или вызвать скорую.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым алгоритмом.
f …. ‘ * ‘-(МТ А
эталон ответа к задаче по неотложным состояниям к билету № 12
Во время дежурства постовая медицинская сестра детского отделения была вызвана в палату к 2-летнему ребенку. Со слов матери, ребенок забеспокоился после взятия у него крови для исследования, появились судороги.
При сестринском обследовании выявлено тяжелое состояние ребенка: отсутствие сознания и наличие клонико-тонических судорог. Кожные покровы бледные. Губы цианотичные. Дыхание шумное. Живот участвует в акте дыхания.
ЗАДАНИЯ:
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
ЭТАЛОН ОТВЕТА:
1. У ребенка судорожный синдром. , .
2. Алгоритм действий медсестры:
а) вызвать к ребенку врача для оказания экстренной помощи (вызов третьим лицом);
б) уложить ребенка на пеленальный стол, обеспечив постоянное наблюдение для предупреж-
— дения травм ребенка во время судорог;
в) расстегнуть стесняющую одежду, отсосать слизь из носоглотки для улучшения дыхания;
г) дать увлажненный кислород ребенку для борьбы с гипоксией;
д) голову повернуть на бок. следить за положением языка, чтоб не было его западания во
время судорог с последующей асфиксией.
е) по назначению врача подготовить 1,0 мл седуксена для введения ребенку;
ж) постоянно определять ЧСС. ЧДЦ, наблюдать за ребенком с целью контроля за состоянием.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже и соответствии с принятым алгоритмом.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
По данным ВОЗ, в анамнезе среди младенцев и детей раннего возраста симптомы пищевой аллергии отмечаются у 17,3%. Распространенность подтвержденного заболевания у детей этой возрастной группы составляет от 6 до 8%, у подростков — от 2 до 4%[1]. И эти цифры неуклонно растут. Многие мамы удивляются: ребенок не ест ничего вредного, а его организм отвечает на свежие и качественные продукты сыпью, покраснением кожи и прочими неприятными симптомами. Почему так происходит и как можно помочь, если у ребенка пищевая аллергия, рассказываем в статье.
Как проявляется пищевая аллергия у детей?
Так что же такое пищевая аллергия? И почему некоторые дети могут есть любые продукты без последствий, а у кого-то даже маленькая шоколадка способна вызвать целый «букет» нежелательных реакций?
На заметку
Несмотря на распространенность заболевания, официального диагноза «пищевая аллергия» не существует. Ожидается, что в 2019 году он будет внесен Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней[2] .
Союз педиатров России дает такое определение пищевой аллергии — это патологическая реакция организма на продукты питания, в основе которой находятся иммунные механизмы. Проще говоря, иммунная система ребенка по какой-то причине вдруг воспринимает тот или иной белок либо другое вещество, содержащееся в пище, не как полезный ее компонент, а как что-то чрезвычайно опасное для организма и незамедлительно начинает вырабатывать против него защитные антитела.
Проявляться пищевая аллергия может по-разному, при этом в каждом детском возрасте она имеет свои симптомы. Самое первое ее проявление — это атопический дерматит, то есть изменения кожного покрова. Он выражается в покраснении кожи вокруг рта или ануса малыша и сопровождается зудом. Даже при тщательном уходе за кожей ребенка на ней появляются стойкие опрелости. По мере действия аллергена на коже возникают мелкие пузырьки, которые затем сливаются и лопаются, а на их месте образуются корки. Такие кожные поражения могут возникать в разных местах, но чаще всего они проявляются на губах, во рту, на коже шеи или лица.
Но не только кожа реагирует на действие «вредного продукта». При дальнейшем влиянии аллергена на организм у ребенка нередко появляются нарушения работы желудочно-кишечного тракта, выражающиеся в частом срыгивании, вздутиях живота. Стул становится жидким и может содержать слизь, или, наоборот, возникают частые запоры. У малыша портится настроение, он капризничает, может отказываться от еды. Колики возникают относительно редко, но также встречаются и случаи ярко выраженных колик с сильными болями, на дающими ребенку вести обычный образ жизни. Рвота может возникать сразу же после еды или в течение ближайших двух-трех часов, при этом в рвотных массах обычно содержится большое количество непереваренной пищи.
По мере того как ребенок растет, проявления пищевой аллергии иногда переходят в хроническую фазу. Увеличивается площадь кожных поражений, возникают новые участки с высыпаниями, которые сильно чешутся, а повреждение кожи ногтями или посторонними предметами приводит к вторичному инфицированию.
Всем мамам очень важно знать, что пищевая аллергия может привести не только к упомянутым проявлениям, но и к развитию дисбиоза, а также других серьезных нарушений, включая отек Квинке и даже анафилактический шок, которые уже угрожают жизни ребенка. В группу особого риска входят мальчики от года до полутора лет, у которых, по данным исследователей, анафилаксия встречается примерно в 5% случаев[3].
Ищем причины аллергии
Как начинается пищевая аллергия? При самом первом попадании аллергена в организм ребенка происходит так называемая сенсибилизация — иммунная система запоминает аллерген как опасного «чужака». И при любом повторном употреблении содержащего данный аллерген продукта она начинает активно с ним бороться — появляется аллергическая реакция. У грудничков возникновение аллергии связано еще и с особенностями функционирования их пищеварительной системы. У совсем маленьких детей обычно понижена активность пищеварительных ферментов, а также отмечается низкий уровень антител IgA, защищающих ЖКТ от инфекций, — это приводит к быстрой транспортировке аллергена в кровь ребенка.
Любой маме, в том числе и будущей, очень важно знать, что пищевая аллергия нередко передается по наследству: если аллергией страдает один из родителей, то шанс ее развития у малыша составит примерно 37%, а если оба — риск возрастет до 60%.
Кроме генетической предрасположенности аллергия может быть вызвана курением матери во время вынашивания, гипоксией плода при родах или в течение беременности.
В период внутриутробного развития аллергия на те или иные виды пищи может формироваться еще и потому, что беременная женщина нарушает режим питания, употребляя в пищу, например, избыточное количество продуктов с высокой степенью аллергенности: орехи, цитрусовые, рыбу, шоколад, яйца и так далее. В этом случае сенсибилизация возникает у ребенка еще до рождения. Антитела могут передаваться и с молоком во время грудного вскармливания, если мама в это время не придерживалась правильного рациона.
В группе риска находятся недоношенные дети и дети на искусственном вскармливании смесями на основе коровьего молока. Белок молока входит в так называемую большую восьмерку наиболее аллергенных продуктов. По статистике, пик пищевой аллергии на белок коровьего молока приходится на первый год жизни — примерно 2–3%. К пятилетнему возрасту у больного аллергией ребенка может развиться толерантность, и заболеваемость снижается до 1%[4].
Кроме коровьего молока, в группу продуктов-провокаторов входят также хлебобулочные изделия, содержащие глютен (клейковину), яйца куриные, рыба и морепродукты, орехи, арахис и соя[5]. Конечно, никому не придет в голову кормить малыша вареными яйцами или рыбой, но соевая или пшеничная мука, яичный порошок вполне могут входить в состав других продуктов. Вот почему очень важно внимательно читать информацию на этикетках, особенно родителям детей-аллергиков!
Если мама кормит малыша грудью, риск возникновения аллергии довольно низок. Критичным является период введения прикорма — у некоторых малышей замена материнского молока на непривычную пищу или даже слишком большой ее объем в первом прикорме может вызывать резкую аллергическую реакцию. Так что вводить в рацион ребенка новые продукты следует буквально по одному, начиная с минимальных порций и внимательно наблюдая за реакцией организма. Кстати, появление у крохи пищевой аллергии на тот или иной продукт может сопровождаться и повышением чувствительности к другим веществам, например к косметическим средствам, используемым мамой, к цветочной пыльце и так далее.
Внимательные родители обычно достаточно быстро замечают прямую связь между введением в рацион малыша нового продукта и возникновением симптомов пищевой аллергии. Но нередко встречаются случаи, когда самостоятельно выявить аллерген очень сложно и помочь может только аллерголог-иммунолог.
Лечение и профилактика пищевой аллергии у детей
Терапия пищевой аллергии у ребенка должна начинаться с ограничения употребления продуктов-провокаторов. Если мама кормит малыша только грудным молоком, то ограничительную диету назначают именно ей. Очень важно продумать все способы того, как избежать случайного приема продукта-аллергена, и проинформировать родителей о вероятных перекрестных реакциях. Диета должны быть полноценной, способной обеспечивать и мать, и ребенка всеми необходимыми питательными веществами и витаминами.
Для ребенка-аллергика прикорм нежелателен до полугода и, как мы уже говорили, вводить новые продукты необходимо в маленьких дозах и постепенно, по одному. Коровье молоко, пшеницу, орехи, куриные яйца вводятся в рацион такого ребенка только после двух лет.
Для купирования симптомов аллергии педиатры рекомендуют антигистаминные препараты второго поколения. Однако длительный их прием в целях профилактики нежелателен. Для борьбы с воспалением и зудом кожи проводится терапия с учетом патологических изменений кожного покрова и особенностей общего самочувствия ребенка. Целью такого лечения должно быть не только купирование неприятных проявлений, но и восстановление барьерной функции кожи, ее водно-липидного слоя. Очень важен и правильный регулярный уход за кожей малыша — он должен стать для мамы такой же каждодневной обязанностью, как кормление или купание.
Очень важно помнить, что при лечении аллергии у детей самого младшего возраста большую роль играет состояние их желудочно-кишечного тракта. Если у малыша наблюдается нерегулярное опорожнение кишечника, запоры или диарея, сильные и частые колики, наличие в кале непереваренных частичек пищи, необходимо срочно поставить об этом в известность лечащего врача — возможно, он назначит курс пребиотиков и пробиотиков. В некоторых случаях подобная терапия назначается для профилактики, чтобы предотвратить нарушения в работе ЖКТ и снизить проявления аллергии.
При первых подозрениях на пищевую аллергию родители должны сразу же показать ребенка врачу-аллергологу. После уточнения диагноза врач выдаст «паспорт больного аллергическим заболеванием», в котором будет указан диагноз, перечень продуктов, вызывающих аллергию, необходимые меры первой помощи при возникновении приступа и телефоны медицинского учреждения, в котором наблюдается ребенок. Паспорт и медикаменты для снятия приступа родители должны всегда иметь при себе.
Источник