Дыхательная гимнастика при аллергии для детей
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с малышом достаточно трех упражнений, а весь базовый комплекс госпожи Стрельниковой состоит из 14-ти.
Заниматься автор советует дважды в день после ужина (но не перед сном) и перед завтраком. Сосредотачиваться при выполнении упражнений нужно на вдохе, а выдох должен быть естественным.
Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети в дошкольном возрасте и которые имеют свойство переходить в хроническую форму. Итак, узнаем о конкретных способах лечения детских болезней с помощью упражнений.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: упражнения
Начинать освоение методики следует с трех упражнений, которые являются базовыми. Они, как и все другие, должны выполняться в четком маршевом ритме. Начнем с разминки:
- „Ладошки”. Исходное положение — прямая стойка ребенка, руки согнуты, ладони повернуты наружу. Каждый вдох — это энергичное сжатие ладошек в кулачки, как бы попытка схватить предмет. Движения выполняются только кистями на четыре коротких и шумных вдоха. Выдох осуществляется произвольно ртом или носом. Далее 5 секунд перерыва — и снова повторяется серия из четырех вдохов. Общее количество их составляет 96. В методике госпожи Стрельниковой такое количество называется сотней.
- „Погончики”. Ребенок стоит прямо, его руки свободно размещены вдоль тела, а ладошки сжаты в кулаки. Каждый вдох — это резкое разжимание кулачков, подобно отталкиванию чего-то в сторону пола. Надо выполнить по восемь коротких шумных вдохов без перерыва. Затем следует пауза на 5 секунд — и цикл повторяется 12 раз.
- „Насос”. Мальчик или девочка стоит прямо. Ноги немного расставлены в стороны, руки опущены. Необходимо наклоняться вперед, при этом округляя спинку. Шея не должна напрягаться, голова вниз опускается свободно. При выполнении наклона ребенок должен сделать короткий носовой вдох. При выдохе нужно выпрямиться. Схема выполнения упражнения та же, что и в „Погончике” — 12 циклов по 8 раз.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах
В этом комплексе есть специальные упражнения, выполнение которых помогает избавить дитя от того или иного недуга. Аденоиды — один их самых распространенных в дошкольном возрасте. Вылечить патологию поможет такая гимнастика:
- „Кошка”. Ребенок должен встать прямо, его ноги слегка расставлены, не на ширине плеч. При выполнении упражнения ступни от пола отрываться не должны. Надо сделать легкое приседание (пружинку) с одновременным резким поворотом туловища в правую сторону и коротким шумным вдохом.
Аналогичное приседание выполняется в левую сторону. Выдохи между приседаниями происходят непроизвольно. Колени сгибаются, приседание не должно быть слишком глубоким. При этом спинку ребенок должен держать ровно, а ручками, согнутыми в локтях, делать хватательные движения.
Это упражнение можно выполнять, и сидя на стульчике, поворотами корпуса. Норма выполнения — 12 раз по 8 вдохов.
- „ Шаги”. Это цикл из двух упражнений. Первое — „Передний шаг”. Его выполняют из исходного положения, стоя прямо, ноги немного раздвинуты. Ребенок поднимает левую ногу, сгибая ее в колене до уровня живота. При этом носочек оттянут вниз. Правая нога в это время тоже сгибается, и на ней выполняется легкое приседание с шумным коротким вдохом. Затем надо принять исходное положение, выдохнуть в этом момент через рот и то же самое проделать с другой ноги. При этом туловище нагибаться вперед не должно, корпус остается прямым. С приседаниями можно одновременно поднимать и руки до уровня пояса. Необходимо сделать 8 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их, кстати, можно делать и лежа в кровати, и сидя, если, например, ребенок больной и соблюдает постельный режим. В этом случае количество выполнений рекомендуется уменьшить вдвое.
„Задний шаг”. Исходное положение тела — стоя прямо, одна нога согнута в колене и отведена назад. Слегка приседайте на другой и резко вдыхайте, принимая исходное положение, выдыхайте. Повторяйте движение с другой ноги. Руки при выполнении приседания можно сгибать в локтях и поднимать до уровня пояса. Делают „Задний шаг” только стоя. Необходимо, чтобы ребенок выполнил 4 раза по 8 вдохов-выдохов.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме
Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос”. Этой же цели служат такие упражнения:
- „Обними плечи”. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.
Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов.
- „ Повороты головой”. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч. Согнутые руки находятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании
Заикание также лечится с помощью гимнастики госпожи Стрельниковой. И самыми эффективными упражнениями для ликвидации патологии служат вышеуказанные „Насос” и „Обними плечи”. С заикающимися детками их делают дважды в день. Можно выполнять и другие упражнения, но эти являются в лечении заикания базовыми.
Логопеды констатируют, что при выполнении „Обними плечи” голосовые связки ребенка в гортани делают встречное движение. В момент обнимания ребенок помогает им сомкнуться теснее. И уже после двух месяцев ежедневных занятий у заикающегося ребенка изменяется стереотип дыхания. Оно становится очень глубоким, тренируется легочная ткань и диафрагма, активизируются процессы обмена в организме, укрепляются мышцы носоглотки и гортани. Проходя при выдохе через гортань, струя воздуха массирует и колеблет голосовые связки, заставляет их смыкаться при произношении звуков.
Кстати, после одного сеанса такой гимнастики объем легких ребенка увеличивается на 0,2 литра.
Поскольку у детей речевой центр полностью формируется к семилетнему возрасту, то выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой с заикающимися детками надо начинать с 5-6-летнего возраста.
Скорее всего, заикание имеет наследственную природу: кто-то в роду страдал этой патологией либо говорил не совсем внятно из-за нечеткости артикуляции.
Если выполнение вышеуказанных упражнений при заикании будет дополнено занятиями с логопедом, то проблему удастся ликвидировать быстрее.
Лечебная гимнастика по Стрельниковой для детей: отзывы
Популярность дыхательных упражнений растет с каждым днем. Ведь для родителей это шанс без финансовых затрат вылечить многие недуги своих детей. На родительских форумах можно найти множество положительных отзывов об этой методике. Ее популярность давно вышла за рамки страны. За ее пределами комплекс именуют русской национальной гимнастикой и акцентируют на простоте и удобстве выполнения, грамотной основе — резком и шумном вдохе, который нравится детям как игровой элемент.
Именно этот вдох, по словам занимающихся (а среди них и взрослые), привлекает, объединяет мам, пап, детей в выполнении оздоровительного комплекса. Ведь вначале освоить его должны именно взрослые.
Известны случаи, когда в периоды эпидемий гриппа в школах болело большинство детей класса, а те, которые занимались по методике Стрельниковой, оставались здоровыми. Офтальмологи, научные работники, педиатры отмечают, что после двух или трех месяцев занятий такой дыхательной гимнастикой у детей поменялся тип дыхания. Он стал насыщено глубоким. А насыщение организма кислородом — это активизация всех обменных процессов, укрепление иммунитета. Именно это делает здоровым заикающегося ребенка, больного астмой, склонного к частым простудам.
Гимнастика тренирует диафрагму и ткань легких, что отлично сказывается и на детях, которые занимаются вокалом. Их педагоги с большим уважением относятся к методике Стрельниковой, положительно отзываются о ее эффективности. И оперные, и эстрадные певцы практикуют перед концертами такую гимнастику. Их голос звучит легко и уверенно.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
Source: nashidetki.net
Читайте также
Вид:
Источник
Заболевания органов дыхательной системы занимают «достойное» место в структуре всех патологий человеческого организма (особенно в части обращений к врачу-педиатру). Как правило, лечить такие заболевания сложно: требуется комплексный подход, избрать который может только опытный врач-пульмонолог.
Основу терапии составляет прием медикаментов и, отчасти, физиолечение. Но многие забывают, что существуют эффективные комплексы дыхательной гимнастики. Особенно важны подобные «экзерсисы» для детей т.к. дыхательная система только-только формируется.
Какие же упражнения следует делать и, главное, как их выполнять? Следует разобраться.
Показания к выполнению дыхательных упражнений для детей
Детский организм — сложный и очень хрупкий механизм, поэтому далеко не все упражнения приносят пользу. Тем более нельзя применять специальные комплексы для взрослых, приспособив их под детей. Это чревато. Существуют четкие показания для занятий дыхательной гимнастикой:
• Патологии дыхательной системы. Главные из которых — бронхиальная астма, ларингит, трахеит. Другие заболевания редко встречаются у детей, но все же возможны варианты (ХОБЛ, острые и хронические бронхиты).
• Патологии органов сердечнососудистой системы. Описания дыхательной гимнастики для детей часто включают в себя пункт о показаниях, где указаны патологии сердечнососудистой системы. Если у ребенка есть пороки сердца, подходить к дыхательной гимнастике нужно очень осторожно: возможны осложнения. Без консультации с педиатром и детским кардиологом начинать заниматься нельзя.
• Частые острые респираторные заболевания. Комплексы дыхательной гимнастики помогают повысить иммунитет, а значит и сопротивляемость заболеваниям.
• Заболевания опорно-двигательного аппарата. Эффект достигается за счет насыщения крови кислородом. Таким образом происходит улучшение питания пораженных костно-мышечных структур.
• Заболевания выделительной системы. В том числе патологии почек, половых органов. Как бы странно это не звучало, дыхательная гимнастика помогает и при описанных патологиях.
• Патологии желудочно-кишечного тракта. В первую очередь, нарушения перистальтики кишечника.
Комплексы упражнений дыхательной гимнастики применяются не только для лечения, но и для профилактики заболеваний.
Противопоказания к выполнению комплексов дыхательной гимнастики для детей
Существует ряд противопоказания. Они носят абсолютный характер: если у ребенка наблюдается одна из описанных проблем, заниматься строго нельзя.
• Наличие пороков сердца в анамнезе. Сердце, пораженное тем или иным заболеванием, не способно в полной мере выполнять возложенные на него функции. Дыхательные упражнения способствуют улучшению вентиляции легких, и, соответственно, улучшают сердечную деятельность: сердце начинает сокращаться интенсивнее. Больной орган может не выдержать повышенной нагрузки, это очень опасно.
• Острые заболевания легких. Бронхиты, воспаление легких и другие заболевания в острой фазе — это противопоказание к выполнению комплексов. Не стоит перегружать и без того страдающие легкие.
• Респираторные вирусные инфекции в острой фазе. Организм отравлен токсинами и всеми силами старается «выгнать» вредные вещества. Дыхательные упражнения «разгоняют» кровь вместе с токсинами. Это чревато ухудшением общего состояния. Так рисковать не стоит.
В остальном же противопоказаний нет. Но все же перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с педиатром.
Эффект от упражнений
Эффект от упражнений основан на улучшении легочной и сердечной деятельности. Конкретные эффекты включают в себя:
• Повышение сопротивляемости организма инфекциям. Иммунитет повышается за счет улучшения кровоснабжения тканей.
• Улучшение питания тканей. В основе эффективности гимнастики лежит повышение питания и снабжения кислородом тканей.
• Ускорение обмена веществ. Для детей это особенно важно: в период раннего детства идут активные метаболические процессы, способствующие росту и развитию организма. Это означает, что дыхательная гимнастика помогает нормальному взрослению маленького пациента.
• Повышение тонуса мышц. Это также немаловажный эффект. В детском возрасте слабость мышц — прямой путь к деформациям костей по типу рахита. Дыхательная гимнастика помогает держать мышцы в тонусе, за счет улучшения кровоснабжения.
• Кроме того, дыхательная гимнастика помогает повысить питание костных структур. Это залог нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Это лишь некоторые из полезных эффектов гимнастики. Заниматься ей необходимо, но подходить нужно с умом.
Комплексы упражнений
Самые простые упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
В возрасте от 2 до 4 лет
В этом возрасте предпочтение отдается простым упражнениям. Поскольку сам ребенок не способен правильно выполнять их, главная роль ложится на родителей.
1) Поставить ребенка ровно, ноги вместе. Спина должна быть прямой. Начать выполнять вдох. Руки должны быть разведены в стороны, затем все на том же вдохе руки поднимаются вверх, при этом ребенок должен максимально потянуться, как бы желая достать до потолка. Теперь начинается резкий выдох и возвращение в исходное положение.
2) Положить ребенка на спину. Руки сложить на животе. По счету «один» производится медленный вдох. В процессе дыхания участвует только живот. По ходу упражнения он должен надуваться, подобно шару. На выдохе живот таким же образом «сдувается».
3) Исходное положение — стоя. Ноги вместе. Теперь ребенок должен имитировать движение колес паровоза руками, одновременно говоря «чух-чух». Так продолжать до окончания воздуха в легких. Затем производится резкий вдох, после которого пациент произносит «ту-ту». Это упражнение повышает жизненную емкость легких.
4) Первоначальная позиция — лежа на спине. Ноги должны быть сведены вместе, руки положить вдоль тела. Теперь ребенок поднимает руки над головой и глубоко вдыхает через нос. Далее нужно задержаться в указанном положении на 5-10 секунд. По возможности задержать дыхание на пике вдоха. На выдохе постепенно вернуть руки в первоначальную позицию, одновременно произнося слово «вниз».
5) Занять любое удобное положение. Теперь ребенок задерживает дыхание, вдыхая через нос. Дыхание задерживается на максимально доступное время. Это упражнение также помогает ускорить кровоснабжение и повышает жизненную емкость легких.
6) Поставить ребенка ровно. Ноги на уровне плеч, руки «по швам». На вдохе руки выпрямляются. Задержать дыхание и остаться в неподвижной позе на некоторое время. Теперь медленно выдохнуть и вернуться в первоначальную позицию.
Данный комплекс подходит для детей всех возрастов, начиная с 2-х лет. Комплекс описанных упражнений выполняется раз в день. Количество повторений при выполнении гимнастики: 6-7 раз. Больше не нужно: не стоит перетруждать пациента.
В возрасте 4-8 лет
В данном возрасте следует выполнять прошлый комплекс целиком, добавляя несколько новых упражнений.
1) Сесть на стул со спинкой. Руки свободно свисают. По счету «один» резко вдохнуть через нос, руки согнуть в локтях, поднять ладони внутренней стороной вверх. Затем, совершая медленный выдох, руки вернуть в первоначальную позицию. Это упражнение направлено на тренировку легких.
2) Принять позу стоя (как удобно). Вдохнуть резко, через рот, надуть щеки и задержать дыхание. В такой форме пройти несколько шагов вперед. Похлопать по щекам, чтобы вышел весь воздух, неспешно выдохнуть. Это помогает увеличить жизненную емкость легких.
3) Встать в удобную позу. Лучше всего поставить ноги на уровень плеч. Руки согнуть, имитируя птичьи крылья. Теперь нужно сымитировать маховые движения. На каждом движении «вверх» совершается вдох, на каждом движении «вниз» — выдох. На «выходе» должны получаться частые вдохи. От переизбытка кислорода может закружиться голова. Это нормально, но ребенка следует подстраховать.
4) Принять любую удобную позу. По счету «один» вдохнуть неспешно через нос, как бы желая понюхать цветок. Теперь нужно выдохнуть через рот.
Комплекс указанных упражнений помогает развить легкие и нормализовать сердечную деятельность.
Самые эффективные упражнения дыхательной гимнастики для детей старшего возраста
В возрасте свыше 8 лет дети могут выполнять комплексы для взрослых. Наиболее эффективные упражнения:
• Встать. Спина прямая, ровная. Дыхание спокойное. По счету «один» поднять руки над головой, задержать дыхание. По счету два резко выдохнуть, и также быстро опустить руки.
• Встать ровно. Ноги на уровне плеч. По счету «один» вдохнуть, наклонившись в поясе. Теперь задержаться в таком положении на пару секунд. Затем нужно выдохнуть и неспешно возвратиться в первоначальное положение.
• Встать. Ноги на уровне плеч. На вдохе присесть, руки вытянуть вперед. Задержаться в положении на 3-7 секунд. Теперь нужно выдохнуть и вернуться в изначальную позицию.
• Принять вертикальное положение. На вдохе обнять плечи, задержать дыхание. Немного постоять. Теперь выдохнуть, руки вернуть в первоначальное положение.
• Встать. Ноги на уровне плеч. Руки свободно свисают. По счету «один» совершить вдох, одновременно делая наклон вправо. Затем необходимо выдохнуть, вернувшись и исходную позу. Теперь вновь повторить то же самое, наклонившись в другую сторону.
Описанных упражнений достаточно для оздоровления всего детского организма. Существуют и другие комплексы. Рекомендуется ознакомиться с представленным видео дыхательной гимнастики для детей.
Как правильно выполнять упражнения
Существует несколько рекомендаций по выполнению упражнений дыхательной гимнастики.
1) Нельзя, чтобы ребенок перетруждался. Представленные упражнения не предназначены для развития силы.
2) Если наблюдаются болевые реакции нужно отказаться от выполнения упражнений.
3) От интенсивной вентиляции легких (гипервентиляции) может закружиться голова. Это в пределах нормы и говорит о правильном выполнении комплекса. Чтобы ребенок не упал, рекомендуется его подстраховать.
4) Выполнять каждый комплекс нужно 1-2 раза в день. Лучше в утреннее либо вечернее время.
5) Количество выполнений — 4-8 раз для каждого упражнения. Больше не следует.
Соблюдая указанные рекомендации можно добиться максимального эффекта при минимуме усилий.
Дыхательная гимнастика может стать отличным подспорьем в деле терапии и профилактики заболеваний.
Source: zhenskoe-mnenie.ru
Читайте также
Вид:
Источник