Может ли быть аллергия на школу
К сожалению, не каждый ребёнок выдерживает школу. Кто-то так и не смог привыкнуть к школе.
Я хочу рассказать историю мальчика по имени Андрей. Может быть, кто-то подумает, что он был двоечником и хулиганом, а поэтому не выносил школу? Как раз, всё наоборот. Андрей был отличником, ребёнком с примерным поведением. Сказать, что он был диким и избегал людей, тоже нельзя. Наоборот, Андрей был очень общительным. К тому же, он был красноречивым, ему не составляло труда сказать речь без подготовки. В школе он никогда не выступал с бумажкой, всегда говорил сам. У Андрея были способности к математике, рисованию и музыке. Только вот взаимодействие со школой почему-то у него не сложилось.
Мама Андрея уже с первого класса стала замечать, что что-то идёт не так. Часто она не могла довести своего сына до школы. Один раз по дороге в школу ни с того, ни с сего у Андрея один глаз заплыл, вокруг появилась сыпь — острая аллергия! Отчего? Поздняя осень была, все листья уже опали. Пришлось возвращаться домой. В другой раз Андрей оступился на ровном месте — травмировал ногу и не мог дальше идти. В третий раз ему вдруг стало плохо по дороге в школу — началась одышка. Они вернулись домой, мама вызвала «скорую» и врачи диагностировали приступ астмы. Но этот приступ достаточно быстро прошёл, когда Андрею сказали, что несколько дней он не будет ходить в школу.
Ещё через некоторое время выяснилось, что Андрей страдает бессонницей. Оказывается, он лежит в постели до четырёх часов утра и не может заснуть — волнуется перед школой! Неудивительно, что у него постоянная головная боль и травмы на ровном месте! Пришлось давать Андрею успокоительные средства.
Когда Андрей получал травмы, он не столько страдал, сколько был рад, что не надо ходить в школу. Радость от этого перекрывала боль. Он не плакал, а наоборот, не мог сдержать улыбку: перелом — гипс — счастье! Что ещё нужно ребёнку? Похоже, ради избавления от школы Андрей готов был переломать себе все кости. Повышение температуры, ангина, ОРЗ тоже воспринимались им как праздник.
«Может быть, дело в самой школе? — подумала мама. — Может, там злая учительница, или одноклассники Андрея травят?» Но нет, учительница была хорошая, и дети доброжелательные. Был в классе один хулиган, но как без этого? Ребята уважали Андрея, восхищались его рисунками. Но Андрею всё равно хотелось остаться дома. В школе правая рука Андрея, которой он писал, вся сплошь покрывалась диатезом, возникали язвы до крови. Организм бунтовал против школы. Дома всё это проходило.
В пятом классе Андрея перевели в другую школу, в класс с углублённым изучением математики. Мама подумала, что может там сыну будет более комфортно. Всё-таки, математика — это его увлечение! Но не тут-то было! Новый класс состоял, в основном, из мальчиков-спортсменов. Они невзлюбили болезненного ребёнка, дразнили его. Андрей сказал, что надо бы снова сменить школу.
Следующий шаг. Престижная английская школа. Туда так просто не попадёшь, тем более, из другого района. Но Андрея взяли, потому что он отличник. Класс был прекрасный, интеллигентный. Но возникла другая проблема. Перегрузка! В шестом классе уже по семь уроков! Притом маму ввели в заблуждение: в официальном расписании уроков было шесть, она и поверила. А оказалось, что в реальности уроков семь. Когда Андрей это узнал, он был в ужасе. «У меня голова будет болеть!» — сказал он. Школа была серьёзной, за посещаемостью здесь следили намного строже. Если в предыдущую школу можно было не прийти даже без объяснения причин, то в английской школе надо было писать заявление директору. В эту школу Андрей ходил три дня, а потом тяжело заболел. Мама решила вернуть его в предыдущую школу, только в другой класс с английским уклоном. В предыдущей школе была всё-таки более тёплая обстановка : учителя — приятные люди, все Андрея знают, нет такой строгости. Андрей тоже этого хотел. Из двух зол всё-таки надо было выбирать меньшее. Новая классная руководительница оказалась прекрасной женщиной, доброй, умной, приятной в общении. В классе было много девочек — Андрею в таком коллективе было спокойнее. Там он некоторое время учился. За болезни его не ругали, только с аттестацией в конце каждой четверти были проблемы. Не хватало оценок! Где-то две, где-то три, а где-то и вовсе одна. В последние дни четверти приходилось договариваться с учителями, даже в больном виде приходить в школу и писать пропущенные контрольные.
В седьмом классе появилась новая проблема — сильные головные боли. Андрей жил на таблетках. Цитрамон, анальгин — мама уж и не знала, что поможет! Всё это было вредно, а куда деваться? Голова-то без таблеток болит! Бессонница у Андрея всё ещё продолжалась, он не мог заснуть ночью перед школой. Ситуация была критической.
И тут помог случай. Мама Андрея поговорила в социальной сети с одной опытной учительницей, и та впервые рассказала ей о семейном обучении. «Это как раз ваш случай!» — сказала она.
Когда Андрей узнал о возможности семейного обучения, он загорелся этой идеей и решил прямо после зимних каникул её реализовать. Но мама не знала, как это делается, куда обратиться, боялась ответственности и неизвестности. Тем не менее, она понимала, что это единственный выход. Мама долго сидела у телефона и держала перед собой бумажку с номером директора. Она боялась. Никто из знакомых никогда так не делал. Правильно ли она поступает? Всё-таки ей отвечать за последствия!
И всё же надо было набраться храбрости и начать эту процедуру. Маме казалось, что сейчас её осудят за такую идею, скажут: «Вы что, с ума сошли?» Тем не менее, она решилась. Она позвонила в школу секретарю и спокойно сказала: «Я такая-то, такая-то. Я хотела бы встретиться с директором, чтобы перевести моего сына на семейное обучение!» Она закрыла глаза в ожидании бурной реакции. Но секретарша спокойно в рабочем порядке ответила: «Вы сможете прийти завтра в школу в 10 часов?» «Да!» — ответила мама, выдохнув.
Продолжение здесь.
Рекомендую статью «Школа в беде!»
Источник
Дети с раннего возраста учатся манипулировать взрослыми, особенно это касается их родителей. Со временем ребенок начинает понимать, как можно воздействовать на жалость, как быстро разозлить, как заставить заступаться за себя в ситуации, в которой он не прав, как вывести из себя и т.д. Школьники часто прибегают к различным хитростям, только чтобы не выполнять домашние задания или пропустить тяжелую контрольную. Если ребенок может правдоподобно преподнести информацию или ситуацию, то родители обязательно в нее поверят.
Конкретный пример
Можно взять для наглядности стандартную ситуацию, когда учащийся младших классов не хочет идти в школу, потому что не подготовился к опросу по литературе. Он не прочитал заданное произведение и на занятии точно получит «двойку», а потом и дома от родителей. Что ему делать? Единственный вариант – пропустить этот злополучный урок. Для этого ученик решает наврать утром, что у него сильно болит горло и голова, начать кашлять и закатывать глаза от ложного недомогания.
Особо восприимчивые родители поверят в выдуманную болезнь их чада и оставят его дома. Если такая схема пройдет хотя бы несколько раз, то можно не сомневаться, что она войдет в традицию. Чтобы родители не заподозрили подвоха, детали выдумки будут меняться, но суть останется прежней.
Вторая сторона медали
С враньем и ухищрениями школьников на первый взгляд все понятно. Но что делать, если у ребенка действительно развивается недуг? Кто может с полной уверенностью сказать, болит ли действительно голова у него или нет? Если не обращать внимания на жалобы и постоянно водить ребенка в школу, то вскоре недуг может аукнуться более серьезным и даже хроническим заболеванием.
Ни один родитель не должен допустить, чтобы его чадо страдало физически от какой-то болезни. Выявить большинство патологий и заболеваний может медицинское обследование. Оно покажет, страдает ли школьник от реальной болезни, либо у него просто разыгралось воображение или хитрость.
Однако не все анализы и исследования могут выявить причину постоянной головной боли. Иногда нужно посмотреть на проблему с точки зрения психологии. Существует довольно распространенный синдром «аллергии на школу». Он неожиданно и незаметно появляется, очень быстро развивается и тяжело протекает. Лечение при этом должно быть комплексным.
Симптомы «аллергии на школу»
Подобный диагноз в медицине действительно существует. Чаще всего он проявляется следующими симптомами:
- постоянные головные боли;
- нарушение сна (бессонница);
- сильное головокружение;
- быстрая утомляемость организма после умственных и физических упражнений;
- пассивное поведение, отсутствие интересов;
- плохое настроение, перерастающее в депрессию и плач.
Причины развития синдрома
Многие доктора медицинских наук утверждают, что «аллергия на школу» развивается в связи с ухудшением симптомов гиперактивности. У таких детей отмечаются сложности в дисциплине, им сложно концентрироваться на материале, долго заниматься одним и тем же делом. Если добавить к этому тяжелый характер и погрешности воспитания, то получится своеобразная «аллергия» на школу.
Психологи предпочитают относить данный синдром к одной из форм эмоционального расстройства личности. Однако некоторые специалисты уверены, что аллергия вполне может быть реальной, к примеру, пищевой. И в этом нет ничего странного и невероятного. Что такое аллергия? Это воспалительная реакция организма на какой-то раздражитель. Чаще всего это какое-то вещество, к которому организм особо чувствителен. Причем пораженным реакцией может быть любой орган, даже подкорковые центры мозга. Так что аллерген действительно способен вызвать головную боль.
Кроме чрезмерной чувствительности к продуктам питания, на процесс обучения теоретически могут повлиять многие другие факторы. Например: пыль, моющие средства, запахи и прочее. Все эти раздражители могут вызвать отек слизистой придаточных пазух и носоглотки. В итоге у школьника заметно затрудняется дыхание, появляется головная боль, снижается готовность к учебе.
Профилактика «аллергии на школу»
Первым делом рекомендуется обратиться к аллергологу. Тщательное обследование и анализы помогут выявить перечень главных раздражителей, к которым организм ребенка обладает повышенной чувствительностью. Затем нужно сопоставить его с реальной картиной. Есть ли в школе раздражители, которые могут привести к аллергической реакции?
Если они имеются, то нужны медикаментозные методы лечения. Иногда можно обойтись и без них, временно перестав водить чадо в школу. К примеру, в классе идет ремонт, а у ученика аллергия на краску. В этом случае оптимальным выходом будет перерыв в посещении школы на период ремонта. Это чревато последующем падением успеваемости по ряду предметов, зато здоровье ребенка будет в норме.
Прочие причины головной боли
Аллергическая реакция на раздражители в пределах школы – не единственная причина, по которой у ребенка может постоянно болеть голова. Иногда мигрень передается по наследству. В этом случае нужно смотреть на анамнез близких членов семьи. Возможно, один из родителей страдает гипертонией, либо у самого школьника есть склонность к внутричерепному давлению.
Если чадо начинает часто отказываться идти в школу, связывая это с головной болью, то рекомендуется ввести так называемый журнал жалоб. В нем нужно записывать даты и время жалоб, оценку боли по произвольной шкале. Со временем записи помогут прояснить картину происходящего. Но при анализе причин нужно учитывать все мелочи и обстоятельства, чтобы ничего не упустить.
Получай секреты ЕГЭ и ОГЭ
Email*
Источник
Нельзя дать однозначного ответа на этот вопрос. Быть может, боль вполне настоящая, выяснить это поможет серьезное медицинское обследование ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно страдал физически. В этом случае ему необходимо помочь как можно скорее.
Быть может, Ваша дочь страдает «аллергией на школу». Хотя, конечно, мысль о том, что школа может стать для ребенка источником аллергии, сложно укладывается в голове. Вполне возможно, что первоначальная головная боль, появляющаяся в школе, была. Рассмотрим сценарии развития симптома.
В литературе описываются достоверные случаи проявления аллергии в виде головных болей, головокружений, нарушений сна, утомляемости, понижения настроения вплоть до депрессий. Есть серьезные предположения, что некоторые случаи гиперактивности, сложностей поведения, трудностей с обучением связаны не с особенностями характера или погрешностями воспитания, а с проявлениями аллергии (причем, что самое интересное, чаще пищевой).
На самом деле ничего невероятного в этом нет. При контакте с аллергеном в организме человека с повышенной чувствительностью к данному веществу возникает специфическая неинфекционная воспалительная реакция, и пораженным может оказаться практически любой орган, в том числе кора головного мозга и подкорковые центры. В зависимости от места и протяженности поражения варьируют и симптомы. (И.Д. Бородина)
Кроме чувствительности к продуктам, на процесс обучения могут влиять и другие факторы внешней среды. Пыль, запахи мастики для пола, пластика, моющих средств, лака и т. д. способны, например, вызывать местный отек слизистой носоглотки и придаточных пазух (как при поллинозе). В результате у ребенка затрудняется дыхание, развивается головная боль, что снижает его готовность к обучению.
Поэтому важно обследовать ребенка у аллерголога, чтобы в случае необходимости начать лечение, либо убедиться, что причина происходящего совершенно точно в другом. Также важно посмотреть есть ли склонность к головным болям в семье: страдают ли старшие члены семьи гипертонией, мигренями. Имеется ли у ребенка склонность к внутричерепному давлению.
Необходимо максимально точно вспомнить время (лучше дату), когда голова заболела в школе впервые. Затем выяснить, что происходило в школе в этот день: возможно, это были какие-либо неплановые эпизодические ремонтные работы или экскурсия класса в СЮН, например.
Возникшая на самом деле головная боль, возможно, оказалась закреплена на уровне поведения родительской реакцией. Ребенок, испытывая головную боль, видит серьезное беспокойство мамы, получает освобождение от пребывания на уроках. Эта цепочка выстраивается и закрепляется несколькими повторениями. Затем ребенок в качестве эксперимента пробует потянуть за эту цепочку с другого конца — начать не с неприятной головной боли, а с нежелания быть в школе. Симуляция боли приводит также к желанному результату.
Теперь, поскольку проверить, болит ли голова на самом деле, почти невозможно, то необходимо сделать родительское внимание во время болезни дозированным: необходимым и достаточным, не избыточным. Болеть должно быть неприятно. Если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером. Просмотр телепрограмм также противопоказан — нужен покой. Посещения друзей исключены до прояснения причин боли. Единственное, что допустимо — это чтение, в том случае, если не усиливает «головную боль».
Если боль проходит к моменту окончания школьных занятий и болеющий ребенок намекает, что уже все в порядке, необходимо до конца дня соблюдать в полном покое постельный режим в целях профилактики рецидивов.
Эти простые рекомендации помогут сделать пребывание дома с «головной болью» менее привлекательным, чем обучение в школе и общение со сверстниками. Однако если ребенок продолжает симулировать, несмотря на принятые меры, необходимо проконсультироваться со школьным психологом по поводу психологического климата класса и уровня комфорта Вашего ребенка в школе.
Источник
Случалось ли вам на всех парах мчаться с работы, чтобы забрать из школы ребенка, у которого то ухо разболелось, то живот прихватило, то температура подскочила? И уже дома недоумевать: почему все вдруг как рукой сняло? Он мастерски притворяется или действительно от чего–то страдает? Проблема, между прочим, распространенная. Если кто–то называет ее «аллергией на школу», то Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психиатрического диспансера, склоняется к такому диагнозу: «соматоформная вегетативная дисфункция». И настоятельно рекомендует не только не делать попыток наказать ребенка, но и не ранить его недоверием.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.
— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10–летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по–настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги… Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.
Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова… Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.
Хотя притворство, конечно, тоже не исключено. Возможен такой вариант: однажды ребенок, страдающий от недостатка внимания со стороны родителей, учителей или сверстников, обнаруживает, что его проблему словно по щелчку решает лишь его недомогание. Проверил раз — сработало! И понеслось… Поэтому, чтобы не спровоцировать его на такую хитрость, лучше бурно не реагировать на жалобы, особенно когда отсутствуют симптомы, явно указывающие на болезнь. Педагог может предложить ученику просто немного отдохнуть, посидеть в сторонке, сходить в медпункт и так далее. Родителям тоже не стоит ахать да охать: пожалейте ребенка, погладьте, скажите ласковые слова — вдруг именно этого ему сейчас не хватает? Вообще, в детском сознании должно закрепиться, что болеть — неприятно, быть здоровым — хорошо. Скажем, если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером.
А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.
Советует доктор Навицкая
Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит.
Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.
Кстати
Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников–то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим…
Фото svetnsk.ru
Полезно знать:
Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.
Был случай
Как–то Елена Навицкая работала с 15–летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец–то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить…» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто–то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по–другому.
eversman@sb.by
Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017
Источник