Накопительный эффект аллергии на животных
В этом году сезон пыления растений-аллергенов в Москве начался раньше обычного: из-за теплого марта уже цветет ольха, один из самых сильных аллергенов. Не дожидаясь пика пыления, поговорили с Умаром Хасановым, аллергологом-иммунологом клиники «Рассвет» и центра доказательной медицины «Умка+» о том, почему возникает аллергия, бывает ли она накопительной и как определить, на что именно реагирует организм ребенка.
— Аллергия — это болезнь?
— Это очень сильная защитная реакция иммунной системы, которая может возникнуть только при повторном контакте с аллергеном или на вещества, по молекулярному составу близкие к нему. Речь идет именно о повторном контакте, поэтому не совсем верно говорить: «У нас аллергия, но мы не вводили ничего нового». В этом коварство аллергической реакции: первый раз организм изучает структуру нового вещества — враг или свой. В некоторых случаях во второй раз запускается каскад защитных реакций. Реакция появляется даже на минимальный контакт: к примеру, есть дети, у которых начинается отек, если их еда лежала на полке с рыбой-аллергеном.
— Как проявляется аллергическая реакция?
— Внешне аллергическая реакция может выглядеть как отек, слезотечение, кашель и чихание — организм всеми способами пытается избавиться от аллергена. Время возникновения реакции не зависит от возраста: проявления могут начаться как у младенца, так и у подростка. Однако в некоторых случаях у детей старше одного года аллергия может протекать гораздо легче.
— Почему она возникает?
— Наука пока этого не знает, но активно исследует данный вопрос. Существует так называемая «теория гигиены». Из нее следует, что аллергические реакции в современных мегаполисах проявляются из-за избыточной чистоты. Теория подтверждается тем, что у людей из стран третьего мира или ведущих асоциальный образ жизни аллергии встречаются крайне редко. Плохо, когда дома все дезинфицируется и кипятится ежедневно. Идеально было бы создать хорошие условия в помещении. Влажность 40–50 %, температура не больше 22 градусов, ребенок купается в чистой и не жесткой воде. А вот использование теплых полов в квартире нежелательно — это сушит воздух.
— Аллергия передается по наследству?
— По наследству передается предрасположенность к аллергии, а не сама аллергия. Если у одного из родителей реакция на мед, маловероятно, что она будет и у ребенка. Как правило, наследуется проявление аллергического ринита или астмы, в некоторых случаях атопический дерматит, который довольно редко связан с аллергией.
— А что с диетами кормящих мам?
— Доказано, что к пищевой аллергии у ребенка приводят строгие диеты, в том числе и у мам. К сожалению, матерей до сих пор заставляют сидеть на гречке и воде. Это варварство: во время грудного вскармливания нельзя придерживаться диеты. Чем разнообразнее рацион, тем лучше. В противном случае повышается риск развития истинной пищевой аллергии при большой антигенной нагрузке. Диета кормящих отражается и на эмоциональном состоянии матери, а стресс — одна из причин обострения атопического дерматита. Можно ли есть все? Данные противоречивы только касаемо цельного коровьего молока. Остальные продукты можно употреблять в разумном количестве.
— Аллергия бывает накопительной?
— Накопительная аллергия невозможна. Нет кармашка, где могли бы накапливаться аллергены. Именно по этой причине бесполезно принимать сорбенты — в аллергологии и иммунологии они не используются.
Теория гигиены. Из нее следует, что аллергические реакции в современных мегаполисах проявляются из-за избыточной чистоты.
— тогда как возникло это выражение?
— Многие родители замечают, что при переедании каких-либо продуктов возникают аллергоподобные реакции. Для них характерен дозозависимый эффект: например, если ребенок съест маленький кусочек шоколада — все в порядке, а если плитку — возможно усиление атопического дерматита или другие проявления.
— Как узнать, на что именно у ребенка аллергия?
— Нет смысла сдавать анализы на все аллергены, это только запутает клиническую ситуацию и приведет к необоснованным ограничениям. Мы проверяем только те, на которые есть подозрения, исходя из анамнеза. Огромное значение имеет технология, с помощью которой проводится анализ крови. Сейчас одним из одобренных методов является определение аллергии с помощью технологии ImmunoCAP. Наряду с ним проводятся кожные тесты, при которых непосредственно оценивается реакция человека на продукты или пыльцевые аллергены.
Золотым стандартом диагностики является двойная слепая подъязычная провокационная проба. Это исследование, при котором ни пациент, ни врач не знает, что капают под язык — так достигается максимальная достоверность. К сожалению, в России ее нигде не проводят. Это обусловлено обязательной доступностью реанимации, которую большинство клиник не может себе позволить.
— С чем обычно путают аллергию?
— Это боль каждого аллерголога-иммунолога: любая сыпь, раздражение или высыпание почему-то всегда считается аллергией. Но чаще всего это мастоцитоз, потница, псориаз или банально сухая кожа. Например, после года лишь у 10 % детей основная причина атопического дерматита ассоциирована именно с аллергической реакцией. В большинстве своем атопический дерматит — генетическое заболевание, которое характеризуется нарушением синтеза белков, таких как филаггрин. Это приводит к нарушению защитного барьера кожи и потере липидов. Уязвимая кожа реагирует воспалением на внешние раздражители: сухой горячий воздух, табачный дым, но еще чаще — на жесткую воду. Доказано, что контакт через пораженную кожу быстрее приводит к сенсибилизации, чем употребление продуктов. Именно поэтому такие бытовые аллергены, как пыль или пылевой клещ, могут быть одной из причин обострения атопического дерматита.
— Чем это грозит?
— Из-за ошибок в диагнозе теряется время. Ребенку с серьезным кожным заболеванием необходима консультация грамотного дерматолога, подбор терапии. Но в реальности люди долго и бессмысленно принимают антигистаминные препараты. Есть и более печальная практика: фолликулярный кератоз (в народе его называют гусиной кожей) нигде в мире не принято считать болезнью. Его проявления — вариант нормы, но врачи заставляют и мать, и ребенка соблюдать жесткую диету.
Атопический дерматит — генетическое заболевание, которое характеризуется нарушением синтеза белков, таких как филаггрин
— Можно ли без врача определить, что у ребенка аллергия?
— Сложно. Но стоит знать, что одно из проявлений аллергии — сильный зуд. Если после продукта у ребенка покраснели щечки, стала более сухой кожа, но при этом сильно не чешется, то к аллергии это отношения не имеет. Правда, есть терминальная стадия сухости кожи, при которой появляется множество трещин, микроповреждений, воспалительных уплотнений. Все они также вызывают зуд. Кроме того, аллергические проявления возникают максимум в течение двух часов после контакта и крайне редко — в течение суток.
— Самая опасная аллергическая реакция — это анафилактический шок?
— Да. У ребенка затрудняется дыхание, падает давление, появляется локальный отек. Он теряет сознание. Если это случилось дома, надо звонить в скорую и сообщить оператору, что у ребенка анафилактический шок. Если это не первая аллергическая реакция, то дома должна быть ручка-шприц с адреналином — так родители смогут оказать помощь до приезда врача.
— Он может быть спровоцирован прививкой?
— Многие боятся подобной реакции на прививку. Действительно, вакцина, как и любой другой препарат, может вызвать анафилактический шок. Однако его может спровоцировать антибиотик, жаропонижающее, еда, пыльца, пыль, шоколад и конфеты. Если производители утверждают, что их лекарство не имеет побочных эффектов, то практически всегда это пустышка.
Педиатр должен не только вакцинировать, но и провести тщательный осмотр перед вакцинацией (анализы не нужны) и наблюдать ребенка в течение 30 минут после прививки. Получасовой стационар после прививки не прихоть клиники: острые реакции возникают именно в первые 30 минут. При правильно оказанной помощи в подавляющем большинстве случаев ребенок остается жив. Важно отметить, что анафилактический шок — это очень редкая реакция. Вероятность поймать головой кирпич гораздо выше.
— Можно ли полностью вылечить аллергию?
— С помощью аллерген-специфической иммунотерапии — да. Этому методу лечения более 100 лет, и он единственный помогает полностью устранить саму аллергию, а не убирает симптомы. Эффективность метода — около 80 %. Это обучение иммунной системы. Аллерген вводится в организм сначала микродозами, а затем их объем увеличивают. Так иммунная система учится не реагировать на вещество, которое вызывает аллергическую реакцию. К сожалению, далеко не на все аллергены существует терапия, но активно ведутся исследования. Само по себе лечение длительное и зависит от того, на что именно у человека возникает аллергия.
Источник
Ðåáåíîê òàê äîëãî âûïðàøèâàë ùåíêà èëè êîòåíêà, ÷òî äîìà íàêîíåö-òî ïîÿâëÿåòñÿ ÷åòâåðîíîãèé ìîõíàòûé êîìîê. Äðóãîé âàðèàíò â äîìå æèâóò êîøêè, ñîáàêè, êðîëèêè, êðûñû, ìîðñêèå ñâèíêè (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü èëè çàâåñòè íåäîñòàþùåå), è â îäèí ïðåêðàñíûé ìîìåíò òàì îáíàðóæèâàåòñÿ åùå è ÷åëîâå÷åñêèé äåò¸íûø íîâîðîæäåííûé. Çàìå÷àòåëüíîå ñîáûòèå, ïðàâäà? Âîò òîëüêî î÷åíü ÷àñòî îíî áûâàåò îìðà÷åíî ñòðàøíûì ñëîâîì ÀËËÅÐÃÈß. Ýòîò äèàãíîç çâó÷èò êàê ïðèãîâîð íå òîëüêî äëÿ ðåáåíêà, íî è äëÿ ïèòîìöà, êîòîðîãî â ëó÷øåì ñëó÷àå áóäåò æäàòü ïðèþò, à ïðî õóäøèé äàæå äóìàòü íå õî÷åòñÿ.
×òî äåëàòü â ýòîé íåïðîñòîé ñèòóàöèè? Íå ïðèíèìàòü ïîñïåøíûõ ðåøåíèé, êîíå÷íî æå. Õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî âñ¸ íå òàê, êàê êàæåòñÿ íà ïåðâûé è äàæå íà âòîðîé âçãëÿä. È ìíîãèõ òðàãåäèé â æèçíè ìîæíî èçáåæàòü, åñëè äîñêîíàëüíî èçó÷èòü ïðîáëåìó.
Ïîõîä ê àëëåðãîëîãó
Êàê òîëüêî âû ïîïàäåòå ê âðà÷ó-àëëåðãîëîãó, òóò æå â 100% ñëó÷àåâ óñëûøèòå îäíîçíà÷íîå è êàòåãîðè÷íîå: «Èçáàâëÿéòåñü îò æèâîòíîãî!» Âñ¸. Áåç âàðèàíòîâ. Íè îäèí âðà÷-àëëåðãîëîã, áóäó÷è â çäðàâîì óìå è ÿñíîé ïàìÿòè, íèêîãäà íå âîçüìåò íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü ïðåäëîæèòü ÷òî-ëèáî èíîå, îñîáåííî åñëè ðå÷ü èäåò îá àëëåðãèè ó äåòåé. Ëþáîé âàø çíàêîìûé-àëëåðãèê ñ äîìàøíèì æèâîòíûì ýòî ïîäòâåðäèò.
 99% ñëó÷àåâ íå ïðåäëîæèò è ñïåöèôè÷åñêóþ ãèïîñåíñèáèëèçàöèþ, íà ñåãîäíÿøíèé ìîìåíò áîëåå-ìåíåå óñòîé÷èâî ðàáîòàþùóþ ëèøü â ñëó÷àå àëëåðãèè íà ðàñòåíèÿ (÷àùå — ïûëüöó), à âîâñå íå íà æèâîòíûõ. Íî ïðè âñåì ïðè ýòîì, åñëè àëëåðãèÿ íà æèâîòíîå âîçíèêëà ó âàñ âïåðâûå èëè èçìåíèëèñü åå ïðîÿâëåíèÿ, âû äîëæíû ïîéòè ê âðà÷ó. Âîçìîæíî, àëëåðãèÿ îêàæåòñÿ íå àëëåðãèåé, à ÷åì-òî äðóãèì. Çàáîëåâàíèé ñ ñèìïòîìàìè, ïîõîæèìè íà àëëåðãèþ, î÷åíü ìíîãî. Áîëåå òîãî, âîçìîæíî, àëëåðãèÿ ïîäòâåðäèòñÿ, íî ïðè÷èíîé åå îêàæåòñÿ íå æèâîòíîå, à âàø íîâûé ñòèðàëüíûé ïîðîøîê. À ýòî áóäåò îòëè÷íîé íîâîñòüþ, âåðíî?
Òàê ÷òî àíàëèçû ñäàåì, æåëàòåëüíî õîòÿ áû â ïàðå ðàçíûõ ëàáîðàòîðèé, àëëåðãîëîãà òîæå ìîæíî ïîñåòèòü íå îäíîãî. È îðèåíòèðîâàòüñÿ íà òå ðåçóëüòàòû, êîòîðûå ñîâïàäàþò ó ðàçíûõ ñïåöîâ è ïî ðåçóëüòàòàì ðàçíûõ àíàëèçîâ.
Îòäàâàòü?
Íåò, èçâèíèòå, íåò.  äàííîì âîïðîñå ÿ ïðåäñòàâëÿþ ñîáîé òðè çàèíòåðåñîâàííûå ñòîðîíû: âðà÷à àëëåðãîëîãà-èììóíîëîãà (ê.ì.í. ïî àëëåðãîëîãèè è èììóíîëîãèè, åñëè êîìó èíòåðåñíû ïîãðåìóøêè), àëëåðãèêà (äà, ñèëüíîãî, äà, ñ àëëåðãèåé íà æèâîòíûõ) è ëþáèòåëÿ æèâîòíûõ ñ íå ñàìûì êðîøå÷íûì îïûòîì èõ ñîäåðæàíèÿ. È âîò ÷òî ïî ýòîìó ïîâîäó ÿ âàì ñêàæó.
Æèâîòíîå ìîæåò âàñ «âûëå÷èòü» îò àëëåðãèè íà ñåáÿ, ñàìî.
1. ×òî òàêîå ñïåöèôè÷åñêàÿ ãèïîñåíñèáèëèçàöèÿ íà æèâîòíîãî? À âåäü ýòî äàëåêî íå ýêçîòèêà, õîòÿ êîíå÷íî è íå ñðàáàòûâàåò â 100% ñëó÷àåâ. Ñóòü åå âîò â ÷åì: êîãäà æèâîòíîå âïåðâûå ïîïàëî â âàø äîì, ïåðâûå äíè ðåàêöèÿ ÷ðåçâû÷àéíî ñèëüíàÿ. Êîíüþêòèâèò , ñûïü, àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, ó íåêîòîðûõ äàæå îáîñòðåíèå àñòìû èëè åå äåáþò. Íî ÷åðåç 3-4 äíÿ ñèìïòîìû àëëåðãèè ÷åòêî ñòèõàþò, à ÷åðåç 2-3 íåäåëè èñ÷åçàþò ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ. Ïðè÷åì ÷òî ñ àíòèãèñòàìèííûìè (ýòî ïðåïàðàòû îò àëëåðãèè), ÷òî è áåç íèõ! Ðàáîòàþò òóò äâà ïðîñòûõ ìåõàíèçìà.
ÌÅÕÀÍÈÇÌ ÏÅÐÂÛÉ — ÊÓÑÀÅÌ, ËÈÆÅÌ È ÖÀÐÀÏÀÅÌ!
Îñîáåííî ýôôåêòèâåí â ñëó÷àå ñ êðûñàìè è êîøêàìè. Êðûñû ñëåãêà è ïî÷òè íåçàìåòíî, à êîøêè è îñîáåííî êîòÿòà ïðè èãðàõ èíîãäà î÷åíü äàæå çàìåòíî, íàíîñÿò íà êîæó ðàíêè ñâîèìè êîãòÿìè. Òàêèì îáðàçîì ïîä êîæó ïîïàäàåò àëëåðãåí, òå ñàìûå ÷àñòè÷êè, êîòîðûå âûçûâàþò âàøó àëëåðãèþ íà æèâîòíîãî, à ïîäêîæíîå ââåäåíèå íàòóðàëüíîãî ñïåöèôè÷åñêîãî àëëåðãåíà è ÿâëÿåòñÿ ñóòüþ ìåòîäà ñïåöèôè÷åñêîé ãèïîñåíñèáèëèçàöèè! Ïðè÷åì â îòëè÷èå îò ðàñòèòåëüíûõ, æèâîòíûå àëëåðãåíû ãîðàçäî áîëåå «èíäèâèäóàëüíû» è ìåíåå óñòîé÷èâû ê ðàçíûì òèïàì êîíñåðâàöèè, âîò ïî÷åìó òî æå ñàìîå ëå÷åíèå ó âðà÷à â âèäå ïîäêîæíûõ óêîëîâ è ÷èñòîãî àëëåðãåíà äàåò ãîðàçäî áîëåå íèçêèé ïðîöåíò óñïåõà. À òóò — íàòóðàëüíûå àëëåðãåíû, ñâåæèå, áåç âñÿêîé êîíñåðâàöèè, èìåííî âàøåãî æèâîòíîãî.
ÌÅÕÀÍÈÇÌ ÂÒÎÐÎÉ (ÊÀÐË ÌÀÐÊÑ Â ×ÅÌ-ÒÎ Î×ÅÍÜ ÏÐÀÂ) — ÊÎËÈ×ÅÑÒÂÎ-ÊÀ×ÅÑÒÂÎ.
Íà ýòîì ìåõàíèçìå îñíîâàí åùå îäèí âîçìîæíûé ñïîñîá, ïðàâäà, ïîêà ÷òî ýêçîòè÷åñêèé, ëå÷åíèÿ àëëåðãèè. Äåëî â òîì, ÷òî àëëåðãèÿ ðàçâèâàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïî ïðèíöèïó «÷óòü-÷óòü áåçîáèäíîãî âåùåñòâà, è íå ñ ïèùåé, à íà êîæó è ñëèçèñòûå». ß ñèëüíî óïðîùàþ, íî ñóòü â òîì, ÷òî ïðè çàâåäåíèè ïèòîìöà åãî àëëåðãåíîâ ñòàíîâèòñÿ î÷åíü äàæå íå ÷óòü-÷óòü, à âïîëíå ñåáå ìíîãî, è îíè ïîïàäàþò íå òîëüêî íà êîæó, äàæå åñëè âû íå èìååòå ïðèâû÷êó âûëèçûâàòü ñâîþ êîøêó èëè ñîáàêó.  îïðåäåëåííûé ìîìåíò ïðîèñõîäèò «ùåë÷îê» è èììóííàÿ ñèñòåìà ïîíèìàåò, ÷òî, êàæåòñÿ, ýòèõ ÷àñòè÷åê ÷òî-òî óæ î÷åíü ìíîãî è èäóò îíè â îðãàíèçì âñåìè ñïîñîáàìè, ñëèøêîì ìíîãî, ÷òîá îíè òÿíóëè íà ïðèçíàêè àëëåðãåíà. È àëëåðãè÷åñêèé îòâåò óãàñàåò.
ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÎÂÅÒÛ
Òàê âîò, åñëè âû äåéñòâèòåëüíî çàâåëè æèâîòíîå è õîòèòå ñ íèì æèòü, íî ó âàñ èëè ó âàøèõ ðîäñòâåííèêîâ íà÷àëàñü íà íåãî àëëåðãèÿ, íå ñïåøèòå ñ íèì ðàññòàâàòüñÿ. ß íå ãîâîðþ î òåõ, êòî ñíà÷àëà çàâåë «èãðóøêó» ñåáå èëè ðåáåíêó, ïîòîì îòêðûë äëÿ ñåáÿ ÷òî ùåíîê ïèñàåò íà êîâåð è ãðûçåò îáóâü, à êîòåíîê äåðåò ìåáåëü, è ðåøèë èçáàâèòüñÿ îò èñòî÷íèêà ïðîáëåì ïîä áëàãîâèäíûì ïðåäëîãîì. ß ãîâîðþ î òåõ, êòî ðåàëüíî õî÷åò áûòü âìåñòå ñî ñâîèì æèâîòíûì. Íå ñïåøèòå.
Ñõîäèòå ê àëëåðãîëîãó, åñëè ýòî ïåðâûé ðàç, ïîêèâàéòå, çàòåì çàêóïèòåñü àíòèãèñòàìèííûìè è ïðîñòî ïîäîæäèòå 2-3 íåäåëè, íåìíîãî, íî íå ïîëíîñòüþ, îãðàíè÷èâàÿ êîíòàêò ñ æèâîòíûì. Åñëè êîíå÷íî ñèìïòîìû íå îïàñíû, òî åñòü íåò íèêàêèõ ïðèñòóïîâ óäóøüÿ (àñòìà ëèáî àëëåðãè÷åñêèé îòåê). Àëëåðãèÿ ìîæåò ðåàëüíî ñèëüíî óìåíüøèòüñÿ èëè äàæå èñ÷åçíóòü ñàìà. Ïðè÷åì ïîñëå îòïóñêà èëè êîìàíäèðîâêè — óâû, âåðíóâøèñü äîìîé âàì, âîçìîæíî, ïðèäåòñÿ íåìíîãî ïîñòðàäàòü çàíîâî, íî âòîðè÷íàÿ ðåàêöèÿ áóäåò ñïîêîéíåé è òèøå.
Ó âàñ ìîæåò ïðîïàñòü ïîëíîñòüþ àëëåðãèÿ íà âàøåãî ïèòîìöà, íî îñòàòüñÿ ðåàêöèÿ íà ÷óæèõ ñîáàê. Èíîãäà, âïðî÷åì, îíà ñíèçèòñÿ è íà ÷óæèõ, áûâàåò ïî-ðàçíîìó. Çàâåäåííûé âòîðîé ï¸ñ, êñòàòè, äàñò óæå ðåàêöèþ ãîðàçäî ñëàáåé, à òðåòèé — âû ñàìè óäèâèòåñü, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîÿâèòñÿ â âàøåì äîìå óæå òàê, êàê áóäòî ó âàñ è íå áûëî àëëåðãèè íà æèâîòíûõ íèêîãäà. Íó, åñëè êîíå÷íî âû õîòèòå òðåõ êîòîâ/ñîáàê, ó ìåíÿ ðåêîðä áûë âðîäå áû âîñåìü.
Òàê ÷òî íå ñòàâüòå ñðàçó êðåñò, ïîòåðïèòå è ïîñìîòðèòå.
È ÏÐÅÄÎÑÒÅÐÅÆÅÍÈß
Åäèíñòâåííîå, ÷òî îìðà÷àåò îïèñàííóþ ìíîé èäèëëèþ — äàæå åñëè ó âàñ äîìà ïûëü è øåðñòü æèâîòíîãî ëåæèò ïî âñåì ïîâåðõíîñòÿì êëîêàìè, à âàøà àëëåðãèÿ è íå äóìàåò î ñåáå íàïîìèíàòü, âñå ðàâíî, âîçìîæíî, ïðèäåòñÿ æèòü ñ íåêîòîðûìè îãðàíè÷åíèÿìè. Ãëàâíîå — êðîâàòü. Âòîðîå — ëèöî.
Åñëè àëëåðãèÿ áûëà, è îíà áûëà ñèëüíàÿ, ëó÷øå íèêîãäà íå ïóñêàéòå æèâîòíîå íà ïîñòåëüíîå áåëüå, íà ñâîþ îäåæäó (ÿ èìåþ â âèäó òó, ÷òî êîíòàêòèðóåò ñ òåëîì íàïðÿìóþ, òî åñòü èçíàíî÷íóþ, à íå ëèöåâóþ ñòîðîíó âåùåé è â îñíîâíîì èíòèìíûé ãàðäåðîá), à òàêæå íå çàðûâàéòåñü ëèöîì â åãî òåïëûé ïóøèñòûé áîê è íå òðîãàéòå ñåáÿ çà ëèöî ñðàçó ïîñëå êîíòàêòà ñ æèâîòíûì. Âïðî÷åì, áåãàòü è ïî 100 ðàç íà äíþ ìûòü ðóêè ïîñëå êàæäîãî êîíòàêòà íå íàäî. Âî-ïåðâûõ, çàìó÷àåòåñü, à âî âòîðûõ â ýòîì ñìûñëà íåò, íà ðóêàõ àëëåðãåíîâ ó âàñ ðîâíî ñòîëüêî æå, ñêîëüêî íà âñåõ ïðåäìåòàõ â êâàðòèðå ñ æèâîòíûì, ñòîèò òîëüêî ïîñëå ìûòüÿ ðóê ïðèêîñíóòüñÿ ëàäîíüþ êóäà-òî, íàïðèìåð, ê ðó÷êå äâåðè.
À ÒÅÏÅÐÜ — ÍÅÌÍÎÃÎ Î ÑÂÅÆÅÉ ÍÀÓÊÅ
È âîò åùå êàêîå ìîãó ïðèâåñòè ñîîáðàæåíèå â çàùèòó æèâîòíûõ â äîìå. Ïàðàäîêñàëüíî çâó÷èò, íî ýòî ôàêò: ÷åì áîëüøå æèâîòíûõ â äîìå, òåì ìåíüøå ó äåòåé àëëåðãèÿ è òåì ñïîêîéíåé îíà òå÷åò. Ýòî íàáëþäåíèå îïèñûâàåòñÿ â ðàìêàõ ãèãèåíè÷åñêîé òåîðèè. Òåîðèÿ îòíîñèòåëüíî ñâåæàÿ, ãäå-òî ñåðåäèíû 90-õ ãîäîâ. À ýòî çíà÷èò, ÷òî 99% àëëåðãîëîãîâ â Ðîññèè î íåé ëèáî íè÷åãî íå çíàþò, ëèáî ïî÷òè íè÷åãî íå çíàþò. ß íàäåþñü ÷òî íå ðàçîáüþ íè÷üå ñåðäöå, åñëè ñêðîìíî íàïîìíþ, ÷òî íàñ ó÷àò ïî ðóññêèì ó÷åáíèêàì, óñòàðåâøèì â ñðåäíåì ëåò íà 5-10, èëè ïî ïåðåâîäíûì ó÷åáíèêàì (ðåæå), óñòàðåâøèì íà òå æå ìèíèìóì 3-5 ëåò â ðåçóëüòàòå ïåðåâîäà è ðåäàêòèðîâàíèÿ? Ïðè ëó÷øåì ðàñêëàäå. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó âîçðàñò âðà÷à, òî åñòü ñêîëüêî âðåìåíè íàçàä îí ñëóøàë ëåêöèè. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó ïî÷òè ïîãîëîâíîå íåçíàíèå àíãëèéñêîãî, êîòîðîå íóæíî äëÿ ÷òåíèÿ ñòàòåé ïî ñâîåé òåìå â îðèãèíàëå. Íó è ïðèáàâüòå ê ýòîìó îòñóòñòâèå îñòðîé íåîáõîäèìîñòè ó âðà÷à ïîñòîÿííî ÷èòàòü ñòðîãî íàó÷íûå ñòàòüè, ñëàáî ñâÿçàííûå ñ åãî íåïîñðåäñòâåííîé ïðàêòèêîé. Íåò, äàæå î÷åíü-î÷åíü-î÷åíü õîðîøèé àëëåðãîëîã-êëèíèöèñò ñêîðåé âñåãî è ñëûõîì íå ñëûõèâàë íè ïðî êàêóþ-òàêóþ ãèãèåíè÷åñêóþ òåîðèþ, óâû. Òàê ÷òî ÿ ïðåäóïðåäèëà.
ÊÎÌÓ ÍÀ ÐÓÑÈ ÆÈÒÜ ÕÎÐÎØÎ? ÑÒÀÒÈÑÒÈÊÀ
Îäíàêî ôàêòû âåùü óïðÿìàÿ. Âî âñåì ìèðå ðàñòåò çàáîëåâàåìîñòü àëëåðãèåé è àóòîèììóííûìè çàáîëåâàíèÿìè (ýòî òîæå ðåçóëüòàò îøèáêè èììóííîé ñèñòåìû, íî äðóãîé). Íî ðàñòåò îíà ïî÷åìó-òî èñêëþ÷èòåëüíî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ. È åùå ïî÷åìó-òî ãîðàçäî ñèëüíåé â ãîðîäàõ, ÷åì â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè êàê â óñëîâèÿõ îäíîé è òîé æå ñòðàíû, òàê è â ìèðå. Ýòèì ôàêòîì äàâíî óæå çàèíòåðåñîâàëèñü è äàâíî óæå ïûòàþòñÿ ðàñêîïàòü çàêîíîìåðíîñòè è ïðè÷èíû ðîñòà. Èäåé áûëî ìíîãî, íàïðèìåð âñÿêàÿ õèìèÿ â âîçäóõå è îñîáåííî â ïèùå. Ýòî òîæå èìååò çíà÷åíèå, êòî æ ñïîðèò, íî íå âÿæåòñÿ ñ òåì, ÷òî ñàìûå áåäíûå êðåñòüÿíå, âîçÿùèåñÿ íà ïîëÿõ ñ æóòêî âðåäíûìè óäîáðåíèÿìè åæåäíåâíî è ãîðîäñêèå áåäíÿêè, ïîòðåáëÿþùèå ïîëíûé êîìïëåêò õèìè÷åñêèõ ãàäîñòåé â ïèùó, îäíàêî ïî÷åìó-òî áîëåþò àëëåðãèÿìè çíà÷èòåëüíî ðåæå, à ñàìûå áîãàòûå «ãîðîæàíå», äàæå ïóñòü ðàñòÿùèå äåòåé â çàãîðîäíûõ êîòòåäæàõ íà ñâåæàéøåì âîçäóõå è íà ÷èñòåéøèõ ñàìûõ äîðîãèõ ïðîäóêòàõ, òî åñòü â ïðåêðàñíûõ óñëîâèÿõ, ïîëó÷àþò ýòó àëëåðãèþ ó äåòåé ñïëîøü è ðÿäîì. Íó êàê òàê?
ÝÂÎËÞÖÈß È ÒÅÕÍÈ×ÅÑÊÈÉ ÏÐÎÃÐÅÑÑ
Ïðè÷èíó íàøëè îäíîâðåìåííî ñðàçó â íåñêîëüêèõ ñòðàíàõ, ïîòîì ïðîâåðÿëè è ïåðåïðîâåðÿëè, ïðîâîäèëè ðåòðîñïåêòèâíûå (òî åñòü êîïàÿñü â èñòîðèè) è ïðîñïåêòèâíûå (òî åñòü íàáëþäàÿ íåñêîëüêî ëåò) èññëåäîâàíèÿ, íà ìàëåíüêèõ ãðóïïàõ è íà îãðîìíûõ ïîïóëÿöèÿõ. Äåëî â òîì, ÷òî òåõíè÷åñêàÿ ðåâîëþöèÿ îáîãíàëà åñòåñòâåííóþ î÷åíü ñèëüíî è ðåçêî. Ìû äàâíî óæå èìååì âîçìîæíîñòü íå íàïðÿãàÿñü äåðæàòü ðåáåíêà â ïî÷òè ñòåðèëüíûõ óñëîâèÿõ, à èììóííàÿ ñèñòåìà âñå åùå óâåðåíà, ÷òî ïîñëå ðîæäåíèÿ åãî çàâåðíóò â ãðÿçíóþ áëîõàñòóþ øêóðó è ïîëîæàò íà êèøàùóþ ÷åðâÿìè è ÿéöàìè ãëèñò çåìëþ, êîòîðóþ ðåáåíîê, êàê òîëüêî íàó÷èòñÿ ïîëçàòü, îáÿçàòåëüíî ïîòÿíåò â ðîò, íàåâøèñü è çåìëè, è ãëèñòîâ, è áëîõ, è îñòàòêîâ êàêàøåê íåâîîáðàçèìîãî êîëè÷åñòâà ðàçíîîáðàçíûõ ñóùåñòâ. Íó â îáùåì êàðòèíó ÿ äóìàþ íàðèñîâàëà äîñòàòî÷íî ïîíÿòíóþ? Ïîñëå ðîæäåíèÿ èììóííàÿ ñèñòåìà íîâîðîæäåííîãî — äà, ñëàáà, äà, íåçðåëà, íî îíà ãîòîâà âñòðåòèòü âðàãîâ. Ìíîãî-ìíîãî îïàñíûõ âðàãîâ, êîòîðûå äîëæíû îòîâñþäó ïðîíèêíóòü, à îñîáåííî ÷åðåç êîæó è ñëèçèñòûå. À âðàãîâ êàê-òî íåòó, ïîòîìó ÷òî ìàìà îáû÷íî õîðîøàÿ, ãëàäèò ïåëåíêè ñ äâóõ ñòîðîí óòþãîì è äåçèíôèöèðóåò âñå, ÷åãî êàñàåòñÿ ìàëûø. È âîò íà ýòîì ìåñòå è âîçíèêàåò «ñáîé», íàì æå íàäî íàéòè âðàãà, îí òî÷íî åñòü, åãî íå ìîæåò íå áûòü! È èììóííàÿ ñèñòåìà ïðèíèìàåò çà âðàãîâ áåçîáèäíûå è ïî óìîë÷àíèþ îáû÷íî áåçâðåäíûå âåùåñòâà: îïðåäåëåííûå êîìïîíåíòû ïèùè, à òàêæå òî, îò ÷åãî èçáàâèòüñÿ íåâîçìîæíî äàæå â ñîâðåìåííîé êâàðòèðå: ïûëü, êëåùåé äîìàøíåé ïûëè è èõ îñòàòêè, ìèêðîñêîïè÷åñêèå ðàçíîîáðàçíûå ãðèáêè, ïûëüöó ðàñòåíèé, âñÿêèå ìåëü÷àéøèå îñòàòêè áûòîâîé õèìèè, ïûëèíêè ïóõà è ïåðüåâ èç ïîäóøåê è òàê äàëåå. Òîëüêî âîò ó÷èòûâàÿ ÷òî ýòè ÷àñòèöû íà ñàìîì äåëå íèêîìó íå âðåäÿò è ïëîäèòüñÿ â îðãàíèçìå êàê-òî íå äóìàþò, çàïóñêàåòñÿ âèäîèçìåíåííûé îòâåò, íå êàê íà èíôåêöèþ, à àëëåðãè÷åñêèé. Îïÿòü æå, ÿ ãðóáî óïðîñòèëà îïèñàíèå è íå íàäî åãî èñïîëüçîâàòü âìåñòî íàó÷íîé ñòàòüè ïî ãèãèåíè÷åñêîé òåîðèè, õîðîøî? À òî ìåíÿ ïðèñòðåëèò êòî-íèáóäü èç ó÷åíûõ.
ÃÈÃÈÅÍÀ — ÝÒÎ ÍÅ ÒÎËÜÊÎ ÄÎÁÐÎ, ÓÂÛ
 îáùåì, êàðòèíà ïîëó÷àåòñÿ òàêàÿ: ÷åì âûøå óðîâåíü ãèãèåíû â ïîïóëÿöèè, òåì âûøå òàì æå çàáîëåâàåìîñòü àëëåðãèåé è àóòîèììóíùèíîé, òåì òÿæåëåå òåêóò àëëåðãèè. Íî íå ìîæåì æå ìû êëàñòü äåòåé â ãðÿçü è êîðìèòü èõ çåìëèöåé äëÿ ïóùåãî çäîðîâüÿ, âåðíî? È âîò òóò ñïàñåíèåì âíåçàïíî îêàçàëèñü äîìàøíèå æèâîòíûå.  ñåìüÿõ, ãäå â ïåðâûå ïÿòü ëåò æèçíè áûëè äîìàøíèå æèâîòíûå, êîëè÷åñòâî äåòåé-àëëåðãèêîâ îêàçàëîñü ðåçêî ñíèæåíî. È ÷åì áîëüøå áûëî æèâîòíûõ (èëè ÷åì áîëüøå îíè áûëè ïî ðàçìåðó), òåì ìåíüøå áûëî àëëåðãèè! Ïðè÷åì çâåðü â äîìå â ïåðâûé ãîä æèçíè ðåáåíêà îêàçàëñÿ ñàìûì ýôôåêòèâíûì «ëåêàðñòâîì» îò àëëåðãèè ó ýòèõ äåòåé â áóäóùåì, ñî âòîðîãî ïî ïÿòûé ãîä æèçíè — ìåíåå ýôôåêòèâíûì, à ïîñëå ïÿòîãî ãîäà æèçíè óæå ïðàêòè÷åñêè íå èìåëî çíà÷åíèå, áûëî â ñåìüå æèâîòíîå èëè íåò. Ñîâïàäåíèå ñòàòèñòèêè ñî ñðîêàìè «îáó÷åíèÿ» èììóííîé ñèñòåìû è íàòîëêíóëî ó÷åíûõ èçó÷àòü ýòîò ìåõàíèçì äàëüøå.
 îáùåì, ãîâîðÿ óïðîùåííî, íàëè÷èå æèâîòíîãî â äîìå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî â âîçäóõå è íà âñåõ ïðåäìåòàõ ñêàïëèâàåòñÿ åãî øåðñòü, ÷àñòè÷êè êîæè, ñëþíû è äàæå îñòàòêîâ èñïðàæíåíèé, óæ èçâèíèòå. Âñÿ ýòà áëàãîäàòü ïîïàäàåò ê ìàëûøó, è åãî èììóííîé ñèñòåìå åñòü ÷åì çàíÿòüñÿ! Îíà òðåíèðóåòñÿ ïðàâèëüíûì ìåõàíèçìàì îòâåòà íà èíôåêöèþ è íà áåçîáèäíûå âåùåñòâà, îòòà÷èâàåò íóæíûå ðåàêöèè íà ïîñòóïèâøåì ìàòåðèàëå, à íå èùåò âðàãîâ òàì, ãäå èõ íåò.
ÍÓ È ÅÙÅ ÎÄÈÍ ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÂÛÂÎÄ
 îáùåì, åñëè ãîâîðèòü ñåðüåçíî, òî — õîòèòå ðåáåíêà áåç àëëåðãèè? Òîãäà äåðæèòå äîìà êîøêó, ïÿòü êîøåê, áîëüøóþ ñëþíÿâóþ ìîõíàòóþ ñîáàêó, è ïóñòü îíè ëèæóò ìàëûøó ðóêè, è ïóñòü ñûïÿò øåðñòü íà åãî êðîâàòêó è îäåæäó, îñîáåííî â ïåðâûé ãîä æèçíè. Ïðàâäà, ïðåäóïðåæäàþ, ÷òî åùå ëåò 10-15 ïåäèàòðû è àëëåðãîëîãè áóäóò ãîâîðèòü âàì íà ýòî, ÷òî âû îòâðàòèòåëüíûå ðîäèòåëè, ÷òî âû äîëæíû ñðî÷íî óáðàòü æèâîòíîå èç äîìà è òàê äàëåå. Íó à åñëè íå âûäåðæèòå íàïîðà âðà÷åé, æåëàþùèõ åñòåñòâåííî äîáðà, òî ïåðåñåëèòåñü ñ ðåáåíêîì çà ãîðîä õîòÿ á íà ïåðâûå òðè ãîäà. Òàì îí è çåìëè â ëþáîì ñëó÷àå íàòðåñêàåòñÿ, è òðàâêè, ïî êîòîðîé êòî òîëüêî íå ïîëçàë, è ìóõè ïî íåìó òîæå ïîáåãàþò, è âåòðîì â îêîøêî çàíåñåò âñå íóæíûå åãî èììóííîé ñèñòåìå ãàäîñòè, î êîòîðûõ ÷èñòîïëîòíîìó ÷åëîâåêó è äóìàòü íå õî÷åòñÿ.
Ôèíàëüíûå ïîÿñíåíèÿ
1. Ýòîò ìåòîä íå ðàáîòàåò â 100% ñëó÷àåâ è ó âñåõ. Ýòî íå ãàðàíòèÿ. Åñòü ëèøü âåðîÿòíîñòü, õîòü è íåìàëåíüêàÿ. Êàêîâà îíà èìåííî ó âàñ — çàâèñèò îò êó÷è ôàêòîðîâ.
2. Åùå ðàç, åñëè ó âàñ åñòü àñòìà (è ëþáîå çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ) è/èëè àëëåðãè÷åñêèé îòåê, âàì ýòîò ìåòîä ïðîáîâàòü íåëüçÿ. Âî-ïåðâûõ, ýòî îïàñíî. Âî-âòîðûõ, ýòî ñêîðåé âñåãî áåñïîëåçíî, óâû.
3. Ôàêòîðû ðèñêà. Àëëåðãèÿ íà äîìàøíåå æèâîòíîå ìîæåò ðàçâèòüñÿ ó êàæäîãî â ëþáîì âîçðàñòå. Áîëüøèíñòâî ëþäåé, ñòðàäàþùèõ îò àëëåðãèè íà äîìàøíåå æèâîòíîå, ÷àñòî ïîäâåðæåíû è äðóãèì âèäàì àëëåðãèé, íàïðèìåð, íà ïûëüöó èëè ïëåñåíü. Ýòî îáóñëîâëåíî íàñëåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè, ò.å. åñëè âàøè ðîäèòåëè ñòðàäàþò îò àëëåðãèè, òî, âåðîÿòíî, ó âàñ îíà òàêæå ïðîÿâèòñÿ. Ñîãëàñíî èññëåäîâàíèÿì, àëëåðãèè íà ñîáàê èëè êîøåê ïîäâåðæåíû ïðèáëèçèòåëüíî 15% íàñåëåíèÿ.
Íà êàêóþ ÷àñòü æèâîòíîãî ó ëþäåé âîçíèêàåò àëëåðãèÿ? Ëþäè, èìåþùèå àëëåðãèþ íà æèâîòíûõ, ÷àñòî ñòðàäàþò îò àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé íà ÷àñòè÷êè êîæè (ïåðõîòü), ñëþíó è ìî÷ó.
Ñóùåñòâóþò ëè ãèïîàëëåðãåííûå ïîðîäû ñîáàê?
Ê ñîæàëåíèþ, òàêèõ ïîðîä íå ñóùåñòâóåò, òàê æå êàê è íå ñóùåñòâóåò íåëèíÿþùèõ ñîáàê. Àáñîëþòíî âñå ñîáàêè ïîäâåðæåíû ëèíüêå, â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè. Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî àëëåðãèþ âûçûâàåò íå øåðñòü, à ìàëåíüêèå ÷àñòè÷êè êîæè, êîòîðûå îñûïàþòñÿ âìåñòå ñ âûëèíÿâøåé øåðñòüþ (ïåðõîòü).
Íàñ÷åò èçáàâëåíèÿ îò æèâîòíîãî — ìíå íèêîãäà íå áûëà ïîíÿòíà ïîçèöèÿ ëþäåé, êîòîðûå ïðèíîñÿò/ïðèâîäÿò â êëèíèêó æèâîòíîå óñûïëÿòü ïðè âûÿâëåíèè àëëåðãèè íà íåãî ó ñåáÿ èëè êîãî-òî èç ÷ëåíîâ ñåìüè. Âñå çíàþò î ñîáà÷üèõ è êîøà÷üèõ ãîñòèíèöàõ, à êàê âîçíèêàåò àëëåðãèÿ, î÷åíü áûñòðî î íèõ çàáûâàþò. Ñîáàêà èëè êîøêà íå âèíîâàòà â ñëàáîì îðãàíèçìå èõ âëàäåëüöåâ — çàâåëè, íå ìîæåòå äåðæàòü äîìà — èëè èùèòå íîâûõ ÕÎÐÎØÈÕ âëàäåëüöåâ, èëè ïîìåùàéòå æèâîòíîå â ãîñòèíèöó è âñå ðàâíî èùèòå õîçÿåâ. Êîìó íå ïî êàðìàíó — âñåãäà åñòü áàáóøêè, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â äåíüãàõ è ãîòîâûå äåðæàòü æèâîòíîå çà âîçíàãðàæäåíèå. Áûëî áû æåëàíèå ó õîçÿåâ.
Òàòüÿíà Òèõîìèðîâà
Источник