Неотложная помощь при аллергии у ребенка

Неотложная помощь при аллергии у ребенка thumbnail

Неотложная помощь при аллергии у ребенкаСлово – старшему педиатру оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова г. Москвы, врачу высшей категории Ларисе Аникеевой. 

В чем причина?

Бурная аллергическая реакция лежит в основе таких патологических состояний, как анафилактический шок, поллиноз, отек Квинке, крапивница, атопический дерматит… При замедленной реакции проявления аллергии наступают через 1–2 дня, и связаны они бывают в основном с условно-патогенными микроорганизмами, домашней пылью, шерстью и перхотью животных.

Чаще всего причиной аллергических реакций становятся чужеродные белки (вакцины, сыворотки, донорская кровь), пыльца растений, плесневые грибы, укусы насекомых, шерсть животных, сухой корм для аквариумных рыбок, пищевые продукты и лекарственные препараты, средства бытовой химии.

Неотложная помощь при аллергии у ребенка

Смертельный укус

Самое тяжелое проявление аллергии – анафилактический шок. Он развивается буквально в первые секунды после приема лекарственного вещества (наи­более часто после внутримышечного введения антибиотиков или введения обезболивающего при лечении зубов), укуса насекомого, употребления некоторых пищевых продуктов (морепродуктов, орехов, арахисового масла) и несет угрозу для жизни ребенка.

Неотложная помощь при аллергии у ребенка

Симптомы анафилактического шока: сильная слабость, жар, учащенное сердцебиение, головокружение, зуд и покраснение кожных покровов, чувство страха, возбуждение, беспокойство. Может появиться затрудненное дыхание; отек языка и слизистой оболочки дыхательных путей, ведущий к удушью. Иногда анафилактический шок наступает молниеносно – резкое снижение артериального давления, утрата сознания, бледность и синюшность кожных покровов, остановка сердца и прекращение дыхания. Если вы видите у ребенка эти признаки, немедленно вызывайте «скорую», а сами в это время:

  • устраните воздействие аллергена (удалите жало насекомого, наложите жгут выше места укуса или инъекции, приложите холод на место укуса, чтобы замедлить всасывание); если аллергия связана с пищевым продуктом, вызовите рвоту, дайте адсорбенты (активированный уголь, энтеросгель, мультисорб…) и обильное питье; проветрите помещение, если провоцирующим фактором оказался сильный запах химического или косметического средства (краска, духи, дезодорант);
  • уложите ребенка горизонтально без подушки с приподнятыми ногами, чтобы улучшить приток крови к сердцу и головному мозгу; поверните голову набок, чтобы язык не западал в глотку и не перекрывал дыхательные пути;
  • если ребенок в сознании, дайте ему любое противоаллергическое средство: фенистил, зиртек, зодак, кларитин…;
  • прекращение сердечной деятельности и отсутствие дыхания требуют немедленного оказания реанимационной помощи: непрямого массажа сердца и искусственного дыхания «рот в рот».

«Отек свинки»

Еще одно довольно тяжелое аллергическое проявление – отек Квинке, при котором развивается отек слизистых оболочек, кожи и подкожной клетчатки. Это состояние также требует немедленной помощи.

Неотложная помощь при аллергии у ребенка

Отек Квинке, или, как называют его дети, «отек свинки», чаще всего развивается на лице, шее, кистях рук. Цвет кожи обычно не меняется, но иногда отмечаются покраснение, чувство жара и напряжение в области отека.

Неотложная помощь при аллергии у ребенка

Самое опасное проявление – отек слизистой оболочки рта и дыхательных путей. Увеличенный язык не помещается во рту, и ребенок держит рот открытым, нарушается дыхание. Отек слизистой оболочки гортани вызывает картину ложного крупа: осипший голос, грубый лающий кашель, затрудненное дыхание, а это состояние является опасным для жизни.

В ожидании «скорой»:

  • оградите ребенка от контакта с аллергеном;
  • обеспечьте доступ свежего воздуха;
  • посадите больного, чтобы ему было легче дышать;
  • постарайтесь успокоить его;
  • закапайте в нос любые сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин, софрадекс…);
  • дайте любой антигистаминный препарат;
  • если есть индивидуальный аэрозольный ингалятор для купирования приступов бронхиальной астмы, воспользуйтесь им;
  • при наличии небулайзера сделайте ингаляцию с пульмикортом или беродуалом (в настоящее время во многих семьях имеется этот прибор, облегчающий жизнь детям-аллергикам).

Источник

Аллергические реакции у детей немедленного типа

Аллергические реакции немедленного типа развиваются в течение нескольких минут (иногда секунд) и до 6 часов после контакта с аллергеном; отсроченные аллергические реакции развиваются через 6-8 часов после воздействия аллергена; реакции замедленного типа развиваются после контакта с аллергеном через 48-72 часа, иногда позже.

В настоящее время наибольшее распространение получила так называемая классификация Gell и Coombs, предложенная в 1975 году. Согласно этой классификации выделяют четыре типа реакций гиперчувствительности.

 I тип аллергических реакций — анафилактический Это аллергические реакции немедленного типа. Их развитие связано с образованием антител, получивших название «реагины». Они относятся главным образом к классу JgE. Реагины фиксируются на имеющих очень высокое сродство с ними специализированных рецепторах, расположенных на тучных клетках слизистых оболочек, соединительных тканей, базофильных лейкоцитах (базофилах). При соединении реагинов с соответствующим антигеном выделяются медиаторы аллергии.

Медиаторы аллергии играют важную роль в развитии аллергических реакций. Медиаторами аллергии являются гистамин, серотонин, бродикинин, гепарин и др.

Клинические проявления аллергической реакции типа I обычно возникают через 10-20 минут после контакта сенсибилизированного организма со специфическим аллергеном, но могут возникнуть и через секунды.

II тип аллергических реакций — цитотоксический. При нем образуются антитела к клеткам ткани. Антитела соединяются с соответствующими клетками, при этом происходит повреждение клеток и даже их разрушение. По этому типу могут протекать пищевая аллергия, аллергические реакции на укусы насекомых и др.

III тип аллергических реакций — иммунокомплекс-ный. Он характеризуется образованием в организме иммунных комплексов, состоящих из Jg разных классов OgG, JgM, JgA). Под действием иммунных комплексов возникает повреждение тканей. Этот тип реакций является ведущим в развитии сывороточной болезни, он также наблюдается при ряде аутоиммунных заболеваний (ревматоидный артрит и др.).

IV тип аллергических реакций — клеточно-опосредованный. Этот тип реакции лежит в основе развития инфекционно-аллергической формы бронхиальной астмы, аллергического дерматита.

Несмотря на множество окружающих нас аллергенов, аллергией страдает лишь часть людей. Это обусловлено, с одной стороны, степенью аллергенное воздействующих факторов, с другой — измененной реактивностью организма в результате различных заболеваний, стрессовых воздействий, & также изменением реактивности, обусловленным наследственностью — генетической предрасположенностью к аллергии.

В 1923 году в клиническую практику был введен термин «атопия» (греч. atopos — необычный) для выделения лиц, имеющих ненормально повышенную чувствительность, обусловленную наследственным предрасположением к развитию аллергических заболеваний.

При наличии аллергических заболеваний у обоих родителей вероятность появления аллергии у ребенка равна 75%, при наличии атопии у одного из родителей вероятность развития атопического заболевания у ребенка — 50%.

У лиц с атопией под воздействием веществ, обладающих гистаминогиберализующей активностью (то есть провоцирующих высвобождение из клеток медиаторов аллергии, преимущественно гистамина), медиаторы высвобождаются быстрее и легче, чем у лиц с неотягощенной атопической наследственностью.

Это приводит к более частому возникновению гиперергических реакций со стороны различных органов и систем.

Анафилаксия — аллергическая реакция немедленного типа на повышенное введение аллергена парентеральным путем (минуя пищеварительный тракт).

Термин «анафилаксия» ввел в медицину в 1902 году французский физиолог Ш. Рише (греч. ana — вновь и aphylaxia — беззащитность).

Анафилаксия может быть вызвана любым аллергеном. Чаще всего таковыми являются яды насекомых, сыворотки, лекарства.

Истинная аллергическая реакция (ИАР) у детей

Истинная аллергическая реакция (ИАР) имеет три стадии развития: иммунологическую (стадия иммунных реакций), патохимическую (стадия биохимических реакций) и патофизиологическую (стадия клинических проявлений).

I. Иммунологическая стадия развивается после первичного контакта организма с аллергеном. В результате этого контакта образуются специфические антитела. Затем при соединении антигена с антителом образуется комплекс антиген+антитело, который фиксируется на поверхности тучных клеток шокового органа (органа-мишени, где затем и разовьется аллергическое воспаление). Это состояние обозначают как сенсибилизация.

II. Патохимическая стадия развивается после повторного контакта организма со специфическим аллергеном. Повторно поступающий в сенсибилизированный организм аллерген связывает фиксированные на поверхности тучных клеток специфические к этому аллергену антитела (JgE). что приводит к активации клеток с последующей их дегрануляцией и высвобождением из клеток медиаторов аллергии — готовых и образующихся новых биологически активных веществ (гистамина, гепарина и др.). Таким образом, пусковым механизмом для этого сложного биохимического процесса является воздействие на тучные клетки органов-мишеней комплекса антиген+антитело. I и II стадии развития аллергических реакций не имеют клинических проявлений, их можно обнаружить, только применив специальные лабораторные исследования.

III. Патофизиологическая стадия аллергических реакций — проявление действия медиаторов аллергии, высвобождающихся на патохимической стадии.
Патофизиологическая стадия характеризуется развитием клинических симптомов аллергической реакции, особенности которых зависят от вида медиаторов и шокового органа, в котором развивается процесс.

Медиаторы аллергии у детей

Медиаторы аллергии делятся на две группы. Первую составляют вещества, которые присутствуют в клетке до ее активации и находятся в гранулах клетки в связанном состоянии. При активации клетки происходит высвобождение этих веществ во внеклеточную среду (дегрануляция).

Вторую группу составляют вещества, которые образуются в ходе активации клетки. Эти вещества составляют обширную группу медиаторов-посредников аллергических реакций. Образуются они в течение 10-45 минут. К этим веществам относятся гистамин, простогландин, эозинофильные хемотоксические факторы, протеазы, гепарин и др.

По функциональным свойствам медиаторы представляют собой вещества, обладающие вазомоторным действием, способностью вызывать сокрушение гладких мышц, стимуляцией нервных окончаний, ферментативной активностью, иммунотропным воздействием.

Наиболее важную роль в развитии аллергических реакций играет гистамин. У здоровых людей вне этих клеток определяются лишь следы гистамина. Повышение гистамина в плазме крови и тканевой жидкости возможно не только при его специфическом высвобождении из тучных клеток и базофилов при немедленной аллергической реакции, но и при воздействии различных неиммунных стимулов, приводящих также к активации клеток и его высвобождению. Повышение уровня гистамина может быть связано и с нарушением его инактивации.

Действие гистамина опосредовано через ряд рецепторов Н,, Н2, Н3, которые отличаются конформацией (приспособлением) и тканевой локализацией.

В центральной нервной системе (ЦНС) представлены все три вида гистаминовых рецепторов.

Псевдоаллергические реакции (ПАР) у детей

Псевдоаллергические реакции, или ложная аллергия, клинически очень похожи на истинную аллергию, но отличаются от нее механизмом развития — отсутствует иммунная стадия развития аллергических реакций, то есть в формировании ПАР не принимают участие антитела. При ПАР выделяют только две стадии развития — патохимическую и патофизиологическую. На патохимической стадии ПАР высвобождаются из клеток те же медиаторы воспаления, что и при истинной аллергической реакции, но для ПАР характерно неспецифическое высвобождение медиаторов воспаления из тучных клеток, базофилов, которое происходит за счет активации клеток независимо от присутствия JgE или Jg других классов. Неспецифическая либерализация гистамина сопровождается повышением его уровня в крови и нарушением его инактивации.

Неспецифическое (неиммунное) высвобождение гистамина способны вызвать бактерии, ряд лекарственных веществ (морфий, маннитол и др.), тепловое и холодовое воздействие, воздействие солнечных лучей и многое другое.

Аллергические реакции на насекомых у детей

Основные виды аллергических реакций при контакте с насекомыми:

  • местные кожные реакции на укусы;
  • системные анафилактические реакции на ужаливание;
  • респираторные реакции при вдыхании насекомого и веществ, выделяемых им.

Различают аллергические реакции немедленного типа, возникающие через несколько секунд или минут и продолжающиеся несколько часов или дней, и замедленного типа, появляющиеся через 1-2 сут после укуса.

Люди страдают от укусов самок пчел, ос, комаров, москитов, клопов. При обилии в летнее время комаров, мошки, жуков, бабочек возможно вдыхание мелких насекомых или чешуек их крыльев, что может стать причиной респираторной аллергии.

Клиническая картина. Обычная реакция на укус насекомого проявляется припухлостью, болью, эритемойл небольшим зудом. При аллергии возникают уртикарная зудящая сыпь, отек вплоть до волдыря, что иногда приводит к резкому увеличению конечности или другой части тела, где был укус. Может развиться анафилактический шок. Для смертельного шока при ужалении пчелами достаточно попадания в организм 0,2 г пчелиного яда (около 1000 укусов).

Реакции замедленного типа развиваются через 24-8 ч. Основные симптомы: пузырьковые высыпания на коже с отеком и гиперемией (в течение 10-14 дней и более), миокардиты, полиневриты, нефротический синдром, признаки сывороточной болезни, тромбоцитопеническая пурпура, энцефалитические реакции.

Лечение. Необходимо извлечь остатки жала. Местно — холодные компрессы, противовоспалительные мази, внутримышечно — антигистаминные, а внутрь — нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Специфическую гипосенсибилизацию проводят редко (при реакции на укусы пчел).

Неотложная помощь при аллергических реакциях у детей

Различают бытовую, пищевую и медикаментозную аллергии. Бытовая аллергия развивается на бытовую пыль, на цветочную пыльцу, на различные химические вещества, на животных и некоторые растения, на яды таких насекомых, как осы, пчелы, комары и пр. Причинами пищевой аллергии могут быть некоторые цитрусовые (к примеру, лимоны, апельсины), клубника, земляника, рыба, яйца, грибы, шоколад, мед. У некоторых детей при воздействии на организм антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, некоторых витаминов может развиться медикаментозная аллергия. У детей аллергические реакции имеют место значительно чаще, нежели у взрослых.

Различают местные и общие аллергические реакции. Местные аллергические реакции — это покраснение, отечность тканей, зуд, всевозможные высыпания; в тяжелых случаях — омертвение тканей. К общим аллергическим реакциям относят головокружение, насморк, жжение в носовых ходах, жжение в полости рта, головную боль% тошноту, рвоту, озноб, повышение температуры, боли в области груди, боли в пояснице и др. Одни аллергические реакции появляются уже через несколько минут после воздействия аллергена на организм, другие возникают через сутки, а то и спустя несколько суток.

Прежде чем оказывать ребенку помощь, следует установить, какое происхождение имеет аллергическая реакция. Установив Же причину аллергии, нужно эту причину по возможности быстрее исключить, то есть прекратить воздействие аллергена на организм. В том случае, если не удается выявить аллерген, необходимо исключить из обихода все вещества, которые могли вызвать аллергическую реакцию, а также критически пересмотреть пищевой рацион ребенка (особенное внимание обратить на те продукты, которые были включены в рацион недавно и которых раньше ребенок не принимал в пищу), до консультации с врачом не давать ему никаких лекарственных препаратов.

Кроме того, при появлении аллергических реакций рекомендуется следующее:

  • обеспечить полный покой — уложить ребенка в постель; если он беспокоен, испуган, — успокоить его;
  • при возникновении резко выраженных местных реакций, таких как покраснение, отечность тканей, зуд, делать на эти места холодные примочки;
  • если есть уверенность, что причина аллергии — в съеденных накануне продуктах или в принятых внутрь лекарствах, следует вызвать рвоту у ребенка. Чтобы вызвать рвоту, достаточно нажать ребенку двумя пальцами на корень языка. После искусственной рвоты — промыть желудок (один за другим быстро выпить несколько стаканов теплой кипяченой воды и нажать пальцами ребенку на корень языка; после того, как желудок опорожнится, выпить еще несколько стаканов воды и опять нажать на корень языка пальцами);
  • в том случае, если у мамы есть уверенность, что аллергическая реакция появилась на запах какого-либо вещества или на попадание в верхние дыхательные пути бытовой пыли, пыльцы растений, перхоти животных и пр., нужно первым делом обеспечить доступ свежего воздуха к больному. Далее рекомендуется промыть ребенку полости носа и носоглотки теплой водопроводной водой. Для выполнения процедуры используется резиновый баллон (его еще называют клизмой, спринцовкой) достаточно большой емкости — 200 мл и более. После выполнения процедуры ребенку надлежит очень тщательно высморкаться, ротовую полость затем рекомендуется хорошенько прополоскать. Удалив таким образом аллерген из верхних дыхательных путей, йожно быстро свести аллергическую реакцию на нет;
  • если у ребенка развилось шоковое состояние (анафилактический шок), важно создать для него атмосферу покоя, напоить горячим черным байховым чаем;
  • если у ребенка, пребывающего в состоянии анафилактического шока, нарушено дыхание, — проводить искусственное дыхание;
  • к ребенку, у которого развился шок, в срочном порядке вызвать «скорую помощь» или доставить его в ближайшую больницу своим транспортом; перевозить больного только в положении лежа, лучше всего — на носилках.

Источник

Аллергические заболевания — в на­стоящее время одна из самых распрстраненных проблем со здоровьем в ми­ре. Все чаще и чаще болеют именно дети.

Поэтому каждый родитель должен знать все о проявлениях аллергии, шоковых ал­лергических состояниях и способах пер­вой помощи в таких ситуациях.

Аллергия бывает нескольких видов

Легкая аллергическая реакция, ко­торая проявляется несильной кожной реакцией — крапивницей.

Аллергическая реакция средней степени тяжести, при которой к кож­ной сыпи присоединяется опухание желез и значительное повышение темпера­туры тела.

Тяжелая аллергическая реакция — анафилаксия — при которой создается реальная угроза для жизни малыша.

Аллергическая реакция у ребенка мо­жет возникнуть на лекарственные пре­параты, продукты питания, косметику, шерсть, корм животных, бытовую пыль, резкие запахи, аромат и пыльцу цветов и укусы насекомых.

Профилактика пищевой аллергии

Для того чтобы предупредить присту­пы пищевой аллергии, необходимо ис­ключить из рациона потенциально опас­ную пищу: рыбу, цитрусовые, шоколад, какао и тд. Особенно следует быть осто­рожными с маленькими детьми, им дос­таточно лишь небольшого количества аллергенного продукта, чтобы вызвать бур­ную реакцию вплоть до удушья.

Профилактика аллергии на пыль и бытовую химию

Если ребенок страдает аллергией на бытовую, домашнюю пыль, следует не­сколько раз в неделю проводить влажную уборку дома, перетрясать постель, вы­бросить ковры и отказаться от юлижных стеллажей и мягких игрушек — сборни­ком пыли.

Если у крохи аллергия на порошок или на бытовую химию, откажитесь от всех этих средств в пользу детского мыла.

Профилактика аллергии на животных

При аллергии на шерсть кошек, со­бак, корм для рыбок следует отказаться от них и не держать их в доме.

Профилактика лекарственной аллергии

При аллергической реакции на лекар­ственные препараты следует отказаться от их использования. А также всегда пре­дупреждать о негативной реакции на средство лечащего доктора. Чаще всего аллергическую реакцию вызывают анти­бактериальные препараты, инсулин, мо­чегонные препараты, аспирин, ибупрофен, белковые средства и вакцины (при­вивки),

Внимание!

Обязательно проследите за тем, что­бы название препарата-аллергена бы­ла вынесено на титульный лист ме­дицинской карточки, чтобы любой врач или медсестра изначально знали об опасности.

Признаки аллергии

Аллергическая реакция на воздейст­вие лекарства считается одной из самых опасных. Начинается такой приступ с чувства страха и тревоги, на коже появ­ляется крапивница, то есть красные, при­пухшие, зудящие элементы. Ребенок жа­луется на слабость, головокружение и зуд в носу. Пульс становится нерегулярным, кожа бледнеет и покрывается липким потом. Характерны также затруднение дыхания, одышка и хрипы. Почти сразу же вслед за крапивницей развиваетсяотек носа, губ, горла, лица и, самое глав­ное, дыхательных путей. Также могут поя­виться спазмы в желудке, понос и само­произвольные мочеиспускания.

Если вы наблюдаете все эти признаки у своего малыша, срочно вызывайте бри­гаду врачей. А в это время окажите ему первую помощь.

Конкретные действия при аллергии у детей

1. Посадите ребенка прямо, как пра­вило, такое положение облегчает дыха­ние. При головокружении положите его на кровать или пол и слегка приподни­мите нота. Если малыша тошнит, повер­ните его голову на бок.

2. Идеально, если у вас под рукой найдется какое-либо противоаллергическое средство.

Если малыш может глотать, ему мож­но дать лекарство в любой форме, будь то таблетка, капсула или сироп.

Если ребенок потерял сознание или не может проглотить таблетку, реко­мендуем растолочь ее в ложке, сме­шать с небольшим количеством воды и вылить малышу в рот.

3. Очень важный момент оказания помощи малышу — успокоиться самому и успокоить ребенка. Испуг родителей усиливает страх и тревогу у ребенка.
А это в свою очередь усугубляет состояние крохи.

4. Если ребенок потерял сознание, обязательно постоянно проверяйте его дыхание, пульс и зрачки.

5. Если ребенок не дышит и у него от­сутствует пульс, следует незамедлительно приступить к реанимационным дейст­виям:

  • положите ребенка на твердую, ров­ную поверхность. Если вы поворачи­ваете его с живота или из положения «на боку», обязательно придерживай­те его голову и шею;
  • встаньте на колени рядом с малышом Правую руку положите ребенку на лоб, а левой рукой приподнимите под­бородок Следите за тем, чтобы рот не смыкался полностью. Также не реко­мендуется трогать шею;
  • проверьте, свободны ли дыхательные пути ребенка. Если во рту имеются рвотные массы, следует очистить рот ребенка рукой или салфеткой;
  • поднесите свое ухо к носу и рту ре­бенка так, чтобы ваша голова и лицо в это время были повернуты к его телу. Прислушайтесь, есть ли дыхание (звук выходящего воздуха), параллельно оп­ределите, двигается ли грудная клетка;
  • если вы видите, что грудная клетка двигается, значит, ребенок дышит.

6. Если же вы не слышите звука выды­хаемого воздуха и не видите движения грудной клетки, значит, дыхание у малы­ша отсутствует и следует незамедлитель­но приступить к искусственному дыха­нию «рот в рот».

Для проведения искусственного дыхания:

  • обхватите губы малыша своими губа­ми так, чтобы не образовывалось ни одной щели. Нос зажмите пальцами;
  • Сделайте два глубоких вдоха с неболь­шой паузой между ними. Можно подожить руку на грудную клетку, что­бы почувствовать, куда вы вдыхаете воздух (иногда воздух попадает в же­лудок, в таком случае, разумеется, ис­кусственное дыхание неэффективно);
  • если воздух попадает в желудок, а не в легкие (это вы можете понять по то­му, движется ли грудная клетка или желудок), посмотрите, не перекрыты ли дыхательные пути. Очень часто пре­пятствием к дыханию является запав­ший язык. Исправить это можно, при­подняв одной рукой подбородок, а другой — легонько нажать на лоб, от­водя его немного назад. Если вы види­те инородный предмет визуально, мо­жете попытаться его удалить руками, но делать это следует аккуратно, в про­тивном случае можно протолкнуть его дальше;
  • затем положите одну руку на лоб ребенка, фиксируя голову в таком поло­жении, чтобы рот оставался откры­тым. Другой рукой нащупайте пульс;
  • если пульса нет, продолжайте делать искусственное дыхание, каждые 2 ми­нуты проверяя пульс;
  • если пульса по-прежнему нет, следует приступить к массажу сердца.

Для проведения непрямого масса­жа сердца:

  • оставаясь на коленях, положите пра­вую руку на ту область, где ребра со­единяются с грудиной. Ваша рука должна располагаться вдоль продоль­ной оси грудины;
  • основанием правой руки надавите на тело так, чтобы грудная клетка опус­тилась на пару сантиметров, именно это обеспечивает необходимую стиму­ляцию сердца. Поверхностные нажатия не вызывают сокращений сердеч­ной мышцы, чрезмерное нажатие мо­жет привести к травмам;
  • совершайте пять нажатий на грудную клетку, а затем проводите один вдох. После одной минуты интенсивной реа­нимации прощупывайте пульс в тече­ние нескольких секунд. Если его нет, то следует продолжить массаж сердца и искусственное дыхание;
  • если пульс нащупан, следует проверить, дышит ли ребенок самостоятельно. Если ребенок не может дышать, сле­дует продолжить искусственное дыха­ние «рот в рот». Рекомендуется совер­шать одно вдыхание воздуха каждые три секунды, периодически проверяя пульс и дыхание.

Как только у ребенка восстановятся пульс и самостоятельное дыхание, реа­нимационные мероприятия следует прекратить. Но периодически прове­рять и пульс, и дыхание до приезда бригады «Скорой помощи».

Источник