Особенности ухода за детьми страдающими аллергией в дошкольном учреждении

Особенности ухода за детьми страдающими аллергией в дошкольном учреждении thumbnail

Виктория Руднева
Ребенок-аллергик в семье и в ДОУ

В настоящее время мы сталкиваемся с увеличением количества детей с различными нарушениями иммунной системы, такими как пищевая гиперчувствительность и аллергические дерматиты.

Основная причина проявления аллергии у детей это наследственность.Но и особенности современной жизни также повлияли на развитие детской аллергии: употребление различных лекарств, особенно антибиотиков, женщиной во время беременности; злоупотребление продуктами питания с красителями и различными химическими добавками; неблагоприятная экология, — всё это и многое другое напрямую способствуют развитию этого заболевания у малыша.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Необходимо сформировать знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В системе реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей с алергопатологией, особую ценность представляет оздоровительный аспект, где главное место отводится организации гипоаллергенного быта и гипоаллергенного питания, специфическим физкультурно-оздоровительным мероприятиям и закаливанию. Ведущим научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия (контрастные воздушные ванны и контрастный душ). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы терморегуляции. Рекомендуются цикличные упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движения одежде на занятиях и прогулках.

Одним из методов мобилизации иммунной системы является оздоровительная дозированная ходьба. Она повышает функциональные возможности организма ребенка, вырабатывает ритмичное дыхание, цикличная работа в умеренной мощности увеличивает возможности сердечно-сосудистой системы, обогащая органы и ткани кислородом, повышает выносливость.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Одним из важнейших условий воспитательно — образовательной работы является правильная организация пространственной среды. Это должна быть естественная, комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, с разнообразными игровыми материалами. Такая среда позволяет одновременно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть содержательно насыщена, трансформируема, многофункциональна, доступна и безопасна. Решение программных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Она строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, учитывает возрастные особенности дошкольников. Предметная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

Благодаря организации различных игровых зон и уголков (принцип зонирования, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал: пособия, игры с элементами коррекции (подвижные игры и на развитие речевого и физиологического дыхания, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое, познавательное и личностное развитие детей. Дидактическое оснащение соответствует развитию детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие психических процессов и функций. Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер.

В работе с детьми, имеющими бронхо-легочную и желудочно-кишечную патологии так же необходим оптимальный двигательный режим, а так же разные виды психотерапии.Важными условиями являются: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для каждого ребенка. Рекомендуется применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей, в виде индивидуальных бесед воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижных игр с элементами коррекции, сюжетно-ролевых и особенно режиссерских игр.

Поэтому театральный уголок — важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Так же необходимо использовать различные игры и упражнения,направленные на профилактику и коррекцию нарушений иммунной системы: игры на развитие речевого и физиологического дыхания и игры на снятие психоэмоционального напряжения.

Большую роль играет формирование осознанного отношения к здоровью через организацию питания. Необходимо дать детям общее представление о здоровье, как о ценности. Расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости и о взаимосвязи здоровья и питания.

Знакомить детей с полезными продуктами питания при пищевой аллергии. Формировать у них желание выбирать и кушать продукты полезные, которые укрепляют здоровье, отказываясь от продуктов, которые кушать пока нельзя или не полезно. Давать знания о полезной пище через сюжетно-ролевые игры («магазин», «готовим для кукол обед» и т. п., беседы, дидактический наглядный материал.

Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Так как многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, необходима работа с родителями в виде консультаций, лекций, практикумов, круглых столов, групповых и индивидуальных бесед.

Источник

Методическая разработка

« Ребенок  аллергик в детском саду» 

для детей младшего дошкольного возраста

Автор:  Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург

Введение

Здоровье ребенка – великое благо, которое очень не просто сохранить в современном мире. Маленькие дети часто болеют, и к числу наиболее распространенных в детском возрасте болезней относятся аллергические заболевания. Аллергия – глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается, у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Если сохранится такая тенденция, то к 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европейского континента будет страдать аллергией в той или иной форме. Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние окружающая среда, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психо-эмоциональной сферы.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в условиях детского сада, является необходимой, ведь профилактику и лечение аллергических заболеваний необходимо осуществлять не только в семье, но и детском саду. 

В нашем детском саду функционируют 11 групп , в каждой группе есть дети  с заболеванием  аллергия  и целиакия (всего 150 детей). В специализированные группы дети направляются по показаниям врача — аллерголога и других специалистов. 

Такими показаниями являются:

1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.
2. Аллергический дерматит.
3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит, ларингит, бронхиальная астма.
4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.

Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность, повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах нашего дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда входят:

1) Профилактическая работа

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенком в детском саду
  2. Соблюдение  режима
  3. Соблюдение санитарно – гигиенических условий
  4. Соблюдение ортопедического режима (мебель, ЛФК)
  5. Вакцинация
  6. Физиотерапия
  7. Фитотерапия
  8. Диета
  9. Фитоаэроионизация
  10.  Витаминизация
  11.  Массаж
  12. Обеспечение экологической безопасности

 2) Физкультурно – оздоровительная работа

1.Лечебная физкультура

     2. Физкультура

     3. Двигательный режим

     4. Различные виды гимнастики

     5.Закаливания

6.Соблюдение психологического климата

7. Музыкальные занятия и ритмопластика

  8.Оздоровление через спортивные праздники, дни здоровья, досуги и спортивные развлечения.

Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми-аллергиками. В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, который проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Занятия помогают детям изжить невротические проявления, неуверенность, различного рода страхи и способствуют выработке положительных черт характера.

  1. Организационная работа
  1. Организация развивающей, физкультурно- оздоровительной  среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития детей и составление индивидуальных планов  оздоровления и  графиков оздоровительной работы по ДОУ;
  3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального  опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

4) Работа с родителями, пропаганда ЗОЖ для детей, родителей.

         Здоровье ребенка – аллергика во многом зависит и от обстановки, которая окружает его дома. Дружеские, доброжелательные отношения в семье определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке семей воспитанников.
Сотрудники оздоровительных групп для детей с аллергическими заболеваниями проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам правильного питания, ухода, воспитания ребенка и формируют у них ответственность за восстановление здоровья ребенка. 

    Взаимодействие с семьями дошкольников включает в себя:
• Беседы,
• Консультации,
• Анкетирование,
• Информационные листы,
• Папки – передвижки,
• Памятки для родителей,
• Стенгазеты,
• Родительские собрания,
• «Круглые столы»,
• Дни открытых дверей, где родители могут принять участие в конкретном мероприятии, заинтересовавшим их; продегустировать блюда, которые готовят в нашем ДОУ для детей – аллергиков; узнать рецепт понравившегося блюда у шеф-повара.
Все эти мероприятия помогают нам найти общий язык с родителями, получить от них помощь и поддержку – ведь у нас одна общая цель: здоровье ребенка! 

Практические рекомендации по оздоровительной работе для детей 3-4 лет.

Для детей, имеющих аллергические заболевания необходим адекватный уровень физических нагрузок, обусловленный с одной стороны анатомо-физиологическими особенностями детей 3-4 лет; с другой стороны особенностью реагирования организма на физические нагрузки, связанное с заболеванием.

1.  Во время проведения игровой деятельности рекомендуется:

• Умеренная физическая нагрузка сниженной интенсивности, с преимущественным направлением на укрепление мышц верхних конечностей;

• Нагрузки средней и большой интенсивности могут использоваться в виде кратковременных, непродолжительных усилий и составлять не больше 15% от общего объема упражнений;

• Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательной гимнастики, в частности направленных на увеличение силы дыхательных мышц, повышение максимально легочной вентиляции и подвижности грудной клетки.

2. Содержание подвижных игр для детей 2-3 лет, имеющих аллергические заболевания должно быть направленно на обучение умений и формирований навыка правильного дыхания, в сочетании с развитием физических качеств.

3. Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на диафрагмальное дыхание, дыхательные упражнения без усилий на выдохе, с удлиненным выдохом, с произношением звуков типа «а», «у», «о», «ф», «ш» и звукоподражании.

  1. Специальные динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом из различных исходных положений лежа на спине, стоя, с опорой на кисти и стопы. Простейшие упражнения в виде: сгибания, разгибания, вращении верхних конечностей, разгибании туловища, наклоны вперед, в стороны.

Примеры основных типов подвижных игр для детей — аллергиков.

Паровоз

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будите вагончиками, а я паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Дети двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу». Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок — и поезд движется дальше.

Бросаем шишки

Детям показывают игрушку или картинку белочки и рассказывают, как этот ловкий зверек лазит по деревьям, грызет орешки. Белочка красивая, ласковая и любит играть.Детям надевают нагрудные кармашки с изображением белки. На расстоянии 1, 5 м от них делают дорожку — кладут параллельно (с промежутком 50 см) две веревки. По сигналу (свисток) малыш должен взять одну шишку и бросить её далеко вперед, т. е. перебросить через дорожку. Затем ребенок должен бросить шишку другой рукой. Собрав после игры шишки в корзину, дети относят ее белочке, которая, сидя за дорожкой, смотрит, как они играют.

Пузырь

Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один) .При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдуваю воздух в свою трубочку. Так повторяется 3-4 раза.Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:»Раздувайся пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся! «Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру и произносят звук «тс-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Литература:

  1. Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995

2. Адо В. А. «Предупреждение аллергических заболеваний». Киев «Здоровье», 1986 г.

  1. Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995

4. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей, М., 2006

5. Ильина Н.И. Что такое аллергия? М., 2005.

6. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.

Автор:   Трифонова Наталия Тагировна —     воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района

г. Санкт-Петербург, Россия

Источник

– Осталось просветить родителей, обучить их «технике аллергической безопасности», – рассказывает врач-педиатр Татьяна Садовникова.

Треть населения Земли

Аллергия – в прямом смысле «болезнь века». Это не просто заболевание, а готовность организма к патологическим реакциям на вполне обычные, не опасные для других раздражители. В наше время эта проблема встречается примерно у трети населения Земли! К сожалению, больше всего аллергиков среди детей.

Форм аллергии всего три – дерматит, аллергический ринит и бронхиальная астма. У самых маленьких пациентов чаще всего наблюдаются именно кожные проявления, но есть такое понятие, как «атопический марш» – развитие аллергических реакций от наименее тяжелых (атопический дерматит) к более серьезным – бронхиальной астме. Считается, что если ребенок на первом году жизни страдает атопическим дерматитом, то риск заболеть астмой для него примерно 40%.

Мамы часто спрашивают: как отличить дерматит от потнички или других безобидных кожных реакций? Специалисты единодушно отвечают: никаких самостоятельных диагнозов и самолечения! Все необходимые рекомендации даст врач. Аллерголог понадобится уже для серьезного лечения. А на первых порах достаточно советов опытного педиатра: он расскажет об особенностях питания, режима и ухода за детьми-аллергиками и при необходимости даст направление к специалисту-аллергологу. 

Кто виноват?

● Во-первых, велика роль наследственности. Если аллергия есть у матери, то вероятность ее появления у малыша – от 40 до 60%, если у отца – от 30 до 40%, если у обоих родителей – до 80%. Но даже если в семье никто никогда не страдал этим заболеванием, в 20–30% случаев ребенок может стать аллергиком. С другой стороны, и при наличии наследственной предрасположенности можно снизить интенсивность аллергических реакций и отодвинуть сроки их возникновения. 

● Во-вторых, плохая экология – мощный провокатор аллергии. Конечно, сложно регулировать концентрацию вредных веществ в городском воздухе или количество машин вокруг дома… Но отказаться от сигарет – это в пределах возможностей родителей. Когда «заботливые» мама или папа курят на лестнице, вредные микрочастицы все равно попадают к ребенку. Исследования последних лет убедительно доказывают, что, если родители курят, дети входят в группу риска по развитию более тяжелых форм аллергии.

● В-третьих, многие мамы сегодня недооценивают важность грудного вскармливания – очень действенной профилактики аллергии. Ведь все искусственные смеси изготовлены на основе коровьего или козьего молока – и то и другое может вызвать аллергию. Конечно, сейчас есть гипоаллергенные смеси, но все равно это чужеродный белок.

Исследования показывают, что только у 1–2% женщин действительно нет или очень мало молока. Остальные случаи – проблемы технические (женщину не научили правильно кормить, сцеживаться) или психологические (мама сама не очень хочет кормить грудью).

Ребята и зверята

Считается, что с возрастом некоторые дети «перерастают» аллергию. К сожалению, это не так. Как сказал один из ведущих российских специалистов, «Аллергия – это как цвет волос». То есть женщина может перекрашиваться бесконечное количество раз, но от своего природного цвета ей не уйти. Так же и с аллергией. Никогда нельзя гарантировать, что человек полностью от нее избавился.

Безусловно, с возрастом у ребенка «созревают» органы и системы, клетки становятся более устойчивыми ко всем воздействиям. И если на первом году жизни родители добьются того, что у малыша не будет кожных реакций, – вполне возможно, что у него очень долго не будет вообще никаких проявлений аллергии. Но однажды они могут снова возникнуть.

Чаще к 3–4 годам проявления пищевой аллергии стихают, и большее значение приобретают ингаляционные аллергены: домашняя пыль, пыльца растений, различные микрочастицы из воздуха и пр. 

Поэтому так актуален вопрос о домашних питомцах. Конечно, животные – далеко не единственный фактор возникновения аллергических реакций. И все же, если ребенок – аллергик, не стоит заводить ни кошек, ни собак, ни да­же… рыбок или ящериц. Многие думают, что рыбки и земноводные не могут стать причиной аллергии, ведь они не пушистые. Но реакцию могут вызвать и сухой корм, и – самое главное – белковые продукты, которые любое живое существо выделяет во внешнюю среду.

Опасность для малыша-аллергика представляют и комнатные растения, даже не цветущие и не пахнущие. В большом количестве влажной земли активно размножаются грибки, и это тоже может стать причиной развития аллергии.

Таблетки и прививки

Родителям необходимо соблюдать два обязательных условия: во-первых, с осторожностью давать ребенку-аллергику незнакомые продукты, особенно сладости, в которых много химических добавок.

Во-вторых, проявлять повышенное внимание к лекарствам и к анестезии. Ни в коем случае нельзя при малейшем насморке или кашле впихивать в малыша гору препаратов. А уж если доктор все же выписал какое-то лекарство – недопустимо самовольно заменять его другим, опираясь на рекламу, советы знакомых или сотрудников аптеки!

К сожалению, сегодня родители нередко лечат детей чрезмерно и бесконтрольно. Иммунологи бьют тревогу по поводу частого и ненужного применения так называемых иммуномодуляторов – вместо пользы это может принести ощутимый вред, в том числе и спровоцировать аллергические реакции. Даже безобидные витамины не стоит давать ребенку-аллергику постоянно – имеет смысл применять их курсами, после болезни или в осенне-зимний период.

И совершенно необоснован отказ от прививок, который многие родители мотивируют боязнью аллергических реакций. На самом деле аллергия у ребенка – это, наоборот, дополнительный повод сделать прививки (конечно, строго соблюдая рекомендации, и не в состоянии аллергического обострения или когда ребенок простужен). Ведь, например, дифтерия лечится введением противодифтерийной сыворотки. И если ребенок реагирует на вакцину – дифтерийный анатоксин – значит, на сыворотку он точно дал бы аллергическую реакцию, и гораздо более тяжелую!

Добро пожаловать к психологу!

Отправляя ребенка-аллергика в детский сад или в школу, родители нередко переживают за его психологический комфорт. На самом деле оснований для беспокойства нет. Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста аллергиков больше половины. Так что такой малыш вовсе не чувствует себя ущербным, а персонал обычно хорошо информирован, как быть «в случае чего». Что касается детей с тяжелыми формами аллергии, астматиков – конечно, у них особый режим, определенные ограничения. Но, как правило, такие дети более зрелые, чем их сверстники, и относятся ко всему более сознательно.

Не надо «на всякий случай» ограничивать подвижность ребенка, запрещать какие-то игры, спорт. Нужно дать ему возможность жить нормальной жизнью с наименьшим количеством ограничений. Нужно оберегать его от того, что может спровоцировать аллергическую реакцию, но при этом не ограничивать его излишне. Решить эту проблему на стадии зарождения поможет детский психолог.

Главное, чтобы родители понимали: при любых проявлениях аллергии нужно неукоснительно соблюдать режим, не от раза к разу, а постоянно.

Смотрите также:

  • «Радость» материнства. К чему женщине нужно быть готовой после родов →
  • Превращение в девушку, или Чему должна научить мама →
  • Само пройдёт? Пять вопросов аллергологу →

Источник