Работы с детьми с аллергией
Методическая разработка
« Ребенок аллергик в детском саду»
для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург
Введение
Здоровье ребенка – великое благо, которое очень не просто сохранить в современном мире. Маленькие дети часто болеют, и к числу наиболее распространенных в детском возрасте болезней относятся аллергические заболевания. Аллергия – глобальная медико-социальная проблема. Распространенность ее во всем мире растет с каждым годом и примерно каждые 10 лет удваивается, у каждого третьего человека на Земле отмечаются те или иные формы аллергии. Если сохранится такая тенденция, то к 2015 году, по данным ВОЗ, половина жителей Европейского континента будет страдать аллергией в той или иной форме. Угрожающей остается ситуация с заболеваемостью детей. Примерно каждый четвертый-пятый ребенок страдает от аллергических проявлений. В России сегодня от 20 до 30 % детей до года подвержены аллергии. Причем в группу повышенного риска попадают дети, в семьях которых уже были зафиксированы случаи аллергии. Так, если аллергией страдал один из родителей, то риск ее развития у ребенка достигает 37 %, если болели оба, то вероятность наследования аллергии возрастает до 62 %. Так же на развитие аллергических заболеваний оказывают неблагоприятное влияние окружающая среда, особенности питания матери в период беременности, грудного вскармливания и питания в детском возрасте, заболевания желудочно-кишечного тракта, расстройства психо-эмоциональной сферы.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в условиях детского сада, является необходимой, ведь профилактику и лечение аллергических заболеваний необходимо осуществлять не только в семье, но и детском саду.
В нашем детском саду функционируют 11 групп , в каждой группе есть дети с заболеванием аллергия и целиакия (всего 150 детей). В специализированные группы дети направляются по показаниям врача — аллерголога и других специалистов.
Такими показаниями являются:
1. Наличие условной непереносимости ряда пищевых продуктов.
2. Аллергический дерматит.
3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит, ларингит, бронхиальная астма.
4. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.
Замечено, что у детей, страдающих аллергическими заболеваниями, отмечаются различные отклонения в поведении (гиперактивность, повышенная раздражительность, беспокойный сон), пониженная сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. В аллергических группах нашего дошкольного учреждения созданы благоприятные условия для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями. Сюда входят:
1) Профилактическая работа
- Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенком в детском саду
- Соблюдение режима
- Соблюдение санитарно – гигиенических условий
- Соблюдение ортопедического режима (мебель, ЛФК)
- Вакцинация
- Физиотерапия
- Фитотерапия
- Диета
- Фитоаэроионизация
- Витаминизация
- Массаж
- Обеспечение экологической безопасности
2) Физкультурно – оздоровительная работа
1.Лечебная физкультура
2. Физкультура
3. Двигательный режим
4. Различные виды гимнастики
5.Закаливания
6.Соблюдение психологического климата
7. Музыкальные занятия и ритмопластика
8.Оздоровление через спортивные праздники, дни здоровья, досуги и спортивные развлечения.
Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми-аллергиками. В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, который проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Занятия помогают детям изжить невротические проявления, неуверенность, различного рода страхи и способствуют выработке положительных черт характера.
- Организационная работа
- Организация развивающей, физкультурно- оздоровительной среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития детей и составление индивидуальных планов оздоровления и графиков оздоровительной работы по ДОУ;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
4) Работа с родителями, пропаганда ЗОЖ для детей, родителей.
Здоровье ребенка – аллергика во многом зависит и от обстановки, которая окружает его дома. Дружеские, доброжелательные отношения в семье определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке семей воспитанников.
Сотрудники оздоровительных групп для детей с аллергическими заболеваниями проводят разъяснительную работу с родителями по вопросам правильного питания, ухода, воспитания ребенка и формируют у них ответственность за восстановление здоровья ребенка.
Взаимодействие с семьями дошкольников включает в себя:
• Беседы,
• Консультации,
• Анкетирование,
• Информационные листы,
• Папки – передвижки,
• Памятки для родителей,
• Стенгазеты,
• Родительские собрания,
• «Круглые столы»,
• Дни открытых дверей, где родители могут принять участие в конкретном мероприятии, заинтересовавшим их; продегустировать блюда, которые готовят в нашем ДОУ для детей – аллергиков; узнать рецепт понравившегося блюда у шеф-повара.
Все эти мероприятия помогают нам найти общий язык с родителями, получить от них помощь и поддержку – ведь у нас одна общая цель: здоровье ребенка!
Практические рекомендации по оздоровительной работе для детей 3-4 лет.
Для детей, имеющих аллергические заболевания необходим адекватный уровень физических нагрузок, обусловленный с одной стороны анатомо-физиологическими особенностями детей 3-4 лет; с другой стороны особенностью реагирования организма на физические нагрузки, связанное с заболеванием.
1. Во время проведения игровой деятельности рекомендуется:
• Умеренная физическая нагрузка сниженной интенсивности, с преимущественным направлением на укрепление мышц верхних конечностей;
• Нагрузки средней и большой интенсивности могут использоваться в виде кратковременных, непродолжительных усилий и составлять не больше 15% от общего объема упражнений;
• Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательной гимнастики, в частности направленных на увеличение силы дыхательных мышц, повышение максимально легочной вентиляции и подвижности грудной клетки.
2. Содержание подвижных игр для детей 2-3 лет, имеющих аллергические заболевания должно быть направленно на обучение умений и формирований навыка правильного дыхания, в сочетании с развитием физических качеств.
3. Дыхательные упражнения выполняются с акцентом на диафрагмальное дыхание, дыхательные упражнения без усилий на выдохе, с удлиненным выдохом, с произношением звуков типа «а», «у», «о», «ф», «ш» и звукоподражании.
- Специальные динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом из различных исходных положений лежа на спине, стоя, с опорой на кисти и стопы. Простейшие упражнения в виде: сгибания, разгибания, вращении верхних конечностей, разгибании туловища, наклоны вперед, в стороны.
Примеры основных типов подвижных игр для детей — аллергиков.
Паровоз
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будите вагончиками, а я паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Дети двигают руками, подражая движению колёс паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу». Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь даёт гудок — и поезд движется дальше.
Бросаем шишки
Детям показывают игрушку или картинку белочки и рассказывают, как этот ловкий зверек лазит по деревьям, грызет орешки. Белочка красивая, ласковая и любит играть.Детям надевают нагрудные кармашки с изображением белки. На расстоянии 1, 5 м от них делают дорожку — кладут параллельно (с промежутком 50 см) две веревки. По сигналу (свисток) малыш должен взять одну шишку и бросить её далеко вперед, т. е. перебросить через дорожку. Затем ребенок должен бросить шишку другой рукой. Собрав после игры шишки в корзину, дети относят ее белочке, которая, сидя за дорожкой, смотрит, как они играют.
Пузырь
Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один) .При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдуваю воздух в свою трубочку. Так повторяется 3-4 раза.Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:»Раздувайся пузырь, раздувайся большой,Оставайся такой, да не лопайся! «Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру и произносят звук «тс-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Литература:
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
2. Адо В. А. «Предупреждение аллергических заболеваний». Киев «Здоровье», 1986 г.
- Ниггеман Б., Ван У. «Ребенок — аллергик». С — П » Питер», 1995
4. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей, М., 2006
5. Ильина Н.И. Что такое аллергия? М., 2005.
6. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». М., 1997.
Автор: Трифонова Наталия Тагировна — воспитатель ГБДОУ № 51 приморского района
г. Санкт-Петербург, Россия
Источник
Ольга Коробова
Опыт оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Аллергошкола «Здоровье с детства»
Статья по опыту оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:
«Аллергошкола «Здоровье с детства»
Выполнила: воспитатель МБДОУдетский сад № 32
Коробова Ольга Вячеславовна. 2015 год
Огромную проблему здоровья людей создает изменение экологической обстановки во всем мире, что приводит к увеличению количества людей, имеющих нарушение в здоровье и страдающих аллергическими заболеваниями. Особенно сильному негативному воздействию подвергаются дети. Ведь растущий организм быстро реагирует на любые изменения, происходящие в окружающей
среде. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, мы совместно с семьей должны стремиться сделать счастливыми детство каждого ребенка. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, бодрыми, умными, физически развитыми.
Спецификой нашего учреждения является работа с детьми – аллергиками, которые имеют хронические заболевания и в результате этого ослабленное здоровье. В настоящее время аллергические заболевания относятся к наиболее распространенным болезням дошкольного возраста и становятся очень серьезной проблемой в семье.
С открытием нашего учреждения, имеющего в своей структуре группы оздоровительной направленности детей с аллергопатологией,мы столкнулись с рядом проблем:
— наполняемость учреждения не смогла охватить всех детей, нуждающихся в помощи;
— выявились дети, имеющие такие особенности течения заболевания, которые диктуют необходимость исключения из рациона питания большое количество продуктов.
Мы не можем обеспечить содержание таких детей в условиях МДОУ. С другой стороны, эти дети тоже нуждаются в помощи специалистов. Так был сделан вывод о необходимости создания службы в МДОУ, которая бы оказывала помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, имеющих аллергические заболевания на дому. Статья 64 ФЗ РФ «Об образовании» также предписывает работу учреждения по этому вопросу. Поэтому было принято решение о создании на базе нашего учреждения аллергошколы «Здоровье с детства».
Целью работы аллергошколы явилось оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, имеющих аллергические заболевания на дому.
Свою работу по организации аллергошколы мы начали с выявления контингента слушателей – родителей будущих воспитанников. В этом вопросе большую роль сыграло взаимодействие со специалистами аллергоцентра – МЛПУ детская городская больниц №27, нашего социального партнера, который информировал родителей о работе нашей аллергошколы, информация из управления образования отдела дошкольных образовательных учреждений администрации Московского района. Средства массовой информации
с которыми мы очень тесно сотрудничали при открытии учреждения, также информировали жителей микрорайона о специфике нашего детского сада.
Прежде чем начать работу, мы провели анкетирование среди родителей, индивидуальные беседы, коллективные встречи в процессе которых родители делились своими проблемами. Выявилось очень много вопросов по специфике протекания заболеваний у детей – аллергиков, как проводить их реабилитацию, какие мероприятия могут помочь ребенку после обострения заболевания.
Таким образом, определился круг вопросов, на которые родители хотели бы получить ответы. Затем определили специалистов, которые этот круг вопросов могли раскрыть максимально профессионально и доступно для родителей.
Так в детском саду появилась инициативная группа в составе врача – аллерголога, мед. сестры, диетсестры, инструктора ЛФК, которая определила стратегию работы, разработала план мероприятий и тематику занятий.
С вопросами, которые обсуждались в рамках аллергошколы «Здоровье с детства», можно ознакомиться на экране.
-Проблема аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста;
— Что такое атопический дерматит? Как его распознать?
— Какова взаимосвязь атопического дерматита с респираторной аллергией?
— Как осуществлять уход за кожей ребенка с атопическим дерматитом?
— О профилактике простудных заболеваний у детей с аллергопатологией;
— Как проводить реабилитацию детей с аллергическими заболеваниями?
— Каковы особенности подготовки детей с аллергическими заболеваниями к посещению дошкольного учреждения?
Занятия проводили как специалисты учреждения, так и врачи аллергоцентра, которые в рамках работы аллергошколы раскрывали и обсуждали проблемы через разные формы работы:
— Общее информационное родительское собрание, на котором озвучили общие вопросы по работе аллергошколы;
— Беседы;
— Консультации с родителями;
— Семинары – практикумы, на которых родители получали как теоретические знания по определенным вопросам, так и практические навыки. Очень успешно они овладели комплексами лечебной физкультуры, направленные на профилактику аллергических заболеваний, точечным массажем, методикой проведения ингаляционных мероприятий;
— Занятия также проводились в форме круглого стола, на котором происходил обмен информацией между специалистами и родителями;
— Очень эффективной оказалась форма занятий в виде презентаций, в т. ч. и с использованием мультимедийной техники с участием специалистов по конкретным вопросам. Например, презентация средств по уходу за кожей детей, имеющих атопический дерматит, или презентация по вакцинопрофилактике простудных заболеваний у детей – аллергиков.
Хочется отметить что мы увидели и почувствовали понимание со стороны родителей, их заинтересованность проблемами здоровья своих детей.
Однако, в рамках роботы аллергошколы выявился круг вопросов, которые нуждаются в разработке и освещении среди родителей, воспитывающих детей – аллергиков на дому:
В частности, возникает много проблем с организацией питания детей. Родители затрудняются с подбором блюд гипоаллергенного меню, не знают технологию их приготовления, испытывают трудности с эстетическим оформлением.
Мы организовывали дегустации блюд гипоаллергенного меню с привлечением диетсесты, поваров учреждения, которые готовили, украшали, объясняли технологию приготовления того или иного блюда.
С целью оказания квалифицируемой методической помощи, а также для информационного обеспечения работы аллергошколы в методическом кабинете МДОУ создана подборка материалов по содержанию работы. Работает библиотека – передвижка, которая включает в себя различные публикации, статьи, журналы, рекомендации специалистов по организации жизнедеятельности детей – аллергологов. Хочется отметить, что эта библиотека очень мобильна. Ее работа может быть организована в различных помещениях МДОУ (холлах, группах, кабинетах) .
В заключении хочется отметить, что работа аллергошколы как современной формы поддержки родителей, воспитывающих детей в условиях семьи, является актуальной для многих жителей нашего микрорайона, так как информация, представляемая на занятиях современна, близка, доступна для восприятия.
___
Источник
Татьяна Нестерова
Система оздоровления детей с аллергическими заболеваниями в дошкольном учреждении
Система оздоровления детей с аллергическими заболеваниями в дошкольном учреждении
В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 76 в настоящее время функционируют группы оздоровительной направленности для детей 3-7лет с аллергическими заболеваниями. Формирование групп проводится после осмотра и рекомендации врача-аллерголога детской областной поликлиники.
Аллергические заболевания детей утяжеляют их общее состояние здоровья. Как правило, эти дети имеют сниженный иммунитет, и чаще, чем обычные дети подвержены простудным заболеваниям. У них больше сопутствующей патологии,как: дискенезия желчевыводящих путей, лактазная недостаточность, атипичные хронические инфекции и др.
Именно эта категория воспитанников детского сада особенно нуждается в системе оздоровления. С целью повышения защитных сил организма и улучшения состояния здоровья детей, в нашем дошкольном учреждении разработана и действует система оздоровительных медико-педагогических мероприятий,которая включает:
1. организация гипоаллергенной среды
2. гибкий охранительный режим
3. гипоаллергенная диета
4. физиолечение
5. укрепляющая терапия
6. закаливание
Окружающая среда групп имеет свои особенности. В учреждении созданы комфортные гипоаллергенные условия быта пребывания детей страдающих аллергическими заболеваниями.
Особое значение в оздоровлении этих детей уделяется диете. Основной принцип диеты для детей с аллергическими заболеваниями – исключение облигатных аллергенов, веществ, обладающих высоким аллергенным потенциалом. В нашем учреждении разработано и утверждено специальное диетическое меню.
Следующим этапом нашей технологии является физиолечение. Все процедуры выполняются строго по назначению врача-аллерголога:
• УФО – тубус — 6 процедур, 2 раза в год (осень, весна)
• УФО общее — 20 процедур, 2 раза в год (осень, весна) – за час после еды с последующим отдыхом 20-30 минут.
• Ингаляции с физраствором – 10 процедур, 2 раза в год (проводятся на ультразвуковом аппарате фирмы OMRON) На этом же аппарате проводятся экстренные ингаляции с лечебными препаратами детям при обострении бронхиальной астмы.
• Хорошим оздоровительным эффектом обладает спелеотерапия – соляная пещера с использованием влажного аэрозоля 20% раствора поваренной соли. Соляная пещера проводится 2 раза в год по 20 процедур в вечернее время.
• Массаж грудной клетки 2 раза в год по 10 процедур, что также оказывает положительное влияние на их самочувствие.
Закаливание детей аллергических групп мы рассматриваем как важное направлении в системе оздоровления. В учреждении разработана система закаливающих процедур в зависимости от группы здоровья и группы закаливания, холодного и теплого периодов года.
• Аэротерапия (закаливание воздухом) Она включает прогулки на свежем воздухе, ежедневный прием на улице, дневной сон в проветриваемом помещении, физкультурные занятия на улице (со старшего возраста); контрастное воздушное закаливание после дневного сна в сочетании с бодрящей гимнастикой.
• Гелиотерапия – УФО в зимнее время и солнечные ванны в летний период.
• Рациональная одежда детей – немаловажное условие в закаливании. В этом разделе мы полностью руководствуемся рекомендациями СанПиНа.
Закаливание детей аллергических групп включает в себя полный объем мероприятий, проводимых всем детям учреждения, но с учетом особенностей состояния здоровья. В план оздоровления включены элементы дыхательной гимнастики во время НОД, занятий физкультурой, во время игр на прогулке (в течение 10 минут ежедневно).
Источник