Роль медицинской сестры при аллергии
Роль медицинской сестры в профилактике аллергических заболеваний.
Аллергические заболевания стали серьезной проблемой человечества и по прогнозу Всемирной организации здравоохранения в XXI веке по распространенности выйдут на первое место в структуре заболеваний. Ежегодно около 35% населения Земли обращаются за медицинской помощью с клиническими проявлениями аллергии.
Аллергические заболевания являются актуальной проблемой практического здравоохранения и в последнее десятилетие привлекают все более пристальное внимание медицинской общественности. В течение последних 30 — 40 летвовсеммиреотмечаетсязначительныйростраспространенностиаллергическихзаболеваний, в том числе таких, как атопический дерматит, аллергический ринит и бронхиальная астма, как среди взрослого населения, так и среди детей, сегодня каждый третий ребенок страдает аллергией, а каждый десятый — астмой. Наибольшую настороженность вызывает омоложение сроков манифестации заболевания, начиная с раннего детского возраста.
Многолетние клинико-эпидемиологические исследования, проведенные в течение последних десятилетий, установили, что распространение аллергических заболеваний в разных регионах России колеблется от 15 до 35%, большую долю среди них занимает бронхиальная астма — от 5 до 15%, причемсредизаболевшихувеличиваетсячислодетейраннеговозраста.
Среди провоцирующих факторов и факторов риска развития аллергии особое значение имеют: резкое ухудшение экологии, в. том числе за счет экологических катастроф планетарного масштаба; острый и хронический стресс; интенсивное развитие всех видов промышленности без достаточного соблюдения природоохранительных мер; бесконтрольное широкое применение медикаментов, особенно способных депонироваться в организме; широкое использование косметики и синтетических изделий; прочное внедрение в быт средств для дезинфекции и дезинсекции; изменение характера питания (оксидантный стресс); появление новых аллергенов.
Последовательное развитие аллергических реакций и заболеваний у предрасположенных к атопии лиц обозначается как «аллергический марш». У детей он характеризуется первоначальным развитием пищевой аллергии, последующим возникновением атопического дерматита, вслед за которым формируются аллергический ринит, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, существенно снижающие качество жизни ребенка, способствующие физической и эмоциональной дезадаптации как пациента, так и членов его семьи, а при отсутствии должного контроля болезни приводят к инвалидизации больного ребенка.
В связи со значительной распространенностью аллергических болезней у детей большую актуальность приобретаетпроблема профилактики аллергической патологии. Аллергические заболевания имеют общую патогенетическуюприроду и, следовательно, общие принципы профилактикии лечения.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику аллергических болезней.Первичная профилактика направлена на предотвращение развития аллергии и должна начинаться еще до зачатия и рождения ребенка — на этапе планирования беременности; ее проводят в первую очередь у детей из группы риска(с отягощенной наследственностью по атопическим заболеваниям). Вторичная профилактика призванапредотвратить более тяжелое течение уже развившегося заболевания или более тяжелой болезни при ужеимеющихся аллергических проявлениях. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивовболезни.Уменьшение частоты и продолжительности обостренийдостигается у хорошо обученного пациента с помощьюнаиболее эффективных и безопасных лекарственныхпрепаратов, а также элиминацией аллергенов.
Большое значение имеют здоровый образ жизни, профилактика респираторных инфекций, санация ЛОР-органов, рациональная организация быта с исключением активного и пассивного табакокурения, контактов с пылью, животными, птицами, устранениюплесени, сырости, тараканов в жилом помещении.Для профилактики рецидивирующей респираторнойинфекции и предотвращения обострений аллергической патологии рекомендуются средства неспецифической иммунопрофилактики.Существенное влияние на контроль рецидивов аллергических заболеваний может оказывать лечение сопутствующих заболеваний, а так же регулярная базисная противовоспалительная терапия.
Важную роль в профилактике аллергических заболеваниях играет медицинская сестра. Организация медицинской сестрой обучения детей и их родителей методам профилактики аллергических заболеваний предполагает широкое привлечение психосберегающих технологий на основе поддержки, доверия, сотрудничества между медицинским работником и пациентом.
Медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи, они могут составить представления о том, как ребенок и его родители относится к своему здоровью и что они думают о болезни. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с сестрой, доверяя ей свои тревоги и проблемы. Таким образом, активное участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при аллергических заболеваниях у детей приводит к улучшению общего состояния пациентов, снижению у них частоты обострений и госпитализаций. Обучение ребенка, страдающего аллергическим заболеванием и его родителей методам управления своим заболеванием приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы сестринского персонала.
Таким образом, проблема профилактики аллергической патологии имеет высокую актуальность. Первичная и вторичная профилактика аллергических заболеваний — важное направление снижения аллергической заболеваемости у пациентов, прежде всего, находящихся в группе высокого риска формирования аллергии. Своевременные и адекватные меры профилактики аллергических заболеванийсущественно уменьшают вероятность «аллергического марша».
Источник
Роль медицинской сестры в профилактике аллергических заболеваний.
Аллергические заболевания стали серьезной проблемой человечества и по прогнозу Всемирной организации здравоохранения в XXI веке по распространенности выйдут на первое место в структуре заболеваний. Ежегодно около 35% населения Земли обращаются за медицинской помощью с клиническими проявлениями аллергии.
Аллергические заболевания являются актуальной проблемой практического здравоохранения и в последнее десятилетие привлекают все более пристальное внимание медицинской общественности. В течение последних 30 — 40 летвовсеммиреотмечаетсязначительныйростраспространенностиаллергическихзаболеваний, в том числе таких, как атопический дерматит, аллергический ринит и бронхиальная астма, как среди взрослого населения, так и среди детей, сегодня каждый третий ребенок страдает аллергией, а каждый десятый — астмой. Наибольшую настороженность вызывает омоложение сроков манифестации заболевания, начиная с раннего детского возраста.
Многолетние клинико-эпидемиологические исследования, проведенные в течение последних десятилетий, установили, что распространение аллергических заболеваний в разных регионах России колеблется от 15 до 35%, большую долю среди них занимает бронхиальная астма — от 5 до 15%, причемсредизаболевшихувеличиваетсячислодетейраннеговозраста.
Среди провоцирующих факторов и факторов риска развития аллергии особое значение имеют: резкое ухудшение экологии, в. том числе за счет экологических катастроф планетарного масштаба; острый и хронический стресс; интенсивное развитие всех видов промышленности без достаточного соблюдения природоохранительных мер; бесконтрольное широкое применение медикаментов, особенно способных депонироваться в организме; широкое использование косметики и синтетических изделий; прочное внедрение в быт средств для дезинфекции и дезинсекции; изменение характера питания (оксидантный стресс); появление новых аллергенов.
Последовательное развитие аллергических реакций и заболеваний у предрасположенных к атопии лиц обозначается как «аллергический марш». У детей он характеризуется первоначальным развитием пищевой аллергии, последующим возникновением атопического дерматита, вслед за которым формируются аллергический ринит, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, существенно снижающие качество жизни ребенка, способствующие физической и эмоциональной дезадаптации как пациента, так и членов его семьи, а при отсутствии должного контроля болезни приводят к инвалидизации больного ребенка.
В связи со значительной распространенностью аллергических болезней у детей большую актуальность приобретаетпроблема профилактики аллергической патологии. Аллергические заболевания имеют общую патогенетическуюприроду и, следовательно, общие принципы профилактикии лечения.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику аллергических болезней. Первичная профилактика направлена на предотвращение развития аллергии и должна начинаться еще до зачатия и рождения ребенка — на этапе планирования беременности; ее проводят в первую очередь у детей из группы риска(с отягощенной наследственностью по атопическим заболеваниям). Вторичная профилактика призванапредотвратить более тяжелое течение уже развившегося заболевания или более тяжелой болезни при ужеимеющихся аллергических проявлениях. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивовболезни. Уменьшение частоты и продолжительности обостренийдостигается у хорошо обученного пациента с помощьюнаиболее эффективных и безопасных лекарственныхпрепаратов, а также элиминацией аллергенов.
Большое значение имеют здоровый образ жизни, профилактика респираторных инфекций, санация ЛОР-органов, рациональная организация быта с исключением активного и пассивного табакокурения, контактов с пылью, животными, птицами, устранениюплесени, сырости, тараканов в жилом помещении. Для профилактики рецидивирующей респираторнойинфекции и предотвращения обострений аллергической патологии рекомендуются средства неспецифической иммунопрофилактики. Существенное влияние на контроль рецидивов аллергических заболеваний может оказывать лечение сопутствующих заболеваний, а так же регулярная базисная противовоспалительная терапия.
Важную роль в профилактике аллергических заболеваниях играет медицинская сестра. Организация медицинской сестрой обучения детей и их родителей методам профилактики аллергических заболеваний предполагает широкое привлечение психосберегающих технологий на основе поддержки, доверия, сотрудничества между медицинским работником и пациентом.
Медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи, они могут составить представления о том, как ребенок и его родители относится к своему здоровью и что они думают о болезни. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с сестрой, доверяя ей свои тревоги и проблемы. Таким образом, активное участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при аллергических заболеваниях у детей приводит к улучшению общего состояния пациентов, снижению у них частоты обострений и госпитализаций. Обучение ребенка, страдающего аллергическим заболеванием и его родителей методам управления своим заболеванием приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы сестринского персонала.
Таким образом, проблема профилактики аллергической патологии имеет высокую актуальность. Первичная и вторичная профилактика аллергических заболеваний — важное направление снижения аллергической заболеваемости у пациентов, прежде всего, находящихся в группе высокого риска формирования аллергии. Своевременные и адекватные меры профилактики аллергических заболеванийсущественно уменьшают вероятность «аллергического марша».
Источник
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основные характеристики аллергозов 4
1.1. Определение 4
1.2. Эпидемиология 4
1.3. Классификация 4
1.4. Этиология 6
1.5. Патогенез 6
1.6. Клиническая картина 7
1.7. Методы диагностики 8
1.8. Лечение заболевания 9
1.9. Профилактика 10
Глава 2. Сестринский уход при аллергозах 11
2.1. Этапы сестринского ухода 11
2.2. Проблемы пациентам при аллергозах 13
2.3. План сестринского ухода 14
2.4. Школа здоровья 15
2.5. Подготовка к лабораторным исследованиям 16
2.6. Подготовка к инструментальным исследованиям 18
2.7. Правила приема лекарственных средств 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 24
Приложение 1. Памятка пациенту с аллергией 24
Приложение 2. Общие рекомендации по борьбе с бытовой аллергией 26
Приложение 3. Памятка по питанию при аллергии 28
Приложение 4. Оказание помощи при анафилактическом шоке 29
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема аллергий приобретает в мире все большее значение. Если ХХ век был объявлен веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI, по прогнозам ВОЗ, станет веком аллергии. Аллергическая патология входит в шестерку наиболее частых заболеваний человека. По прогнозам специалистов Института иммунологии ФМБА России, половина россиян к 2019 году будет страдать той или иной формой аллергии [11].
Аллергия представляет собой состояние повышенной чувствительности организма к различным веществам в ответ на повторный с ними контакт, в основе которого лежат иммунологические механизмы, приводящие к повреждению тканей. Аллергию называют болезнью цивилизации, и каждый год количество пациентов увеличивается. Такой стремительный рост заболеваемости связан с повышением аллергенной нагрузки на человека, ухудшением экологической обстановки, нерациональным питанием, неадекватной медикаментозной терапией, изменениями климата, многочисленными стрессами.
Сестринский процесс при уходе за пациентами с аллергозами включает в себя как своевременное выявление проблем, удовлетворение жизненных потребностей пациентов, так и помощь в восполнении дефицита знаний об особенностях течения заболевания, возможном прогнозе. Участие медицинской сестры в лечении аллергозов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат операции зависит от пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом. Следовательно, роль медицинской сестры при уходе за пациентами с аллергическими дерматитами чрезвычайно значима, а изучение сестринского процесса является актуальным.
Целью данной работы является изучение особенностей сестринского ухода при аллергозах.
Для достижения цели, представленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные характеристики аллергозов.
2. Определить методы диагностики, лечения и профилактики аллергозов.
3. Выявить особенности сестринского ухода при аллергозах.
4. Составить план сестринского ухода.
Объектом курсовой работы являются аллергозы.
Предметом является сестринский процесс при аллергозах.
Методы исследования: изучение литературных источников, отбор литературы, обобщение полученных сведений. Изучено 15 источников: 12 книг, 3 статьи.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников, приложений.
Заключение
Итак, в ходе выполнения работы были рассмотрены теоретические аспекты аллергозов, а также определены особенности сестринского ухода при аллергозах.
Подводя итоги изучения темы, обобщим результаты исследования:
1. Аллергия – современный бич человечества. При этом само слово «аллергия» было введено в обиход лишь в XX веке.
Аллергические заболевания – это огромный раздел медицины. Они обуславливаются высокой восприимчивостью человеческого организма к влиянию факторов, не имеющих болезнетворных действий: микрофлора служебных или жилых помещений, пыльца растений, шерсть животных, пищевые продукты. В разных странах аллергические заболевания, на сегодняшний день, занимают 3-4 место в мире среди всех состояний и патологий человека.
Научно доказана передача предрасположенности к аллергии и атопии. От родителей (а также предыдущих поколений) способны передаться гены, при активации которых многократно возрастает риск возникновения аллергии. При удачном стечении обстоятельств гены могут «спать» всю жизнь, а при менее благоприятных условиях – начать давать о себе знать уже с детского возраста.
При лечении аллергии, прежде всего, необходимо убрать воздействие аллергена на организм, лекарственная терапия антигистаминными или гормональными препаратами согласовывается с лечащим врачом. Антигистаминные препараты бывают первого, второго и третьего поколения. Первого поколения принимаются 3 раза в день и дают такие побочные эффекты как сонливость и сухость слизистых оболочек.
Препараты второго поколения принимаются 1 раз в день и не обладают подобными побочными эффектами. У препаратов третьего поколения кроме вышеперечисленных побочных эффектов, отсутствует негативное влияние на сердце. Что касается гормональных препаратов, на настоящий момент применяют в основном местного действия, т.е. это мази и спреи. Бояться этих препаратов не стоит, поскольку они не всасываются и не оказывают системного действия на организм. К сожалению, современная медицина пока не может предложить надежного и безопасного метода полного избавления от аллергии.
Однако правильное и своевременное обследование и лечение позволяют значительно уменьшить проявления этого заболевания, а также не допустить его перехода в более тяжелую форму.
2. В основе деятельности медицинской сестры лежит сестринский процесс, направленный на удовлетворение потребностей пациента.
Сестринский процесс при аллергозах – это комплекс научно обоснованных и применяемых на практике действий, которые медицинская сестра проводит в качестве оказания помощи пациентам с данными заболеваниями. Основная цель этих действий заключается в обеспечение ухода в период болезни с помощью обеспечения максимально комфортного физического и психологического состояния пациента с учетом его ценностей.
Сестринский процесс при аллергозах включает в себя основные требования к действиям среднего медицинского работника. Сестринские вмешательства при работе с пациентами с аллергозами являются важной частью в процессе лечения пациента, профилактике возможных осложнений. Именно медсестрам обязаны многие пациенты своим здоровьем, ранним возвращением к активной жизни и даже самой жизнью.
Выявление настоящих и потенциальных, социальных и психоэмоциональных проблем пациента и его семьи, обучение пациентов и их родственников навыкам ухода за больными, формирование здорового образа жизни имеет большое значение.
В своей деятельности медицинская сестра должна руководствоваться принципами медицинской этики. В основе отношений медицинской сестры и пациента лежит тактичность и терпеливость. Медицинская сестра должна иметь высокое чувство ответственности, стремление быть нужной и полезной больному.
Медицинские сестры должны знать возможные проблемы пациентов с аллергическими заболеваниями, принципы профилактики возможных осложнений, особенности режимов питания и многое другое. Медицинская сестра должна уметь осуществлять сестринский процесс, обеспечить специальной литературой при нехватке знаний пациента о своем виде заболевания, подготовить пациента к обследованию, давать рекомендации по назначенной диете.
Роль среднего медицинского персонала в аллергозов трудно переоценить. От того, насколько правильно или рационально будет оказана сестринская помощь при аллергозе, будет зависеть здоровье и восстановление больного, а также наличие или отсутствие необратимых последствий.
В заключении следует заметить, что материалы работе, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы, как в сестринской деятельности при уходе за пациентами с аллергозами, так и в дальнейших разработках эффективных алгоритмов сестринского процесса при аллергических заболеваниях.
В заключении можно резюмировать, что поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 60н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с аллергическими заболеваниями и болезнями, ассоциированными с иммунодефицитами» // ГАРАНТ.РУ. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12073784/#ixzz5DL6Zndif.
2. Зеновко, Е.И. Острые аллергические заболевания / Е.И. Зеновко // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2015. – № 11. – С. 54-55.
3. Михайленко, А.А. Аллергия и аллергические заболевания / А.А. Михайленко, Г.А. Базанов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 304 c.
4. Касимовская, Н.А. Организация сестринской службы: учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 436 с.
5. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 733 с.
6. Некоторые внешние факторы и аллергические заболевания / Д.Ш. Мачарадзе, Х.А. Адаева, З.А. Муслимова, В.И. Пешкин // Астма и аллергия. – 2014. – № 4. – С. 9-12.
7. Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2017. – 680 с.
8. Организация сестринской деятельности: учебное пособие / С.И. Двойников [и др.]; под ред. проф. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 524 с.
9. Руина, О.В. Аллергические заболевания / О.В. Руина. – М.: Центрполиграф, 2014. – 128 c.
10. Сестринское дело: справочник / сост. Т.С. Щербакова. – Изд. 10-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 603 с.
11. Скворцов, В.В. Клиническая аллергология: краткий курс / В.В. Скворцов, А.В. Тумаренко. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 109 с.
12. Соколова, Т.С. Аллергические заболевания / Т.С. Соколова, Н.И. Рошаль. – М.: СИНТЕГ, 2013. – 160 c.
13. Сорокина, О.И. Аллергия. Предупреждение, диагностика и лечение традиционными и нетрадиционными методами / О.И. Сорокина. – М.: Книга по Требованию, 2009. – 256 c.
14. Стручкова, В.Н. Аллергия. Современный взгляд на лечение и профилактику / В.Н. Струкова. – М.: Высшая школа, 2010. – 160 c.
15. Халикова, Р.Х. Лечим аллергические заболевания: реальные методы терапии для реальных пациентов / Р.Х. Халикова, Г.М. Биккинина, Р.Г. Файзуллина // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 217-218.
16. Хикс, Р. 52 способа победить аллергию / Р. Хикс. – М., СПб.: Питер, 2010. – 224 c.
Источник