Роль медсестры в профилактике аллергии
Роль медицинской сестры в профилактике аллергических заболеваний.
Аллергические заболевания стали серьезной проблемой человечества и по прогнозу Всемирной организации здравоохранения в XXI веке по распространенности выйдут на первое место в структуре заболеваний. Ежегодно около 35% населения Земли обращаются за медицинской помощью с клиническими проявлениями аллергии.
Аллергические заболевания являются актуальной проблемой практического здравоохранения и в последнее десятилетие привлекают все более пристальное внимание медицинской общественности. В течение последних 30 — 40 летвовсеммиреотмечаетсязначительныйростраспространенностиаллергическихзаболеваний, в том числе таких, как атопический дерматит, аллергический ринит и бронхиальная астма, как среди взрослого населения, так и среди детей, сегодня каждый третий ребенок страдает аллергией, а каждый десятый — астмой. Наибольшую настороженность вызывает омоложение сроков манифестации заболевания, начиная с раннего детского возраста.
Многолетние клинико-эпидемиологические исследования, проведенные в течение последних десятилетий, установили, что распространение аллергических заболеваний в разных регионах России колеблется от 15 до 35%, большую долю среди них занимает бронхиальная астма — от 5 до 15%, причемсредизаболевшихувеличиваетсячислодетейраннеговозраста.
Среди провоцирующих факторов и факторов риска развития аллергии особое значение имеют: резкое ухудшение экологии, в. том числе за счет экологических катастроф планетарного масштаба; острый и хронический стресс; интенсивное развитие всех видов промышленности без достаточного соблюдения природоохранительных мер; бесконтрольное широкое применение медикаментов, особенно способных депонироваться в организме; широкое использование косметики и синтетических изделий; прочное внедрение в быт средств для дезинфекции и дезинсекции; изменение характера питания (оксидантный стресс); появление новых аллергенов.
Последовательное развитие аллергических реакций и заболеваний у предрасположенных к атопии лиц обозначается как «аллергический марш». У детей он характеризуется первоначальным развитием пищевой аллергии, последующим возникновением атопического дерматита, вслед за которым формируются аллергический ринит, бронхиальная астма и другие аллергические заболевания, существенно снижающие качество жизни ребенка, способствующие физической и эмоциональной дезадаптации как пациента, так и членов его семьи, а при отсутствии должного контроля болезни приводят к инвалидизации больного ребенка.
В связи со значительной распространенностью аллергических болезней у детей большую актуальность приобретаетпроблема профилактики аллергической патологии. Аллергические заболевания имеют общую патогенетическуюприроду и, следовательно, общие принципы профилактикии лечения.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику аллергических болезней.Первичная профилактика направлена на предотвращение развития аллергии и должна начинаться еще до зачатия и рождения ребенка — на этапе планирования беременности; ее проводят в первую очередь у детей из группы риска(с отягощенной наследственностью по атопическим заболеваниям). Вторичная профилактика призванапредотвратить более тяжелое течение уже развившегося заболевания или более тяжелой болезни при ужеимеющихся аллергических проявлениях. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивовболезни.Уменьшение частоты и продолжительности обостренийдостигается у хорошо обученного пациента с помощьюнаиболее эффективных и безопасных лекарственныхпрепаратов, а также элиминацией аллергенов.
Большое значение имеют здоровый образ жизни, профилактика респираторных инфекций, санация ЛОР-органов, рациональная организация быта с исключением активного и пассивного табакокурения, контактов с пылью, животными, птицами, устранениюплесени, сырости, тараканов в жилом помещении.Для профилактики рецидивирующей респираторнойинфекции и предотвращения обострений аллергической патологии рекомендуются средства неспецифической иммунопрофилактики.Существенное влияние на контроль рецидивов аллергических заболеваний может оказывать лечение сопутствующих заболеваний, а так же регулярная базисная противовоспалительная терапия.
Важную роль в профилактике аллергических заболеваниях играет медицинская сестра. Организация медицинской сестрой обучения детей и их родителей методам профилактики аллергических заболеваний предполагает широкое привлечение психосберегающих технологий на основе поддержки, доверия, сотрудничества между медицинским работником и пациентом.
Медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи, они могут составить представления о том, как ребенок и его родители относится к своему здоровью и что они думают о болезни. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с сестрой, доверяя ей свои тревоги и проблемы. Таким образом, активное участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при аллергических заболеваниях у детей приводит к улучшению общего состояния пациентов, снижению у них частоты обострений и госпитализаций. Обучение ребенка, страдающего аллергическим заболеванием и его родителей методам управления своим заболеванием приобретает особый смысл и становится важной частью ежедневной работы сестринского персонала.
Таким образом, проблема профилактики аллергической патологии имеет высокую актуальность. Первичная и вторичная профилактика аллергических заболеваний — важное направление снижения аллергической заболеваемости у пациентов, прежде всего, находящихся в группе высокого риска формирования аллергии. Своевременные и адекватные меры профилактики аллергических заболеванийсущественно уменьшают вероятность «аллергического марша».
Источник
Возникновение аллергии негативно сказывается на деятельности всего организма: в зависимости от вида аллергии, страдают те системы органов, которые чаще всего вовлечены в аллергический процесс: при поллинозе слизистая дыхательного тракта оказывается наиболее уязвимой, ее иммунная функция снижена, что благоприятно для проникновения инфекции, способной повлиять на продолжительность течения аллергии и развитие осложнений; при пищевой аллергии становится более уязвимой иммунная функция кишечника, что опять же создает входные ворота для инфекции, делает пациента более восприимчивым к различным паразитам, инфекциям и так далее.
Проблемы пациентов, страдающих аллергозами, зависят прежде всего от степени тяжести протекания аллергической реакции: у одних это сезонная аллергия, связанная с цветением трав и деревьев, которая рецидивирует в определенное время года; у других обострение вызывает контакт с определенными животными; у третьих – употребление некоторых пищевых продуктов; у четвертых – введение лекарственных препаратов и прочее. Поэтому когда пациент знает, к какому виду аллергии он предрасположен, и при этом может предотвращать или сводить к минимуму контакт с аллергеном (соблюдать диету, избегать общения с аллергенными животными, уведомлять врачей о наличии лекарственной аллергии и т.п.), аллергия не доставляет существенных проблем. Все, что требуется от такого пациента, – это, во-первых, самодисциплина, основанная на осознании рисков для здоровья в случае несоблюдения определенных мер предосторожности, на мотивации соблюдать эти меры и заботиться о своем здоровье определенным образом, и во-вторых, достаточная информированность об особенностях своего заболевания. Таким образом, работа медицинской сестры с подобной категорией пациентов сводится к следующему:
§ Определить степень информированности пациента по поводу конкретной проявляющейся у него аллергической патологии с помощью различных наводящих вопросов (можно использовать I часть анкеты см. приложение 1)
§ Расширить знания пациента, исходя из определенных медицинским работником пробелах в его знаниях: рассказать о других видах аллергии и способах соответствующего лечения и коррекции (первичной, вторичной и третичной профилактике), рассказать об особенностях фармакологического действия различных антигистаминных препаратов, назначаемых врачом-специалистом, о полезных источниках информации, к которым можно обратиться для повышения уровня знаний об аллергии.
Любой пациент, вне зависимости от вида аллергии, формы и степени тяжести ее проявления, должен знать о влиянии предрасполагающих факторов, прежде всего о таких, как наследственность и ранний переход к искусственному вскармливанию адаптированными детскими смесями. Т.е. пациентам с аллергозами необходимо быть крайне осторожными и внимательными, если они хотят вырастить здоровых и полноценных детей и свести к минимуму риск проявления атопии. Разумеется, воздействие и других предрасполагающих факторов, таких как курение близких, проживание в экологически неблагоприятном районе, переохлаждение, профессиональные вредности дома и в окружении, должно быть снижено либо отсутствовать. Первичная профилактика для пациентов с аллергозами – это забота о будущем потомстве, направленная на нейтрализацию предрасполагающих факторов.
Вторичная профилактика аллергозов заключается в том, что медицинская сестра правильным образом психологически настраивает пациента относиться к своему заболеванию серьезно и ответственно. Аллергия – одна из тех патологий, на которые большинство людей не обращают внимание до тех пор, пока не проявятся осложнения или тяжелые обострения. То есть воздействие предрасполагающих факторов чаще всего продолжается, а пациент либо не знает о том, что это воздействие необходимо свести к минимуму, либо довольствуется стабильностью и однообразием проявления аллергической реакции, не подозревая, что это постепенно еще больше «расшатывает» его иммунную систему.
Таким образом, осуществляя вторичную и третичную профилактику аллергозов, медицинская сестра ставит перед собой две главные задачи: информированность пациента и его мотивация вести определенный образ жизни, способствующий предотвращению обострения и осложнений аллергии.
План профилактического консультирования:
1. Поздороваться с пациентом, объяснить ему необходимость проведения профилактического консультирования в связи с имеющимся у него заболеванием аллергического происхождения.
2. Собрать анамнез болезни пациента. Расспросить:
• В каком возрасте и какими симптомами впервые проявилась аллергия?
• Имеются какие-либо (любые) аллергические заболевания у родственников?
• Какие действия предпринял пациент при этом (обратился к врачу, занялся самолечением)?
• Как протекало заболевание?
• Как часто наблюдались обострения?
• Госпитализировался ли по поводу аллергии?
3. Собрать анамнез жизни пациента. Расспросить:
• Имеет ли вредные привычки?
• Курят ли близкие родственники, живущие с ним в квартире?
• Какой образ жизни ведет, занимается ли спортом?
• Как питается?
• Озабочен ли состоянием своего здоровья?
• Какие имеются хронические заболевания?
• Страдает ли проблемами с желудочно-кишечным трактом (лучше задавать много конкретных наводящих вопросов, приводить приперы: понос, запор, снижение аппетита, белый налет на языке, отрыжка, боли в животе, вздутие живота)?
• Страдает ли нарушениями эндокринной системы (наводящие вопросы, примеры: ожирение, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, дефицит или избыток гормонов, диагностированный врачом, нарушения половой сферы)?
4. В процессе выяснения анамнеза жизни и болезни, оценить уровень общих медицинских знаний пациента. Если нужно, уточнить у него, считает ли пациент, что он достаточно знает о своем заболевании?
5. Скорректировать знания пациента, поделившись с ним информацией, изученной в Разделе 1 (для медицинских работников) либо предоставленной в Разделе 2 (для пациентов).
Источник
Ïðè÷èíû è ñèìïòîìû àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé. Ðåêîìåíäàöèè ìåäèöèíñêîé ñåñòðå ïî ïðîôèëàêòèêå àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ. Ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå èçìåíåíèÿ îáðàçà æèçíè è ïèòàíèÿ íà îðãàíèçì ðåáåíêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî æåëåçíîäîðîæíîãî òðàíñïîðòà
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
«Ïåòåðáóðãñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò ïóòåé ñîîáùåíèÿ Èìïåðàòîðà Àëåêñàíäðà I»
Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
Ðîëü ìåäñåñòðû â ïðîôèëàêòèêå àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015
Îãëàâëåíèå
Ââåäåíèå
1. Àëëåðãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ ó äåòåé
1.1 Ïðè÷èíû àëëåðãèè
1.2 Ñèìïòîìû àëëåðãèè
1.3 Ïðîôèëàêòèêà àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé
2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü
2.1 Ñòàòèñòèêà ïî àíêåòàì
2.2 Àíàëèç
Âûâîä
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ïðèëîæåíèå
Ââåäåíèå
Àëëåðãèÿ çàíèìàåò î÷åíü âàæíîå ìåñòî ñðåäè äåòñêîé ïàòîëîãèè. Ìíîãèå ðîäèòåëè ñòàëêèâàþòñÿ ñ íåé åù¸ â ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè ñâîåãî ìàëûøà, î÷åíü ÷àñòî ïîäîáíûå íåïðèÿòíîñòè ñîïðîâîæäàþò äî 3-6 ëåò è ñòàðøå. Ê ñîæàëåíèþ ñêëîííîñòü ðåá¸íêà ê àëëåðãèè òðåáóåò îò ðîäèòåëåé îñîáåííîãî òåðïåíèÿ, îðãàíèçàöèè îáðàçà æèçíè è ïèòàíèÿ ìàëûøà, à òàêæå ìíîãî çíàíèé. È, êîíå÷íî, íàáëþäåíèå àëëåðãîëîãà. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü êàæäûé òðåòèé æèòåëü Çåìëè õîòÿ áû ðàç â æèçíè ïåðåíåñ àëëåðãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå. Ýòîò âñïëåñê ñâÿçûâàþò è ñ çàãðÿçíåíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû, è ñ ïðèìåíåíèåì áûòîâîé õèìèè, è ñ èçëèøíåé ñòåðèëüíîñòüþ â äîìàõ. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî ðîäèòåëåé áîðåòñÿ ñ ñèìïòîìàìè áîëåçíè, â òî âðåìÿ êàê óñòðàíÿòü íàäî åå ïðè÷èíó. Ýòî ñëîæíàÿ, íî âïîëíå ïîñèëüíàÿ çàäà÷à.  ñîâðåìåííîì ìèðå àëëåðãèÿ ó äåòåé — ÷àñòîå ÿâëåíèå, èìåííî ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ ñâîþ òåìó àêòóàëüíîé íà ñåãîäíÿøíèé äåíü.
Ïî äàííûì ýïèäåìèîëîãè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèé, àëëåðãè÷åñêèìè ðåàêöèÿìè è çàáîëåâàíèÿìè ñòðàäàåò äî 25% äåòñêîãî íàñåëåíèÿ. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ïðîãðåññèðóåò, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïîòðåáëåíèå ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ çíà÷èòåëüíî âîçðîñëî â òå÷åíèå ïîñëåäíåãî äåñÿòèëåòèÿ. Àëëåðãîëîãè âñå ÷àùå îáðàùàþòñÿ ê ìåðàì ïðîôèëàêòèêè ïðè ëå÷åíèè ïàöèåíòîâ. È ýòî íå ñëó÷àéíî, ñîáëþäàÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðû, ìîæíî ñíèçèòü ðèñê ðàçâèòèÿ àëëåðãèè ó äåòåé.
Ïîâñåìåñòíûé ðîñò ÷èñëà àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, íàðÿäó ñ íåïðîïîðöèîíàëüíî ìåäëåííûì ðàçâèòèåì ñèñòåìû àëëåðãîëîãè÷åñêîé ïîìîùè íàñåëåíèþ â íàøåé ñòðàíå, ïðèâåë ê òîìó, ÷òî ñ ïðîÿâëåíèÿìè àëëåðãèè íàó÷èëèñü ðàáîòàòü ñàìûå ðàçíûå êàòåãîðèè âðà÷åé — òåðàïåâòû, ïåäèàòðû, ãàñòðîýíòåðîëîãè, èíôåêöèîíèñòû, îòîëàðèíãîëîãè, äåðìàòîëîãè. Áåçóñëîâíî, ó÷èòûâàÿ ìíîãîôàêòîðíîñòü è ïîëèìîðôèçì àëëåðãè÷åñêîãî ïðîöåññà, óñèëèÿ ýòèõ ñïåöèàëèñòîâ ïðèíîñÿò ïðàêòè÷åñêóþ ïîëüçó è îáëåã÷àþò òå÷åíèå àëëåðãè÷åñêîãî ïðîöåññà ó îáðàòèâøåãîñÿ ê íèì ïàöèåíòà. Îäíàêî êîîðäèíèðóþùèì ñïåöèàëèñòîì â ëå÷åíèè äàííîé ãðóïïû ïàòîëîãèè ÿâëÿåòñÿ òîëüêî âðà÷ àëëåðãîëîã-èììóíîëîã.
 ìîåé ðàáîòå áóäóò ïðåäñòàâëåíû ðåêîìåíäàöèè è ïðîôèëàêòèêà ïî áîðüáå ñ àëëåðãèåé ó äåòåé, äëÿ îáëåã÷åíèÿ è ïðåäîòâðàùåíèÿ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ. Íî ðîäèòåëè äåòåé, ñòðàäàþùèõ àëëåðãèåé, òàêæå äîëæíû ïîíèìàòü, ÷òî äàííîå ñîñòîÿíèå ìîæåò áûòü ïîáåæäåíî òîëüêî ñîâîêóïíûìè óñèëèÿìè âðà÷à è ïàöèåíòà.
Öåëü êóðñîâîé ðàáîòû:
Ñôîðìèðîâàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé, âõîäÿùèõ â ãðóïïó ðèñêà ïî äàííîìó çàáîëåâàíèþ.
Çàäà÷è:
1) Ñôîðìèðîâàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé, âõîäÿùèõ â ãðóïïó ðèñêà, à èìåííî ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ.
2) Ïðîâåñòè èññëåäîâàíèå âëèÿíèå ïåðåìåí â îáðàçå æèçíè, ïèòàíèÿ, ñîáëþäåíèÿ ðåêîìåíäàöèé â òå÷åíèè 1 ìåñÿöà.
3) Ïðîâåñòè àíàëèç ðåçóëüòàòîâ
4) Óáåäèòüñÿ íà ïðàêòèêå, ÷òî ôîðìèðîâàíèå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, ñîáëþäåíèå ðåêîìåíäàöèé ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà îðãàíèçì.
àëëåðãè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé ñåñòðà ïðîôèëàêòèêà
1. Àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé
1.1 Ïðè÷èíû àëëåðãèè
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ àëëåðãèè äî êîíöà íå èçó÷åíû. Åñòü ìíåíèå, ÷òî ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê òàêèì ðåàêöèÿì íîñèò íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð, òî åñòü åñëè ó îäíîãî èç ðîäèòåëåé åñòü ýòà ïðîáëåìà, îðãàíèçì ðåáåíêà òîæå áóäåò áîðîòüñÿ ñ òåì æå âåùåñòâîì. Âòîðàÿ ïðè÷èíà — íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå æåíùèíû âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Áóäóùèì ìàìàì ëó÷øå èñêëþ÷èòü èç ðàöèîíà öèòðóñîâûå, êëóáíèêó, îãðàíè÷èòü ìîðåïðîäóêòû. Íî â ïîñëåäíèå ãîäû ýòîìó ôàêòîðó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ íå ïðèäàþò, è åñëè ÷ëåíû ñåìüè ê àëëåðãèè íå ñêëîííû, ñòðîãóþ ãèïîàëëåðãåííóþ äèåòó â îæèäàíèè ðåáåíêà ìîæíî íå ñîáëþäàòü. Î÷åíü ÷àñòî àëëåðãèåé ñòðàäàþò äåòè, íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì ïèòàíèè, õîòÿ îíà ìîæåò âîçíèêàòü è ó ìàëûøåé íà ôîíå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ. Ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü àëëåðãèþ è îøèáêè ïðè ââåäåíèè ïðèêîðìà: âûáîð ñëèøêîì àãðåññèâíîãî ïðîäóêòà, åãî íåâåðíîå êîëè÷åñòâî, ñëèøêîì ðàííåå «çíàêîìñòâî» ñ íèì — è âîò ó ìàëûøà óæå íà÷èíàåòñÿ àëëåðãè÷åñêèé äåðìàòèò, êîòîðûé èçâåñòåí ïîä íàçâàíèåì «äèàòåç». Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè àëëåðãåíàìè (òàê íàçûâàþò âåùåñòâà, êîòîðûå ïðîâîöèðóþò áîëåçíåííóþ ðåàêöèþ) ÿâëÿþòñÿ íåêîòîðûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïûëüöà ðàñòåíèé, ïûëü, øåðñòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ÿä íàñåêîìûõ, íàïðèìåð, ï÷åë è, êîíå÷íî, áûòîâàÿ õèìèÿ.
 òîì âîçðàñòå, êîãäà ðåáåíîê óæå íà÷àë åñòü òâåðäóþ ïèùó, íåëüçÿ çëîóïîòðåáëÿòü ñëàäîñòÿìè, ôðóêòàìè, êîï÷åíûìè êîëáàñàìè è ìÿñîì, ìîðåïðîäóêòàìè, àïåëüñèíàìè. Ýòè ïðîäóêòû ìîãóò ïðèâåñòè ê ðåàêöèè èììóíèòåòà íà ñëèøêîì «àêòèâíûå» âåùåñòâà, ñîäåðæàùèåñÿ â íèõ. Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ó äåòåé îáû÷íî íàáëþäàåòñÿ ó ãðóäíè÷êîâ è ó ìàëûøåé äî 2-õ ëåò, íî ìîæåò ñîõðàíèòüñÿ è íà âñþ æèçíü, ïîýòîìó áóäüòå âíèìàòåëüíû ê ïèòàíèþ — ñâîåìó è ðåáåíêà. Ïðè ïðîÿâëåíèè ïåðâûõ ñèìïòîìîâ ëó÷øå ñðàçó îáðàòèòüñÿ ê äåòñêîìó àëëåðãîëîãó.
Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ âîçíèêàåò îáû÷íî íåìåäëåííî âî âðåìÿ åäû èëè â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ïèùè. Àëëåðãåíû ðûáû êî âñåìó ïðî÷åìó ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïî âîçäóõó, äëÿ ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ ðåàêöèé äîñòàòî÷íî ïðîñòî íàõîäèòüñÿ íà êóõíå, êîãäà òàì æàðÿò èëè âàðÿò ðûáó. Òàêæå íåêîòîðûå ïèùåâûå ïðîäóêòû ìîãóò âûçûâàòü ñèìïòîìû àëëåðãè÷åñêîãî äåðìàòèòà (çóäÿùèõ, äëèòåëüíî íå ïðîõîäÿùèõ ÿðêî-êðàñíûõ âûñûïàíèé íà êîæå) èëè êðàïèâíèöû ïðîñòî ïðè êîíòàêòå ñ êîæåé.
1.2 Ñèìïòîìû àëëåðãèè
Ïî ñóòè, àëëåðãèÿ — ýòî ðåàêöèÿ èììóííîé ñèñòåìû ðåáåíêà íà êàêîå-òî âåùåñòâî, êîòîðîå ñèãíàëüíûå ñèñòåìû îïîçíàëè êàê ïîòåíöèàëüíî îïàñíîå.  ýòîì ñëó÷àå îðãàíèçì çàïóñêàåò çàùèòíûå ïðîöåññû, è âû âèäèòå èõ âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ — ñûïü, çóä, îòåê ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê èëè äðóãèõ òêàíåé. Àëëåðãèÿ ìîæåò äàâàòü î ñåáå çíàòü ïî-ðàçíîìó — ïîêðàñíåíèåì êîæè, ïîÿâëåíèåì ñûïè, íàñìîðêîì, êàøëåì, ÷èõàíèåì. Ìîæåò íà÷àòüñÿ ðåçü â ãëàçàõ, âîñïàëåíèå ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, íàñìîðê, êîòîðûé íàçûâàþò ñåííîé ëèõîðàäêîé. Íî ÷àùå âñåãî àëëåðãèÿ ó äåòåé âûðàæàåòñÿ â âèäå êîæíûõ ðåàêöèé è èìååò íåñêîëüêî ñòàäèé ðàçâèòèÿ.
Îïðåäåëèòü âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ íå òàê òðóäíî, êàê ðàñïîçíàòü åãî âèä: âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçëè÷íûå ðàçäðàæèòåëè ñõîæà.
· Àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò èëè äèàòåç. Ïðîÿâëÿåòñÿ â çàìåòíûõ âûñûïàíèÿõ, êîòîðûå íà÷èíàþòñÿ â ìëàäåí÷åñòâå è ÷àñòî ñîõðàíÿþòñÿ äî âçðîñëîãî âîçðàñòà. Ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ àëëåðãè÷åñêèì ðèíèòîì, êðàïèâíèöåé.
· Àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò èëè «ñåííàÿ ëèõîðàäêà». Äëèòåëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé íîñà, âûçûâàþùåå íàñìîðê, ÷èõàíèå, çàòðóäíåíèÿ äûõàíèÿ. Ìîæåò èìåòü ñåçîííûé õàðàêòåð. ×àùå âñåãî íàáëþäàåòñÿ ïðè àëëåðãèè íà ïûëüöó è áûòîâóþ ïûëü.  çàïóùåííîì âèäå ìîæåò ïðèâåñòè ê îòåêó Êâèíêå.
· Êðàïèâíèöà. Âûñûïàíèÿ íà êîæå, íàïîìèíàþùèå óêóñû íàñåêîìûõ èëè ñëåä îò îæîãà êðàïèâîé. Çà÷àñòóþ ñîïðîâîæäàþòñÿ ñèëüíûì çóäîì, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàñ÷åñàì. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïèùåâîé è êîíòàêòíîé àëëåðãèè.
· Êîíúþíêòèâèò. Àëëåðãè÷åñêèé êîíúþíêòèâèò ïðîÿâëÿåòñÿ â îòå÷íîñòè è çóäå âåðõíåãî è íèæíåãî âåêà, îáèëüíîì ñëåçîîòäåëåíèè, ñâåòîáîÿçíè, ÷óâñòâå «ïåñêà» â ãëàçàõ. Ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ êàê ñåçîííîå ïðîÿâëåíèå àëëåðãèè íà ïûëüöó, òàê è êðóãëîãîäè÷íîå — ïðè ðåàêöèè, ê ïðèìåðó, íà æèâîòíûõ.
· Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Ïðîÿâëÿåòñÿ â çàòðóäíåíèè äûõàíèÿ, ïðèñòóïàõ óäóøüÿ, èçíóðÿþùåãî êàøëÿ. Äûøèò ðåáåíîê ñ òðóäîì, òàê êàê äûõàòåëüíûå ïóòè ñèëüíî ñóæåíû. Çà÷àñòóþ ìîæíî äàæå íà ðàññòîÿíèè óñëûøàòü õðèïû è ñâèñò. Åñëè âîâðåìÿ íå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, ñîñòîÿíèå ìîæåò ïåðåéòè â òÿæåëóþ ôîðìó.
1.3 Ïðîôèëàêòèêà àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé
Êàê èçâåñòíî, îñîáåííî áîëüøîé ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ñåðüåçíûõ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé èìåþò äåòè, ðîäñòâåííèêè êîòîðûõ ñòðàäàþò àëëåðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè.
Ïîñêîëüêó ðàçâèòèå òÿæåëûõ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé ïðåäñêàçàòü ñëîæíî, ðåáåíîê-àëëåðãèê íóæäàåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñëåäóþùèõ ïðàâèë:
1.Âñå èíúåêöèè è ïðèâèâêè äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ â óñëîâèÿõ áîëüíèöû.
2.Ââåäåíèå ïðèêîðìîâ è äîêîðìîâ äåòÿì ñ íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííîé àëëåðãèåé ñëåäóåò ïðîâîäèòü î÷åíü îñòîðîæíî, ââîäÿ îäèí íîâûé ïðîäóêò â 5-7 äíåé. Íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü ïðîÿâëåíèÿ àëëåðãèè. Íåîáõîäèìî îáÿçàòåëüíî îòìå÷àòü íàëè÷èå ðåàêöèè íà òå èëè èíûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è ìåäèêàìåíòû â ìåäèöèíñêîé êàðòå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
3.Ïåðåä èñïîëüçîâàíèåì ìåäèêàìåíòîâ ñëåäóåò âíèìàòåëüíî îçíàêîìèòüñÿ ñ èíñòðóêöèåé ïî ïðèìåíåíèþ ïðåïàðàòà. ×àùå âñåãî â íåé óêàçàíî, êàêèå êîìïîíåíòû ìîãóò âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ, à ñ êàêèìè ìåäèêàìåíòàìè ìîæåò áûòü ïåðåêðåñòíàÿ àëëåðãèÿ.
4.Äëÿ ïðîôèëàêòèêè àíàôèëàêòè÷åñêîãî øîêà îò óêóñîâ íàñåêîìûõ äåòÿì çàïðåùàþò íàõîäèòüñÿ âáëèçè ïàñåêè, ñðåäè öâåòóùèõ ðàñòåíèé. Îêíà â êâàðòèðå, ãäå æèâåò ðåáåíîê ñ òàêèì âèäîì àëëåðãèè, îáÿçàòåëüíî çàùèùàþò ñåòêîé.
5.Ìèíèìèçèðîâàòü êîëè÷åñòâî âîçìîæíûõ àëëåðãåíîâ â ðàöèîíå ïèòàíèÿ ðåáåíêà;
6. ñäåëàòü çàêðûòûå êíèæíûå ïîëêè è øêàôû äëÿ îäåæäû
7. ÷àùå ïðîâîäèòü âëàæíóþ óáîðêó, èñïîëüçîâàòü î÷èñòèòåëè âîçäóõà
8. íå êóðèòü â ïîìåùåíèè, ãäå íàõîäèòñÿ ðåáåíîê
9. îãðàíè÷èâàòü êîíòàêòû ìàëûøà ñ æèâîòíûìè
10. ïîñòåëü è îäåæäà ðåáåíêà äîëæíû áûòü èç íåàëëåðãåííûõ ìàòåðèàëîâ
11. èñïîëüçîâàòü òîëüêî ñïåöèàëüíûå ñðåäñòâà áûòîâîé õèìèè è ïîðîøêè äëÿ ñòèðêè âåùåé
Òàê êàê ïðîôèëàêòèêà àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé î÷åíü àêòóàëüíà â íàøå âðåìÿ èç-çà áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ôàêòîðîâ ðèñêà, êàæäîìó ðîäèòåëþ ñòîèò çàäóìûâàòüñÿ î ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ñâîåãî ðåáåíêà.
Æèçíü áåç àëëåðãèè âî ìíîãîì çàâèñèò îò íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, ïèòàíèè, íàëè÷èå ïûëè , äîìàøíèõ æèâîòíûõ, è, êîíå÷íî, â ðàáîòå ñ áûòîâîé õèìèåé. Ðàáîòó ÿ äåëàëà äëÿ ðîäèòåëåé, òàê êàê ñ÷èòàþ, ÷òî îíè äîëæíû èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ïðîáëåìå, ñ êîòîðîé ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ åãî ðåáåíîê.
Ïîýòîìó åñëè âîâðåìÿ íå îáðàòèòü âíèìàíèå íà ñèìïòîìû àëëåðãèè, âïîñëåäñòâèè ìîæíî ñåðüåçíî ðàñïëàòèòüñÿ çà ýòî ïîòåðåé çäîðîâüÿ è ñòðàäàíèÿìè ñâîåãî ðåáåíêà.
2. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü
Äëÿ òîãî, ÷òîáû äîêàçàòü, ÷òî àëëåðãèÿ ó äåòåé çàíèìàåò î÷åíü âàæíîå ìåñòî â ìåäèöèíå, áûëî ïðîâåäåíî ïðàêòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå. Ìíîþ áûëè âçÿòû 6 ðåñïîíäåíòîâ, âêëþ÷àÿ ìåíÿ â âîçðàñòíîé êàòåãîðèè îò 18 äî 21 ãîäà.
 íà÷àëå èññëåäîâàíèÿ ìíîþ áûëî ïðîâåäåíî àíêåòèðîâàíèå âñåõ ó÷àñòíèêîâ äëÿ îöåíêè ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, òàê æå ïîäñ÷èòàëà áèîëîãè÷åñêèé âîçðàñò êàæäîãî ðåñïîíäåíòà, ÀÄ, ×ÄÄ, óçíàëà ðîñò, âåñ, êîëè÷åñòâî âîäû, êîòîðîå ÷åëîâåê âûïèâàåò â äåíü, à òàê æå áåñåäû äëÿ âûÿâëåíèÿ ìîòèâàöèè, ôîðìèðîâàíèÿ è äîñòèæåíèÿ öåëè.  íà÷àëå ðàáîòû ÿ ïîëó÷èëà ñîãëàñèå íà îáó÷åíèå îò êàæäîãî ðåñïîíäåíòà è ñîñòàâèëà äîãîâîð. Ïî îêîí÷àíèè èññëåäîâàíè ÿ òàêæå ïðîâåëà àíêåòèðîâàíèå âñåõ ó÷àñòíèêîâ áåñåäû è ìèíè-ëåêöèþ ñ íèìè, ÷òîáû ïðîâåñòè àíàëèç äëÿ âûÿâëåíèÿ èçìåíåíèé è óëó÷øåíèé ñî ñòîðîíû èõ çäîðîâüÿ è îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ.
2.1 Ñòàòèñòèêà ïî àíêåòàì
Ïîêàçàòåëü | 03.10.15 | 03.11.15 |
Ðåãóëÿðíûé çàâòðàê | 3 | 6 |
Èìåþò òîíêèå, ëîìêèå íîãòè | 3 | 1 |
Óâåëè÷åíèå îáúåìà âîäû äî 2 ë. | 2 | 6 |
3-4 ðàçîâûé ðåæèì ïèòàíèÿ | 4 | 5 |
Ðåãóëÿðíîå óïîòðåáëåíèå â ïèùó ôðóêòîâ è îâîùåé | 6 | 6 |
Èìåþò âûïàäåíèÿ âîëîñ | 2 | 1 |
Çàíèìàþòñÿ çàðÿäêîé ïî óòðàì | 3 | 5 |
Çàíÿòèÿ ñïîðòîì 2-3 ðàçà â íåäåëþ | 1 | 4 |
Áîëè â æèâîòå | 4 | 2 |
Çàïîðû | 3 | |
Íàëè÷èå âðåäíûõ ïðèâû÷åê | 3 | 2 |
Èìåþò âûñûïàíèÿ íà òåëå | 2 | |
Èìåþò âûñûïàíèÿ íà ëèöå | 3 | 1 |
Èìåþò àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè | 5 | 3 |
2.2 Àíàëèç
Íà òàáëèöå ìû âèäèì êîëîññàëüíûå èçìåíåíèÿ ïîêàçàòåëåé ó âñåõ, âçÿòûõ ìíîé ðåñïîíäåíòîâ. Çà 2 ìåñÿöà ñîáëþäàÿ âñå ðåêîìåíäàöèè, îíè ïîëó÷èëè îòëè÷íûå ðåçóëüòàòû. Âñå ìîè ðåñïîíäåíòû, âêëþ÷àÿ ìåíÿ, èçìåíèëè ñâîé ðåæèì äíÿ è ïèòàíèå, ÷òî ïðèâåëî ê õîðîøåìó íàñòðîåíèþ è óëó÷øåíèþ çäîðîâüÿ.
Ïîñëå ïðîâåäåííîé ðàáîòû õî÷ó âûäåëèòü ïèòàíèå, ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü, è íàëè÷èå àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé.  íà÷àëå èññëåäîâàíèÿ 80% ëþäåé ïèëè âîäó ìåíåå 1 ëèòðà â äåíü, ñåé÷àñ æå 100% ëþäåé ïüþò âîäó 2 ëèòðà â äåíü è áîëåå. 80% ðåñïîíäåíòîâ íå çàâòðàêàëè ïî óòðàì, íî óæå ÷åðåç 2 ìåñÿöà çàâòðàêàþò 100% ðåñïîíäåíòîâ.
Ñàìûì âàæíûì ïîêàçàòåëåì çäîðîâüÿ ÿâëÿåòñÿ áèîëîãè÷åñêèé âîçðàñò, òàê êàê í ïîêàçûâàåò, íà ñêîëüêî ÷åëîâåê çàïóñòèë ñâîå çäîðîâüå. Ñîãëàñíî ïîëó÷åííûì äàííûì, â òå÷åíèè 2 ìåñÿöåâ, áèîëîãè÷åñêèé âîçðàñò ñíèçèëñÿ â ñðåäíåì íà 7 ëåò, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì õîðîøåé ðàáîòû íàä êîððåêöèåé ñâîåãî îáðàçà æèçíè. Íåêîòîðûå ðåñïîíäåíòû íå äîáèëèñü ñâîåãî óñïåõà èç-çà òîãî, ÷òî íå âûïîëíÿëè ðÿä ðåêîìåíäàöèÿ.
Áëàãîäàðÿ âíåñåíèþ ïîïðàâîê â ñâîé îáðàç æèçíè, ÿ èçáàâèëàñü îò ìíîãèõ ïðîáëåì â ñâî¸ì çäîðîâüå è ñàìî÷óâñòâèè. ß ïåðåñòàëà ïðîñòóæàòüñÿ, óñòàâàòü, ÷óâñòâóþ ñåáÿ çäîðîâîé, ïðèâëåêàòåëüíîé è äîâîëüíîé ñîáîé, ÿ áóäó è äàëüøå ïðèäåðæèâàòüñÿ òàêîãî ðèòìà æèçíè.
ß è ìîè ðåñïîíäåíòû î÷åíü äîâîëüíû ïîëó÷åííûì ðåçóëüòàòàì. Ìíîãèå ó÷àñòíèêè íå îæèäàëè ïîäîáíîãî ðåçóëüòàòà è ïîýòîìó íàìåðåíû ïðîäîëæàòü ðàáîòàòü íàä ñîáîé è äàëüøå, ÷òîáû äîñòè÷ü åùå áîëåå õîðîøèõ ïîêàçàòåëåé.
Âûâîä
Àëëåðãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ ñðåäè äåòåé â íàñòîÿùåå âðåìÿ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû, ïîñòîÿííî ðàñòåò èõ êîëè÷åñòâî è òÿæåñòü òå÷åíèÿ. Ýòî ñâÿçàíî, ïî-âèäèìîìó, ñ çàãðÿçíåíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû âûõëîïíûìè ãàçàìè, îòõîäàìè ïðîìûøëåííûõ ïðåäïðèÿòèé, ïîÿâëåíèåì â áûòó ìíîæåñòâà ñèíòåòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ, êðàñèòåëåé è äðóãèõ âåùåñòâ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ àëëåðãåíàìè, à ñëåäîâàòåëüíî, è ñïîñîáñòâóþò ðàñïðîñòðàíåíèþ àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé.  âîçíèêíîâåíèè èõ èãðàåò ðîëü âëèÿíèÿ êëèìàòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, íàñëåäñòâåííîñòè, îáùåñîìàòè÷åñêîé ïàòîëîãèè, õàðàêòåðà ïèòàíèÿ è äð. Ñíèçèòü âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ àëëåðãè÷åñêèõ ïðîáëåì ó äåòåé, äàæå ïðè âûñîêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê áîëåçíè, îêàçûâàåòñÿ âîçìîæíî. Íóæíî òîëüêî çíàòü, â êàêîì íàïðàâëåíèè äåéñòâîâàòü.
 ñâîåé ðàáîòå ÿ ñòàðàëàñü ïîêàçàòü îáùóþ êàðòèíó àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêè àëëåðãèè. Íà îñíîâàíèè âñåãî âûøå ñêàçàííîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä ÷òî, ðåøåíèå ïðîáëåìû êàê ïðåäîòâðàòèòü àëëåðãèþ, ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñâåñòè ê ìèíèìóìó íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ, êîòîðûå îæèâëÿþò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê àëëåðãèè.
Ñîáëþäåíèå ðÿäà ïðàâèë â ìëàäåí÷åñòâå ïîçâîëèò ðåáåíêó íàñëàæäàòüñÿ æèçíüþ áåç çàïðåòîâ íà ïðîäóêòû, íà èãðóøêè, íà öâåòû è çâåðóøêè â áóäóùåì. Åñëè óäàñòñÿ ñïðàâèòüñÿ ñ «êðàñíûìè ùå÷êàìè» íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ðåáåíêà, áîëüøå øàíñîâ íå äîïóñòèòü ïðîãðåññèðîâàíèÿ àëëåðãèè ó íåãî â áîëåå òÿæåëîå ñèñòåìíîå çàáîëåâàíèå â äàëüíåéøåé æèçíè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ó äåòåé — Áîðèñîâà È.Â. 2011
2. Ëåêöèÿ Âàëåðèÿ Ñîííîâà, âðà÷à-ïåäèàòðà âûñøåé êàòåãîðèè, êàíäèäàòà ìåäèöèíñêèõ íàóê 2009
3. Âëàäèìèð Ñòóäåíèêèí, æóðíàë «Ìàòåðèíñòâî». Ñòàòüÿ 2007
4. Èðèíà Ïèãóëåâñêàÿ: Ïèòàíèå ïðè àëëåðãèè ó äåòåé è âçðîñëûõ. Ïîëåçíûå ñîâåòû è ëå÷åáíûå äèåòû 2008
5. Òàìàðà Ïàðèéñêàÿ, Àëëåðãèÿ. Ìàìà, õî÷ó áûòü çäîðîâûì! 2009
Ïðèëîæåíèå
Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì ñ äåòüìè, êîòîðûå ñòðàäàþò àëëåðãè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè:
1. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà ïîñëå ïðèåìà íåêîòîðûõ ïðîäóêòîâ ïîÿâèëèñü ñèìïòîìû, óêàçûâàþùèå íà àëëåðãèþ, èñêëþ÷èòå ýòè ïðîäóêòû èç ðàöèîíà è îáðàòèòåñü çà êîíñóëüòàöèåé ê ïåäèàòðó.
2. Íåêîòîðûå äåòè ñ àëëåðãèåé íà ìîëîêî èëè ÿéöà íîðìàëüíî ïåðåíîñÿò íåáîëüøèå êîëè÷åñòâà ýòèõ ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèåñÿ â õëåáîáóëî÷íûõ èçäåëèÿõ. Íî åñòü äåòè, ó êîòîðûõ äàæå íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî òåðìè÷åñêè îáðàáîòàííûõ àëëåðãåíîâ âûçûâàåò àëëåðãèþ.
3. Äåòè, ó êîòîðûõ èñêëþ÷åíû èç ðàöèîíà íåñêîëüêî âèäîâ ïðîäóêòîâ èç-çà ïèùåâîé àëëåðãèè, ìîãóò áûòü ïîäâåðæåíû ðèñêó íåäîåäàíèÿ. Îáñóäèòå ñ âðà÷îì âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ êîíñóëüòàöèè äèåòîëîãà äëÿ îðãàíèçàöèè ïîëíîöåííîãî ïèòàíèÿ ðåáåíêà.
4. Äåòè ñ ïèùåâîé àëëåðãèåé äîëæíû èìåòü âîçìîæíîñòü äåëàòü âñå òî, ÷òî è äåòè áåç àëëåðãèè, êðîìå óïîòðåáëåíèÿ ïðîäóêòîâ, âûçûâàþùèõ àëëåðãèþ. Îáñóäèòå ñ ïåäèàòðîì èëè àëëåðãîëîãîì âîïðîñ èñêëþ÷åíèÿ àëëåðãåíà, à òàêæå äèåòè÷åñêèõ è ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé äëÿ âåäåíèÿ ïîëíîöåííîãî, áåçîïàñíîãî è çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник