Пробы на аллергию у детей на свое животное

Пробы на аллергию у детей на свое животное thumbnail

Метод определения
Иммунохемилюминесцентный.

Исследуемый материал
Сыворотка крови

Определение специфических IgE к аллергену эпителия кошек.

Сенсибилизация к кошачьим аллергенам — один из самых частых видов аллергии. Основным веществом, обладающим сенсибилизирующими свойствами является аллерген Fel d 1 (от Felis domesticus, домашняя кошка). Вырабатывается он слюнными и сальными железами. Величина этих аллергенов — 1-10 мкм. Они обладают очень высокой летучестью.

Аллергены эпителия кошки обычно прикреплены к мелким частицам пыли, которые парят в воздухе длительное время, а также оседают на мебели, коврах, драпировках. Удаление животного из дома не всегда бывает достаточно для выздоровления — аллергены животных обнаруживаются внутри дома ещё в течение 5 — 6 месяцев.

Эпидермальные аллергены кошки являются смесью нескольких различных аллергенов (шерсти, перхоти, слюны, мочи и т. д.). Их аллергенные свойства не зависят от породы или длины шерсти, — это относится и к собакам, и к кошкам. Аллерген эпителия кошки, содержащийся в шерсти или перхоти, имеет наибольшие аллергизирующие свойства, обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в лёгкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Однако по некоторым данным присутствие кошки в доме может уменьшить проявление бронхиальной астмы. Иногда человек с аллергией на кошек может спокойно общаться со своим домашним любимцем, и в то же время реагировать на чужих кошек, как и положено аллергику.

Предпочтительно выдержать 4 часа после последнего приема пищи, обязательных требований нет. Исследование нежелательно проводить на фоне применения препаратов глюкокортикоидных гормонов (следует проконсультироваться с лечащим аллергологом относительно целесообразности отмены). Антигистаминные препараты не оказывают влияния на результат.

Важно! Не следует проводить исследование на фоне применения терапии биотином или использования биотина в пищевых добавках. Высокая концентрация биотина в образце может привести к интерференции (ложное занижение). Целесообразно отменить терапию биотином за 2 дня до исследования.

Диагностика аллергических заболеваний (бронхиальная астма, поллинозы, атопический дерматит, экзема, пищевая аллергия, лекарственная аллергия, респираторные аллергозы) в следующих случаях:

  • ранний детский возраст (кожные пробы можно делать только детям старше 5 лет);
  • высокая степень сенсибилизации пациента, когда возможно развитие анафилактического шока;
  • непрерывно рецидивирующее течение заболевания без периодов ремиссии;
  • невозможность отмены антиаллергических препаратов, которые могут повлиять на результаты проб на пациенте;
  • поливалентная сенсибилизация, когда нет возможности провести тестирование in vivo сразу со всеми предполагаемыми аллергенами в ограниченные сроки обследования;
  • низкая реактивность кожи, в частности, у лиц раннего детского возраста;
  • уртикарный дермографизм;
  • острая фаза заболевания и, в частности, поражения кожных покровов;
  • ложноположительный или ложноотрицательный результат при кожном тестировании.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов исследований содержит информацию для лечащего врача и не является диагнозом. Информацию из этого раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. Точный диагноз ставит врач, используя как результаты данного обследования, так и нужную информацию из других источников: анамнеза, результатов других обследований и т.д.

Единицы измерения в лаборатории ИНВИТРО: kU/L. 

Комментарий к полученному результату в kU/L содержит указание на класс, соответствующий классификации кожных проб и интерпретацию результата по таблице соответствий:

Концентрация специфического IgЕ, kU/LКлассИнтерпретация результата
0Отрицательный — НОРМА
0,35 — 0,69IНеоднозначный, часто без клинических проявлений
0,70 — 3,49IIСлабо позитивный
3,50 — 17,49III

Позитивный, с выраженными

клиническими проявлениями

17,50 — 52,49IV
52,50 — 99,99V
> 100VI

Референсные значения: 

(соответствуют классу 0, интерпретация — отрицательно). 

Повышение уровня:

  1. аллергические заболевания;
  2. бонхиальная астма;
  3. респираторные аллергозы (риниты, синуситы, ларингиты, трахеиты, бронхиты, пневмонии, альвеолит);
  4. ангионевротический отек Квинке;
  5. крапивница;
  6. аллергический конъюнктивит.

Артикул:
605

Срок исполнения:

1 рабочий день ?

Указанный срок не включает день взятия биоматериала

Цена:
630 руб

Взятие крови из вены:

  • + 220 руб

В этом разделе вы можете узнать, сколько стоит выполнение данного исследования в вашем городе, ознакомиться с описанием теста и таблицей интерпретации результатов. Выбирая, где сдать анализ «Кошка, IgE (Cat Dander-Epithelium, E1, IgE)» в Москве и других городах России, не забывайте, что цена анализа, стоимость процедуры взятия биоматериала, методы и сроки выполнения исследований в региональных медицинских офисах могут отличаться.

Источник

Пробы на аллергены у детейПробы на аллергены у детей

Диагностика аллергии предполагает кожные пробы на аллергены у детей, но при одном условии: непозволительно подвергать ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, подобным тестам.

В наши дни нередко родители обращаются к аллергологам или дерматологам по поводу проявления аллергических реакций у детей, поэтому аллергопробы помогают облегчить течение аллергии, предотвратить тяжелые процессы и выявить аллерген.

Обратите внимание! Большинство специалистов придерживаются мнения, что до 5-летнего возраста пробы на аллергены бессмысленны, так как провоцирующие вещества и иммунные ответы на них могут меняться у малышей дошкольного возраста.

Что такое кожные аллергопробы?

Аллергия — иммунная реакция на контакт с внутренними или внешними факторами. Аллергические реакции подразделяются на несколько видов: кожные, офтальмологические, дыхательные.

У перечисленных типов аллергии различные причины и симптомы. Чтобы определить точные факторы возникновения патологии, аллергологи или дерматологи назначают диагностический метод — кожные пробы, способствующие выявлению аллергенов.

Интересно! Благодаря кожным пробам устанавливается чувствительность к аллергену, действующему на организм ребенка отрицательно и приводящему к негативным последствиям, если вовремя не устранить.

Пробы и тесты на аллергию у детей

к содержанию ↑

Показания к проведению

Если у ребенка периодически возникают следующие патологии, врач назначает пробы на аллергены:

  • аллергическая реакция вследствие употребления определенных продуктов питания;
  • предрасположенность к атопии;
  • приступы бронхиальной астмы;
  • инфекции дыхательных путей;
  • сезонное обострение аллергии;
  • иммунная реакция на медикаменты.

Важно! При проявлении анафилаксии, пищевой аллергии, аллергической реакции на вакцины необходимо в срочном порядке обратиться к специалисту, который назначит ребенку проведение проб, выявляющих аллергены.

Пробы на аллергены делаются в том случае, пока сохраняется аллергическая симптоматика — то есть с момента проявления симптомов аллергии не должно пройти более 1 месяца.

Внимание! Если аллерголог или кожный врач назначил ребенку проведение проб, позаботьтесь о том, чтобы сделать аллерготесты в условиях специализированной клиники и под присмотром профессионалов. Организм ребенка непредсказуем, и во время кожного введения аллергена возможны моментальные аллергические реакции. В этот момент важно вовремя оказать врачебную помощь во избежание тягостных последствий.

Как проводят кожные пробы на аллергены у детейКак проводят кожные пробы на аллергены у детей

к содержанию ↑

Противопоказания кожной диагностики

Проведение проб на аллергены не требует специальной подготовки, в отличает от анализов крови, но родителям желательно подготовить ребенка к сдаче кожных тестов, что облегчит восприятие и избавит от слез.

Диагностика аллергии при помощи кожных проб не рекомендуется, если:

  • ребенок не достиг 3-летнего возраста;
  • наблюдается кожное, офтальмологическое, дыхательное обострение аллергии;
  • присутствует острый инфекционный процесс;
  • у ребенка происходит повышенная выработка аутоиммунных антител, зафиксировано иммунодефицитное состояние;
  • в анамнезе стоит анафилактический шок;
  • имеются соматические нарушения с эпизодами декомпенсации;
  • дети принимают антигистамины.

Аллерготесты у детейАллерготесты у детей

к содержанию ↑

Классификация кожных диагностик

Врачи различают несколько видов кожных воздействий на организм для выявления негативной иммунной реакции на раздражителя.

Среди них:

  1. Скарификационные пробы;
  2. Анализ на иммуноглобулин Е;
  3. Провокационные пробы;
  4. Элиминационно-провокационные;
  5. Пробы, где отличительной особенностью служит реакция на холод или тепло.

Важно знать! Более того, некоторым детям назначается полное иммунологическое или аллергологическое диагностирование организма с целью выявления гиперчувствительности к определенным аллергенам.

Реакция на аллергопробыРеакция на аллергопробы

к содержанию ↑

Скарификационные пробы

Пробы, выявляющие аллерген, проводятся нанесением кожных царапин или проколов (прик-тесты). Благодаря обнаружению аллергена при проведении проб в дальнейшем получится правильно купировать аллергическую симптоматику, не сомневаясь, что послужило раздражителем.

Читайте также:  Тест на аллергию к пчелиному яду

Большой разницы в прик-тестах и царапинах нет, но прик-тесты считаются более безопасными. Аллерготесты делаются в области предплечья — место обрабатывается спиртовым раствором, затем на кожу капается аллерген в небольшом количестве. После этого берут индивидуальный скарификатор или иглу, и делаются небольшие кожные надрезы, проколы.

Оба метода не принесут ребенку боли, так как глубина царапины или прокола составляет не больше 1 мм. Крови при проведении метода нет, так как сосуды расположены далеко от места исследования. Более 15 тестов одновременно не проводится.

Если в течение нескольких минут наблюдается кожное покраснение или отечность, предполагается, что аллерген способствует аллергической реакции.

Скарификационные пробы у детейСкарификационные пробы у детей

к содержанию ↑

Анализ на иммуноглобулин Е

Под данным методом имеется ввиду взятие крови из вены. Способ дает информацию только о наличии или отсутствии аллергии у ребенка, не указывает конкретный аллерген, способствующий иммунному ответу.

Анализ на иммуноглобулин ЕАнализ на иммуноглобулин Е

к содержанию ↑

Провокационные пробы

Способ проводится строго в специализированных стационарах, так как опасен мгновенной реакцией, когда требуется оперативно оказать медицинскую помощь. Аллерген вводится в подъязычную область, носовую полость, бронхи, после чего ждут аллергических проявлений.

Провокационные пробы осуществляются только в том случае, если предыдущие два метода не показали результатов.

Провокационные пробы на аллергеныПровокационные пробы на аллергены

к содержанию ↑

Элиминационные пробы

Тестирование основано на постепенном исключении аллергена из организма. Яркий пример элиминационных проб — элиминационная диета — очищение организма от предполагаемых аллергенов из питательного рациона. Пробы проводятся при частом контактировании с аллергеном.

Если в течение одной-двух недель наблюдается улучшение состояния ребенка, считается, что гиперчувствительность к продукту питания была причиной аллергии.

к содержанию ↑

Проведение холодовой пробы

Кожное тестирование проводится двумя способами:

  • руки ребенка погружаются по локоть в емкость с кубиками льда на несколько минут. В это время измеряется артериальное давление, пульс и снимается ЭКГ;
  • при наличии у ребенка крупных травм или вегето-сосудистой дистонии охлаждают небольшой кожный участок.

Если артериальное давление превысилось на 20-25 мм, проба показывает наличие аллергии.

Проведение холодовой аллергопробыПроведение холодовой аллергопробы

к содержанию ↑

Выполнение тепловой пробы

На протяжении нескольких минут происходит кожное нагревание до 45 градусов. Результат оценивается по усилению скорости кровотока. Если на кожном покрове образуется волдырь, аллерготест считается положительным.

Положительный результат при тепловой пробеПоложительный результат при тепловой пробе

к содержанию ↑

Расшифровка проб на аллергены

Продолжительность действия пробы — 15-20 минут. При сенсибилизации к определенному аллергену замечается кожная отечность или гиперемия.

Медицинский работник замеряет область пораженного участка линейкой и дает характеристику относительно воздействия аллергена на ребенка.

В выписке родители ребенка могут прочитать и понять, каких аллергенов стоит избегать, а какие не представляют опасности.

В итогах анализа написаны результаты:

  • отрицательный;
  • слабоположительный;
  • положительный;
  • сомнительный.

Тру тест при аллергии расшифровкаТру тест при аллергии расшифровка

к содержанию ↑

Подготовка к проведению кожных тестов

Никакой подготовки к выполнению аллерготестов нет, за исключением отмены противоаллергических препаратов, которые желательно прекратить принимать за неделю до предполагаемой сдачи кожных анализов.

к содержанию ↑

Стоимость процедуры

Провести кожные пробы бесплатно возможно, но для этого необходимо собрать множество справок, и ребенок должен длительное время состоять на учете у аллерголога. Намного проще сделать аллерготесты за деньги, где оплачивается каждый аллерген.

Цены на анализы варьируются в зависимости от количества проб и сложности аллергена. В России цена исследования варьируется от 600 до 20000 рублей.

Если желаете сделать аллерготесты подешевле, выполните пробы на один аллерген или несколько антигенов одной группы, действие на организм которых схожи.

Если требуется оперативное лечение аллергии, в последнее время очень хорошо себя зарекомендовали капли Аллергоникс в состав котрых входят только природные натуральные компоненты.

к содержанию ↑

Видео

Загрузка…

Источник

— Îíà ñîâñåì íå õî÷åò áîðîòüñÿ, — ñîêðóøåííî ïîêà÷àë ãîëîâîé âðà÷. — Ìíå êàæåòñÿ, çäåñü ìû óæå íè÷åãî íå ñìîæåì ñäåëàòü.

Îí ìîë÷àë. Ïî÷åìó-òî ñóäüáà ýòîé äâåíàäöàòèëåòíåé äåâî÷êè öåïëÿëà åãî ìàëåíüêèìè, íî îñòðûìè êîãîòêàìè. Âðîäå áû ïûòàåøüñÿ îòâëå÷üñÿ, è âñå ðàâíî — ñàäíèò ãäå-òî ïîä ñåðäöåì.

— À âû åé, ñîáñòâåííî, êòî?

— Äðóã, — áåçðàçëè÷íî ïðîãîâîðèë îí, ïîâîðà÷èâàÿñü íà âûõîä. Êàêàÿ ðàçíèöà, â êîíöå-òî êîíöîâ, ÷òî îíè ïîäóìàþò. Òðèäöàòèëåòíèé ìóæ÷èíà è ïîäðîñòîê…

Îíè ïîçíàêîìèëèñü, êîãäà îíà íàõîäèëàñü â òîì ñëàâíîì è íåâûíîñèìîì âîçðàñòå, â êîòîðîì äåòè ïîçíàþò ìèð ñ áåñêîìïðîìèññíûì ëþáîïûòñòâîì íîâîãî ÷åëîâåêà, è íå òåðïÿò íè ïðåãðàä, íè îòãîâîðîê. Èíûìè ñëîâàìè, åé áûëî òðè ãîäà.

Ðîäèòåëè, ìîëîäàÿ ïàðà, âûõîäèëè ãóëÿòü ñ íåé ïî î÷åðåäè — âèäèìî, êîìó ïîçâîëÿëè ñèëû è ðàáîòà. Äåâî÷êà òîðïåäîé íîñèëàñü ïî ïàðêó, ðàñøâûðèâàÿ îñåííèå ëèñòüÿ íå õóæå åãî Äæåìà. Ýäàêèé òðàêòîð, òîëüêî íà äâóõ íîãàõ. Äæåì, ñòîëü æå íåóãîìîííûé ïîëóãîäîâîé ñïàíèåëü, íå óñòóïàë äåâî÷êå â æåëàíèè íåìåäëåííî ïåðåïàõàòü âåñü ïàðê ê òàêîé-òî ìàòåðè. Ðàíî èëè ïîçäíî ýòè ðàêåòû äîëæíû áûëè ñòîëêíóòüñÿ. È ñòîëêíóëèñü.

— Îé! — Çâîíêî ïèñêíóëà äåâî÷êà, îò íåîæèäàííîñòè ïëþõíóâøèñü íà ïîïó. Äæåì íåìåäëåííî ïîâòîðèë ìàíåâð, ïðèçåìëèâøèñü íà ñâîþ è âíèìàòåëüíî óñòàâèëñÿ â ãëàçà äåâî÷êå.

— Ñîáààà÷êà, — çà÷àðîâàííî ïðîãîâîðèëà òà, ïðîòÿãèâàÿ ðóêó ê ñïàíèåëþ. Òîò òðÿõíóë óøàìè è ïîòÿíóëñÿ ê äåâî÷êå íîñîì, ïëîòíî çàêîâàííûì â òêàíåâûé, íî íàäåæíûé íàìîðäíèê.

— Òû ÷òî?! — ðàçäàëñÿ îêðèê îòöà. Îòåö è âëàäåëåö ñîáàêè âñòðåòèëèñü íàä ñâîèìè ïîäîïå÷íûìè.

— Èçâèíèòå, — ïàðåíü ïðèõâàòèë ïñà çà îøåéíèê, — ÿ íàäåþñü, îí íå íàïóãàë åå.

— Ñóäÿ ïî âñåìó, íåò, — óñìåõíóëñÿ îòåö, êèâàÿ íà äåâî÷êó. Òà, íå îáðàùàÿ âíèìàíèÿ íà ðîäèòåëÿ, ïðîäîëæàëà òÿíóòüñÿ ê Äæåìó.

— Âîîáùå îí ëþáèò äåòåé, — óëûáíóëñÿ â îòâåò ïàðåíü, — òàê ÷òî, åñëè âû íå ïðîòèâ…

— Òîëüêî çà! — Òâåðäî ïîñòàíîâèë îòåö, ïðåêðàñíî çíàÿ, êàêîé ñêàíäàë åìó óñòðîèò äî÷ü, åñëè ïîïðîáîâàòü óâåñòè åå îò ñîáàêè. Ïàðåíü îòïóñòèë îøåéíèê, è Äæåì òóò æå ðâàíóë îáíþõèâàòü íîâóþ çíàêîìóþ. Òà ðàäîñòíî çàñìåÿëàñü è îáõâàòèëà ïñà çà øåþ ðó÷îíêàìè.

— Ïàïà, à ïî÷åìó ó íåãî ìîðäà çàâÿçàíà? — Ïîèíòåðåñîâàëàñü îíà.

— Òàê ïîëàãàåòñÿ, — îòâåòèë îòåö. — ×òîáû ñîáàêà íèêîãî íå óêóñèëà.

— Íî îí æå äîáðûé! – Âîçìóùåííî âîñêëèêíóëà äåâî÷êà. Äæåì íåìåäëåííî ïîïûòàëñÿ ëèçíóòü åå â íîñ.

— Äîáðûé, — ñîãëàñèëñÿ õîçÿèí ïñà. – Íî ïðàâèëà åñòü ïðàâèëà…

— Ãëóïîñòè êàêèå, — ñîâåðøåííî ïî-âçðîñëîìó ôûðêíóëà äåâî÷êà. – Íå äàâàòü ëþáèòü ïðè ïîìîùè òðÿïêè…

Ïîâèñëî íåëîâêîå ìîë÷àíèå.

— Ïðîñòèòå, — êàøëÿíóë ìóæ÷èíà. – Îíà èíîãäà áûâàåò…

— Óáèéñòâåííî ïðàâà. ß âèæó.

Îí íè÷óòü íå îáèäåëñÿ. Íàîáîðîò, ñ âîçðîñøèì èíòåðåñîì èçó÷àë äåâ÷óøêó, åäâà íàó÷èâøóþñÿ ãîâîðèòü, íî óæå óìåþùóþ ãîâîðèòü ìåòêî.

***

Ìóæ÷èíà âñòðÿõíóëñÿ, îñîçíàâ, ÷òî îí óæå ìèíóò äåñÿòü êàê ìîêíåò ïîä äîæäåì, íå äîãàäûâàÿñü ñäåëàòü äâà øàãà â ñòîðîíó êðûòîé àâòîáóñíîé îñòàíîâêè. Äåâÿòü ëåò ïðîøëî, íàäî æå…Äæåì èç ìîëîäîãî îáîëòóñà ïðåâðàòèëñÿ â ñîëèäíîãî ñïàíèåëÿ ñ ÷óâñòâîì ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà. Ðàêåòíûé äâèãàòåëü âíóòðè íåãî ñìåíèëñÿ ñòåïåííûì èçó÷åíèåì ïðîñòðàíñòâà âîêðóã, à ñîáà÷èé óì íàêîíåö ïåðåãíàë ïî ñêîðîñòè ëàïû è íîñ, èç-çà ÷åãî âèçèòû ê âåòåðèíàðàì ñòàëè, ñëàâà Áîãó, ðåæå. Ïðåæäå ïåñ óìóäðÿëñÿ ðàñöàðàïàòü ñåáå äàæå çàùèùåííóþ ìîðäó êàêèì-íèáóäü îñîáî êîëþ÷èì êóñòàðíèêîì. Ñ íàëåòó ñîæðàòü ÿâíî íå ïðèãîäíóþ äëÿ ýòîãî ñòàðóþ òðÿïêó, ïðîïàõøóþ, ïî âñåé âèäèìîñòè, ìåñòíûìè êðûñàìè. Ïîñàäèòü çàíîçó, ïîäðàòüñÿ ñ áðîäÿ÷åé êîøêîé, íàñòóïèòü íà áèòîå ñòåêëî – â îáùåì, ìåñòíàÿ âåòåðèíàðíàÿ êëèíèêà çíàëà Äæåìà êàê îáëóïëåííîãî, à òîëùèíà åãî ìåäèöèíñêîé êàðòî÷êè íå óñòóïàëà èíûì ÷åëîâå÷åñêèì.

Читайте также:  Мазь доктор мом аллергия у ребенка

Äåâî÷êà æå èç òðåõëåòíåãî ìàëûøà ïðåâðàòèëàñü ñíà÷àëà â âåñüìà ïðèñòàâó÷åãî äîøêîëåíêà, êëåùàìè âöåïëÿþùåãîñÿ â ëþáóþ âîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü îòâåò íà èíòåðåñóþùèé åå âîïðîñ. ×óòü ïîçæå äîøêîëåíîê òðàíñôîðìèðîâàëñÿ â ïåðâóþ ñðåäè ìëàäøåêëàññíèêîâ çàáèÿêó, åõèäíóþ è êîíôëèêòíóþ. Èñêðèëî îò íåå òàê, ÷òî âèçèòû ðîäèòåëåé â øêîëó ïî ÷àñòîòå ìîãëè ñðàâíèòüñÿ ðàçâå ÷òî ñ âèçèòàìè Äæåìà â âåòåðèíàðíóþ êëèíèêó.

Òåïåðü æå ýòî áûë íà÷èíàþùèé ôîðìèðîâàòüñÿ ïîäðîñòîê. Íåñêîëüêî óãëîâàòàÿ, íåñóðàçíàÿ ââèäó ïåðåõîäà ê âçðîñëåíèþ, äåâ÷îíêà ñòàëà âîèñòèíó íåâûíîñèìîé äëÿ ðîäèòåëåé. Åå ðå÷è íå óòðàòèëè åäêîñòè, à ñòðåìëåíèå âî âñåì è âåçäå áûòü âîëüíîé ïòèöåé äîñòàâëÿëî ìíîãî ïðîáëåì ÷òî îòöó, ÷òî ìàòåðè. Îäíàêî ïîêà åùå ýòî ñòðåìëåíèå áûëî â ðàìêàõ äîïóñòèìîãî äëÿ ðîäèòåëåé.

Åùå ïàðà ëåò, ôèëîñîôñêè ðàçìûøëÿë õîçÿèí Äæåìà, è îíà íà÷íåò ñáåãàòü èç äîìà. Íå ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëè ïëîõèå, à ïîòîìó ÷òî ìèð îãðîìåí. È èçó÷àòü åãî õîðîøî áû â îäèíî÷êó.

Îäíà èç íåìíîãèõ ïðèâû÷åê, îñòàâøèõñÿ ó äåâî÷êè ñ òðåõëåòíåãî âîçðàñòà – ýòî èõ åæåâå÷åðíèå ïðîãóëêè ñ ìóæ÷èíîé è åãî ñïàíèåëåì. Ñíà÷àëà îíà íå îáðàùàëà íà õîçÿèíà ïñà íèêàêîãî âíèìàíèÿ, ïîëíîñòüþ ïîñâÿùàÿ ñåáÿ ñîáàêå. Íàèãðàâøèñü, íàïåðåòÿãèâàâ ïàëêó, íàâîçèâøèñü â ñíåãó äî ïîñèíåíèÿ, îíà îòêàçûâàëàñü èäòè äîìîé, ïîêà íå óõîäèë äîìîé Äæåì. Ïåñ áûë òîëüêî çà, è ïåðåèãðàòü ýòîò äóýò íå áûëî íèêàêèõ ñèë.

Îäíàêî ñî âðåìåíåì, êîãäà æàæäà äâèæåíèÿ ñìåíèëàñü æàæäîé ïîçíàíèÿ, à Äæåì íåñêîëüêî îáëàãîðàçóìèëñÿ, äåâî÷êà ïîëþáèëà ïðîãóëèâàòüñÿ ïî äîðîãå âìåñòå ñ õîçÿèíîì ïñà, ðàçãîâàðèâàÿ îáî âñåì è íè î ÷åì îäíîâðåìåííî. Ðîäèòåëè, ïðèâûêøèå çà ãîäû ê ýòîé äðóæáå, ïîçâîëÿëè äî÷åðè ãóëÿòü â îáùåñòâå ñîñåäà.

— À ïî÷åìó òû âñå âðåìÿ îäèí?

— ×òî, ïðîñòè?

— Îäèí. Òû íèêîãäà íå õîäèøü ãóëÿòü ñ æåíùèíîé. Ïî÷åìó?

— Ïîòîìó ÷òî ó ìåíÿ åå íåò.

— Ðàçâå òû íåêðàñèâûé?

— Îáû÷íûé. À ðàçâå äåëî â êðàñîòå?

— Íå çíàþ. À â ÷åì?

— Ìíå ñòðàííî äåëàòü âèä, ÷òî ÿ â ýòîì ðàçáèðàþñü. Ó ìåíÿ æå íåò æåíùèíû, òû íå çàáûëà?

— È íèêîãäà íå áûëî?

— Áûëà.

Èíîãäà ïåðâûì çàäàâàë âîïðîñû îí.  ãëàçàõ äåâî÷êè îí âûãîäíî îòëè÷àëñÿ îò èíûõ âçðîñëûõ íåáàíàëüíîñòüþ âîïðîñîâ. Íèêàêèõ ýòèõ «à êàêèå ïðåäìåòû â øêîëå òåáå áîëüøå íðàâÿòñÿ» èëè, óïàñè Áîæå, «êåì òû õî÷åøü ñòàòü».

Êîãäà îíà íå âûøëà â ïåðâûé ðàç, ìóæ÷èíà ñ ïñîì íåñêîëüêî óäèâèëèñü, íî íå ïðèäàëè ýòîìó îñîáîãî çíà÷åíèÿ. Òàêîå óæå áûâàëî – â êîíöå êîíöîâ, ó ïî÷òè âçðîñëîé äåâî÷êè äâåíàäöàòè ëåò ìîãóò áûòü ñâîè, íå ìåíåå âàæíûå äåëà. ×àùå îíà ïðåäóïðåæäàëà î òîì, ÷òî íå ïðèäåò, íî âíåçàïíàÿ ïðîñòóäà èëè øêîëüíûå äåëà ìîãëè íàãðÿíóòü, êîãäà íå æäàëè, íå îñòàâëÿÿ âðåìåíè íà óâåäîìëåíèå.

Îäíàêî äåâî÷êà íå ïîÿâëÿëàñü íåäåëþ. Ìóæ÷èíà íåøóòî÷íî âñòðåâîæèëñÿ. Äæåì òîæå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íå â ñâîåé òàðåëêå – ïîãëÿäûâàë â ñòîðîíó äîðîæêè, íà êîòîðîé îáû÷íî ïîÿâëÿëàñü äåâî÷êà, èíîãäà ïðîãóëèâàëñÿ äî íåå è, íå íàéäÿ ñâîþ ïîäðóãó, âîçâðàùàëñÿ ñ íåñêîëüêî ðàñòåðÿííûì âèäîì.

×åðåç äâå íåäåëè âî âðåìÿ ïðîãóëêè íà äîðîæêå íàêîíåö ïîêàçàëàñü çíàêîìàÿ ôèãóðà, íî, óâû, òîëüêî îòöà äåâî÷êè. Äæåì ñ ðàäîñòíûì ëàåì óñòðåìèëñÿ ê çíàêîìîìó ÷åëîâåêó, è, íàñêîðî îáíþõàâ åãî, çàîçèðàëñÿ â ïîèñêàõ ñâîåãî íåèçìåííîãî êîìïàíüîíà. Íî ÷åëîâåê áûë îäèí. È, ñóäÿ ïî âñåìó, ïðèøåë èìåííî ê õîçÿèíó ïñà.

— Ýòî ïðàêòè÷åñêè íåîáðàòèìàÿ ñêîðîñòü ðàçâèòèÿ, — ñ òðóäîì, çàïèíàÿñü, ãîâîðèë îòåö äåâî÷êè. Îíè îáîøëè êðóãîì âåñü ïàðê óæå òðèæäû, è âñå íèêàê íå ìîãëè îñòàíîâèòüñÿ. – Âðà÷è ðàçâîäÿò ðóêàìè. Íóæíà õèìèîòåðàïèÿ, è íå îäíà. Äâå ïðîöåäóðû óæå ïðîâåëè, íî îíà òàê ïëîõî èõ ïåðåíîñèò, ÷òî çàâîäèò ðàçãîâîðû î òîì, ÷òîáû åå ïðåêðàòèëè ìó÷èòü è äàëè æèòü ñïîêîéíî…ñêîëüêî ïîëó÷èòñÿ.

Õîçÿèí ïñà ìîë÷àë. Äæåì äåëîâèòî ðûñêàë íåäàëåêî îò äâóõ ìóæ÷èí, ñîâåðøåííî íå ïîäîçðåâàÿ, êàêàÿ áåäà îáðóøèëàñü íà åãî ïîäðóãó.

— Îíà ãîâîðèëà î âàñ è ïðîñèëà âàñ ïðåäóïðåäèòü, ÷òî íå ñìîæåò…êàêîå-òî âðåìÿ…ïðèõîäèòü.

×òî-òî ïåðåìêíóëî â ãîðëå ó îòöà, è òîò îòâåðíóëñÿ.

— Êàêàÿ áîëüíèöà? – Íàðóøèë ìîë÷àíèå ìóæ÷èíà. Îòåö íàçâàë íîìåð ìàøèíàëüíî, çàáûâ äàæå óäèâèòüñÿ.

— ß õî÷ó åå íàâåñòèòü, — ñ÷åë ñâîèì äîëãîì ïðåäóïðåäèòü ìóæ÷èíà.

— Îíà áóäåò ðàäà, — îòåö äåâî÷êè ïî÷òè óëûáíóëñÿ. – Ìîæåò, âû äîíåñåòå äî íåå òî, ÷òî íà òàêîå ëå÷åíèå íóæíû ñèëû…

— Äîíåñòè ýòî è äàòü ñèëû – ñîâñåì ðàçíûå âåùè. Íî ÿ ïîïðîáóþ.

Îí íûðíóë ïîä êîçûðåê îñòàíîâêè, õîòÿ ýòî óæå áûëî íåñêîëüêî áåññìûñëåííî, è äîñòàë òåëåôîí. Íîìåð äåâî÷êè îòåö ïîñëå íåêîòîðûõ ñîìíåíèé âñå æå äàë, è ýòî áûëî î÷åíü êñòàòè – â áîëüíèöå îíà ñïàëà âñå òå äâà ÷àñà, ïîêà ìóæ÷èíà òåðïåëèâî æäàë ðÿäîì, à äàëüøå åãî óæå ïîãíàëè ìåäñåñòðû.

“Ïðèâåò, ýòî ìû ñ Äæåìîì”

Ùåëêíóâ ïî «îòïðàâèòü», ìóæ÷èíà âûãëÿíóë èç îñòàíîâêè, ïîíÿë, ÷òî ñ àâòîáóñàìè ñåãîäíÿ åìó êàòåãîðè÷åñêè íå âåçåò, è, ïîäíÿâ âîðîòíèê, øàãíóë ïîä äîæäü ñíîâà.

Óæå äîìà, ðàñòèðàÿñü ïîñëå ãîðÿ÷åãî äóøà, îí óñëûøàë ïèñê òåëåôîíà.

“Ïðèâåò. Ýòî âû ïðèõîäèëè?”

Ìóæ÷èíà ñåë íà êðîâàòü, äåðæà òåëåôîí â ðóêå. Ïîìåäëèâ, íà÷àë íàáèðàòü:

“Ïðèõîäèë ÿ îäèí. Õîòåë ïîîáùàòüñÿ ñ òîáîé, íî òû òàê êðåïêî ñïàëà…”

“Íàäî áûëî ðàçáóäèòü”

“Çà÷åì ýòî?”

“À çà÷åì ìíå òðàòèòü âðåìÿ íà ñîí?”

Äæåì çàïðûãíóë íà êðîâàòü, è, ïîêðóòèâøèñü, óñòðîèëñÿ ðÿäîì ñ ìóæ÷èíîé, ïîëîæèâ ìîðäó òîìó íà êîëåíî. Òîò ìàøèíàëüíî ïîòðåïàë ïñà çà óõî, óñòàâèâøèñü íà ýêðàí. Âîò òàêîé, çíà÷èò, íàñòðîé…

“×òîáû æèòü?”

“ß íå õî÷ó áîëüøå. Ïîñëåäíèå äíè ýòî íå æèçíü”

“Ýòî âðåìåííî è ïðîéäåò”

“Ýòî íå ïðîéäåò, íå äåðæè ìåíÿ çà äóðó”

Âíåçàïíîå ðóãàòåëüñòâî õëåñòêî ïðîøëîñü ïî ìóæ÷èíå. Äåâî÷êà, íåñìîòðÿ íà âñþ ñâîþ âçáàëìîøíîñòü, íåïðèìèðèìîñòü ê ñâåðñòíèêàì è ëþáîâü ê äðàêàì êàê ñëåäñòâèþ, ÷åòêî ñîáëþäàëà ñóáîðäèíàöèþ â èõ ìíîãî÷àñîâûõ áåñåäàõ. Èíûìè ñëîâàìè, ðóãàòüñÿ ïðè íåì îíà ñåáå íå ïîçâîëÿëà. Õîòÿ ïðèçíàâàëàñü, ÷òî íà ó÷èòåëåé ýòî ðàñïðîñòðàíÿëîñü äàëåêî íå âñåãäà.

“Íå ðóãàéñÿ. ß è íå äåðæó. Íî øàíñ åñòü, ÿ ðàçãîâàðèâàë ñ òâîèì îòöîì è âðà÷àìè”

“Åñëè òåáå íå íðàâèòñÿ, òû ìîæåøü ïðîñòî ìíå íå ïèñàòü. ×àî”

Ìóæ÷èíà äîñàäëèâî êà÷íóë ãîëîâîé è ïîãàñèë ýêðàí. ×òî ñëó÷èòñÿ ñ ïîäðîñòêîì â ïóáåðòàòå, êîãäà åãî íàñòèãíåò ñìåðòåëüíàÿ è áîëåçíåííàÿ òâàðü âíóòðè? Íîâûé ÷åëîâåê åäâà ó÷èòñÿ ñïðàâëÿòüñÿ ñ ìèðîì âíåøíèì, ãäå âçÿòü ñèëû íà áîðüáó åùå è âíóòðåííþþ?

Ïîä íàæàòèåì ïàëüöà òåëåôîí ñíîâà çàñâåòèëñÿ.

“Íå çëèñü. Õî÷åøü, ÿ ïðèäó çàâòðà?”

Ñîîáùåíèå ìèãíóëî ñòàòóñîì «ïðî÷èòàíî», íî îòâåòà íå ïîñëåäîâàëî. Ìóæ÷èíà íåñêîëüêî ìèíóò ïîñëåäèë çà ýêðàíîì, îäíàêî íè÷åãî íå èçìåíèëîñü. Âçäîõíóâ, îí ïîãàñèë åãî è ðàñòÿíóëñÿ íà êðîâàòè. Äîñòàâàòü è íåðâèðîâàòü äåâî÷êó åìó íå õîòåëîñü. Ïóñòü îñòûíåò.

Óòðîì îòâåò âñå-òàêè ïðèøåë.

“Íå õî÷ó. ß õî÷ó, ÷òîáû ìåíÿ îñòàâèëè â ïîêîå, à îíè íå îñòàâëÿþò”

“Îíè ïûòàþòñÿ òåáå ïîìî÷ü”

“Íó è äóðàêè. ß ñåáÿ ëó÷øå ÷óâñòâóþ, ÷åì îíè ìåíÿ. Çðÿ âðåìÿ òðàòÿò”

Ïîäàâèâ æåëàíèå íàñòðî÷èòü áàíàëüíîå «íå ãîâîðè òàê», ìóæ÷èíà çàäóìàëñÿ. Ãîâîðÿò, íåëüçÿ âûëå÷èòü òîãî, êòî ýòîãî íå õî÷åò. Íî ÿðêîå æåëàíèå âûçäîðîâåòü è ìîðàëüíûå ñèëû ìîãóò ñîòâîðèòü ÷óäî. Êàê ïðîáóäèòü â åùå ïî÷òè ðåáåíêå èíòåðåñ ê æèçíè?

Íåñêîëüêî ïîðàçìûñëèâ, ìóæ÷èíà íåòîðîïëèâî íàáðàë:

Читайте также:  От глоксиния может быть аллергия

“Ëþäè ëþáÿò òðàòèòü âðåìÿ íà âñÿêîå çðÿøíîå. ß âîò, íàïðèìåð, ñêàçêó ïèøó, õîòÿ ïóáëèêîâàòü íèãäå íå ñîáèðàþñü. Ñêàçêó ïðî ïñà, êîòîðûé áûë âñþ æèçíü áðîäÿ÷èì, íî õîòåë èìåòü äîì è ëþáÿùåãî õîçÿèíà. Îí íåñêîëüêî ðàç ïûòàëñÿ ïðèáèòüñÿ ê ðàçíûì ëþäÿì – ê ìÿñíèêó, ê îõîòíèêó, ê ïàñòóõó, íî îòîâñþäó ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì åãî ãíàëè. Ìÿñíèêó íå ïîíðàâèëàñü ñîáàêà, îí ðåøèë, ÷òî òà îáÿçàòåëüíî óâåäåò ó íåãî ñàìóþ âêóñíóþ ñâèíóþ íîãó (êîòîðóþ, íàäî ñêàçàòü, òîò è ñàì áûë íå ïðî÷ü óïîòðåáèòü). Îõîòíèê áûë â áåøåíñòâå, êîãäà ïåñ íå ñìîã íàéòè ïîäñòðåëåííóþ óòêó – ââèäó íåîïûòíîñòè, íî êîìó îõîòà òðàòèòü âðåìÿ íà îáó÷åíèå, ïðîùå âçÿòü ãîòîâóþ ïîðîäèñòóþ îõîòíè÷üþ ñîáàêó. Ïàñòóõ æå ïðîãíàë ïñà, êîãäà ïðè ïåðâîé æå ïîïûòêå ïàñòè êîç òîò ñõëîïîòàë êîïûòîì â áîê è òàê âçâèçãíóë, ÷òî êîçû îò èñïóãà ðàçáåæàëèñü…”

«Ñîîáùåíèå ïðî÷èòàíî». Íî â îòâåò áûëà òèøèíà. Âîçìîæíî, øàã áûë ñëèøêîì ðèñêîâàííûé, è äåâî÷êà ñåé÷àñ ðåøèò, ÷òî îí ïîåõàë êðûøåé è áîëòàåò î ÷åì íè ïîïàäÿ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, èíîãäà îñîçíàíèå òîãî, ÷òî âçðîñëûå áûâàþò äóðàêàìè, çäîðîâî ïîäíèìàåò ñàìîîöåíêó…

Òåëåôîí ïèñêíóë â òðè ÷àñà íî÷è.

“À ÷òî áûëî äàëüøå?”

Ìóæ÷èíà ðûâêîì ñåë íà êðîâàòè è íåñêîëüêî ñåêóíä ñìîòðåë íà ýêðàí.

“Ïåñ íå ïîòåðÿë íàäåæäû, äàæå êîãäà ïàñòóõ â ñåðäöàõ âûòÿíóë åãî êíóòîì. Îí ðåøèë ïîéòè ê âäîâå ñ òðåìÿ äåòüìè è ïîêàçàòü, ÷òî îí õîðîøèé îõðàííèê. Îäíàêî âäîâà, â îòëè÷èå îò óéìû äðóãèõ ñêàçîê, îêàçàëîñü æåíùèíîé çëîé è ïðàêòè÷íîé. Îíà ðåøèëà, ÷òî ó ñîáàêè áîëüíî äîáðàÿ ìîðäà, è êàêîé æå èç íåãî ñòîðîæ. È âûãíàëà åãî, íåñìîòðÿ íà ïðîñüáû äåòåé, êîòîðûì îí î÷åíü ïîíðàâèëñÿ. À ïî÷åìó òû íå ñïèøü?”

“Áîëüíî ñïàòü. Îí íàøåë â èòîãå ñåáå äîì?”

“Îäèí ÷åëîâåê õîòåë âçÿòü åãî ê ñåáå, íî ïñó îí êàçàëñÿ ïîäîçðèòåëüíî ëàñêîâûì, ïîýòîìó îí ñòîðîíèëñÿ ýòîãî ÷åëîâåêà. Êàê âûÿñíèëîñü, íå çðÿ – ìåíåå ïîäîçðèòåëüíûå áðîäÿ÷èå ñîáðàòüÿ óãîäèëè íà ñîáà÷üè áîè ïîä íà÷àëîì ëàñêîâîãî äæåíòëüìåíà, è íåêîòîðûå èç íèõ çàêîí÷èëè âåñüìà áåññëàâíî è êðîâàâ

“Íî îí íàøåë â èòîãå ñåáå äîì?!”

“Ïðèçíàþñü, ÿ åùå íå äîïèñàë”

“À êîãäà äîïèøåøü?”

“Ñêîðî, íàäåþñü. ß ìîãó ïðèñûëàòü òåáå, êîãäà áóäó ïèñàòü êóñêè, õî÷åøü?”

“Äà, õî÷ó. Ìíå æàëü ýòîãî ïñà.”

“Ìíå òîæå. Ïîñìîòðèì, ÷òî ñ íèì áóäåò äàëüøå. Ïîïðîñè ó ìåäñåñòåð êàêîå-íèáóäü îáåçáîëèâàþùåå, ìîæåò? Ñïàòü âñå-òàêè íàäî”

“Ìîæåò. À êîãäà òû áóäåøü ïèñàòü?”

“Ïðî ïñà? Ïîïðîáóþ çàâòðà”

“Çàâòðà ìíå ïÿòü ÷àñîâ ïëàíèðóþò çàëèâàòü ýòó ãàäêóþ õèìèþ. Îïÿòü ïîëíî÷è áóäó ïîëçàòü è âûòü îò òîøíîòû. Äà è ñåãîäíÿ òîæ兔

“Ñõîäè ê ìåäñåñòðàì, âñå-òàêè”

“Ïîïðîáóþ. Ëàäíî, ñïîêîéíîé íî÷è.”

“Ñïîêîéíîé.”

Ñîí óøåë îêîí÷àòåëüíî. Ìóæ÷èíà ïîäíÿëñÿ è áîñèêîì ïðîøåë ê îêíó. Íî÷íîé ãîðîä óæå ìåäëåííî ïåðåõîäèë â ïðåäðàññâåòíóþ ñòàäèþ, òîò «ìåðòâûé ÷àñ», êîãäà íî÷íûå ãóëÿêè óæå

ðàçîøëèñü îòñûïàòüñÿ, à ïåðâûå óòðåííèå ïòàõè åùå íå ïðîäðàëè ãëàçà. Íà ãîðèçîíòå íåìíîãî ïîñâåòëåëî íåáî.

Ìóæ÷èíà ñåë çà ñòîë è îòêðûë áëîêíîò.

***

“…çàâîä÷èê âûñìåÿë ïñà, êîãäà òîò ïîïûòàëñÿ çàéòè ê íåìó â äîì. Îí äåðæàë â ñâîèõ âîëüåðàõ ïîòîìñòâåííûõ ñòîðîæåâûõ ñîáàê, è ýòà ñìåøíàÿ íåñóðàçíàÿ ïñèíà êàçàëàñü ãðÿçíûì êîìêîì øåðñòè â ñðàâíåíèè ñ åãî ïîðîäèñòûìè êðàñàâöàìè. Ñàìè ñòîðîæà ïðåçðèòåëüíî ñêàëèëè êëûêè, ñòîèëî èì ïîéìàòü âçãëÿä ïñà. Èõ íå ñòîèò âèíèòü – êàê òîëüêî íè îñêàëèøüñÿ, êîãäà âñþ æèçíü ïðîâîäèøü çà ðåøåòêî酔

“Ãðóñòíàÿ êàêàÿ-òî ñêàçêà. Âñå åãî ïðîãîíÿþò, è âñå íàä íèì ñìåþòñÿ, íåêîòîðûå äàæå áüþò. Ó íåãî íåò íè îäíîãî äðóãà?”

“Íó ïî÷åìó æå, åñòü.  ñàìîé äàëüíåé ÷àñòè ýòîãî íåáîëüøîãî ãîðîäà, ñðåäè ãðÿçíûõ ïîðòîâûõ ñêëàäîâ, ïåñ ïîçíàêîìèëñÿ ñ êîòåíêîì è ñ íèì æå ïîäðóæèëñÿ.”

“Îí åãî íå ñúåë?”

“Êîòåíîê? Ïîïûòàëñÿ. Ìàëåíüêèé îõðàííèê ñâîåé òåððèòîðèè ñíà÷àëà íå ïîíÿë, ÷òî ýòî çà íåçâàíûå ãîñòè ïîêóøàþòñÿ íà åãî ðûáíûå óãîäüÿ, è çäîðîâî íàøèïåë íà ïðèøåëüöà. Îäíàêî ïîçæå îíè âñå-òàêè íàøëè îáùèé ÿçûê. Ïåñ ðåãóëÿðíî óõîäèë èç ïîðòà èñêàòü ñâîå ñ÷àñòüå, íî íåèçìåííî âîçâðàùàëñÿ ê êîòåíêó. Îí ëîæèëñÿ, ñâîðà÷èâàÿñü êëóáêîì, à êîòåíîê ëîæèëñÿ íà íåãî ñâåðõó, â êëóáîê ïîìåíüøå. Òîãäà ïåñ ãëóáîêî âçäûõàë è çàñûïàë, â íàäåæäå íà äåíü ñëåäóþùèé.”

“À êîòåíêó íå áûëî ãðóñòíî, ÷òî ïåñ âñå âðåìÿ óõîäèë?”

“Êîøêè âñåãäà ñëûëè ñàìîñòîÿòåëüíûìè ñóùåñòâàìè, äàæå ìàëåíüêèå.”

“Òî åñòü íå áûëî?”

“Êîíå÷íî, áûëî. Íî ïåñ âîçâðàùàëñÿ.”

— Õèìèîòåðàïèÿ íà÷àëà äàâàòü ñâîè ðåçóëüòàòû, — áûñòðî ïðîãîâîðèë îòåö äåâî÷êè, — ãîâîðÿò, ïðîöåññ ïîøåë â íóæíóþ ñòîðîíó, ïðàâäà, ìåäëåííî, íî â íóæíóþ! Èçâèíèòå, ÿ î÷åíü ñïåøó, ÷àñû ïðèåìà, ñàìè çíàåòå…

Îí òîðîïëèâî ìàõíóë ðóêîé è çàñïåøèë ïî äîðîæêå èç ïàðêà, â ñòîðîíó àâòîáóñíîé îñòàíîâêè. Ìóæ÷èíà ñâèñòíóë Äæåìó, è, êîãäà òîò ïîäáåæàë, îïóñòèâøèñü íà îäíî êîëåíî, îò äóøè íàòðåïàë åìó áîêà.

— Òû ñëûøàë, äà? Ïðîöåññ ïîøåë!

È ñïàíèåëü ðàäîñòíî ãàâêíóë â îòâåò.

***

“Ñåãîäíÿ ìåíüøå òîøíèëî äàæå.”

“Ýòî æå îòëè÷íî.”

“Äà. Ãîâîðÿò, åùå äâà ðàçà, è ïîòîì ïåðåðûâ. Åñëè áóäó õîðîøî ñåáÿ ÷óâñòâîâàòü, íà âðåìÿ ïåðåðûâà äàæå îòïóñòÿò äîìîé. È äàæå ãóëÿòü ìîæíî áóäåò.”

“Äæåì ñ óìà ñîéäåò îò ðàäîñòè.”

“ß òîæå. À êàê òàì ïåñ èç ñêàçêè?”

“Ñêàçêà ïî÷òè çàêîí÷åíà. Åùå íåìíîãî, è ÿ äîïèøó.”

“Êàêîé êîíåö, õîòÿ áû? Ãðóñòíûé? Èëè õîðîøèé?”

“ß óæå äîïèñûâàþ.”

“Ñêàæè, ÷òî õîðîøèé!”

Ìóæ÷èíà ðàç çà ðàçîì âûðûâàë è êîìêàë áëîêíîòíûå ëèñòû, â ðàçäðàæåíèè ñáðàñûâàÿ èõ íà ïîë. Çà åãî ñïèíîé íà êðîâàòè ñëàäêî ñïàë Äæåì, ðàñêèíóâ âî ñíå ëàïû è ëåãîíüêî èìè ïîäðàãèâàÿ. ×àñ áûë ïîçäíèé, è ìóæ÷èíå, ïî-õîðîøåìó, òîæå ñòîèëî áû ëå÷ü ñïàòü. Íî ñêàçêà áèëàñü âíóòðè, òðåáóÿ âûõîäà.

È åùå ÷åðåç äâà ÷àñà ýòîò âûõîä áûë íàéäåí.

«Î÷åðåäíûì âå÷åðîì ïåñ áðåë â ñòîðîíó ñêëàäîâ, îêîí÷àòåëüíî âûìîòàííûé è óñòàâøèé. ×üè-òî äåòè ñåãîäíÿ âûáðàëè åãî ìèøåíüþ äëÿ ñâîèõ èãð â ðàçáîéíèêîâ, è ïðàâàÿ ëàïà îùóòèìî ïîáàëèâàëà ïîñëå ïðèëåòåâøåãî â íåå êàìíÿ. Êðîìå òîãî, åìó íå óäàëîñü ðàçäîáûòü íè÷åãî èç åäû. Ïåñ ñîâñåì îò÷àÿëñÿ, è, íàâåðíîå, åñëè áû íå êîòåíîê, ïðåäïî÷åë áû îñòàòüñÿ â îáùåñòâå äåòåé â òàéíîé íàäåæäå, ÷òî îíè çàìó÷àþò åãî íàñìåðòü, íî õîòü êîìó-òî îí ïðèãîäèòñÿ.

Ïåñ âñòðåïåíóëñÿ, ïðèñëóøàâøèñü. Îòêóäà-òî ñ ñîñåäíåé óëèöû äîíåñëàñü ìóçûêà. Êòî-òî íåæíî è ëàñêîâî ïåðåáèðàë ãèòàðíûå ñòðóíû, è òå îòçûâàëèñü òàêîé ðîäíîé, òàêîé çíàêîìîé ïå÷àëüþ, ÷òî ïåñ åäâà íå çàâûë â óíèñîí. Îäíàêî æèçíü ïðèó÷èëà åãî íå âûòü ãäå íè ïîïàäÿ, è îí, ïðèíþõàâøèñü, ðåøèòåëüíî óñòðåìèëñÿ â ñòîðîíó äîíîñèâøåéñÿ ìóçûêè.

Ýòî áûë ñòàðûé ìóçûêàíò, î÷åíü ñòàðûé. Åãî ëîõìàòóþ ñåäóþ ãîëîâó áåç ïîðÿäêó òðåïàë âåòåð, à øëÿïà – òî åäèíñòâåííîå, ÷òî ìîãëî çàùèòèòü, — ñòîÿëà ïåðåä íèì, âûðàçèòåëüíî ðàççÿâèâøèñü. Âíóòðè ñêóïî áëåñòåëî íåñêîëüêî ìîíåòîê.

Ìóçûêàíò èãðàë, ïðèêðûâ ãëàçà. Ìåëîäèÿ ëèëàñü áåñïðåðûâíîé òîíêîé ëèíèåé ïðÿìî â äóøó, ïðîáóæäàÿ ÷òî-òî ãëóáèííî-÷óâñòâåííîå, íàñòîÿùåå è ðîäíîå. Ïåñ ìåäëåííî ïîäêðàëñÿ ê íåìó è ñåë ðÿäîì, òèõî ïîðûêèâàÿ îò æåëàíèÿ íåìåäëåííî «ïîäïåòü». Áðîäÿãà ñ ãèòàðîé ïîäíÿë ãîëîâó:

— Âîò îíî êàê, — äðóæåëþáíî ïðîãîâîðèë îí, — äà ó ìåíÿ ïîÿâèëñÿ ñîëèñò?

Ïåñ æàëîáíî çàñêóëèë, ïðèïàäàÿ íà áðþõî. Íèêòî íèêîãäà íå ãîâîðèë ñ íèì òàê èñêðåííå è ëàñêîâî îäíîâðåìåííî, è ýòà äóøåâíîñòü ñòîèëà âñåõ ìåòàíèé.

— Íó, íó, — çàñìåÿëñÿ ìóçûêàíò, ïðèäåðæèâàÿ ðóêîé ñòðóíû, — ïîáåðåãè ýìîöèè, äðóæèùå. Òû ãîëîäíûé?